г. Краснодар |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А63-22396/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от истца - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гребенюк Галины Николаевны (ИНН 261700672395, ОГРНИП 304264313900062) - Соповой В.А. (доверенность от 12.01.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) - Ефимова В.С. (доверенность от 01.04.20254), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А63-22396/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гребенюк Галина Николаевна (далее - предприниматель) обратилось в арбитражный суд к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 17.10.2022 N 34-1-0755/23, и о принятии его условий в редакции предпринимателя.
Решением суда от 06.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2023, иск удовлетворен частично; пункты 4.1, 11.7 и 11.8 договора в принятой судом редакции изложены в резолютивной части решения суда; с общества в пользу предпринимателя взыскано 10 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 6 тыс. рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты в части урегулирования пунктов 4.1 и 11.8 договора и распределения судебных расходов, принять новый судебный, которым в удовлетворении названных требований отказать. По мнению заявителя, предприниматель, требуя дополнить пункт 4.1 договора абзацем о том, что указанные нормативные документы, а также весь пункт 4.1 договора подлежат применению исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию узлам измерения расхода газа (УИРГ), имел целью ограничить действие нормативных документов, действующих на всей территории Российской Федерации, а также сделать неприменимыми к отношениям сторон положения пункта 4.1 договора о порядке учета газа и порядке определения объема поставленного газа в случае неисправности УИРГ. Суды привели выводы о том, почему к УИРГ не может применяться ГОСТ Р 8.993-2020 и ГОСТ Р 8.995-2020, однако не обосновали, почему к УИРГ не должны применяться иные ГОСТы, перечисленные в абзаце первом пункта 4.1 договора. Самый старый из газовых счетчиков, установленных у покупателя, изготовлен 15.09.2011, а большинство других в 2013 году. Техническая документация на средства измерения, которыми оборудованы УУГ покупателя, содержит указание на то, что они соответствуют ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741-2019 и ГОСТ 2939-63. Несоответствие указанных средств измерений заявленным в них ГОСТам будет свидетельствовать об их неисправности и невозможности применения для коммерческого учета, на что и указано в пункте 4.1 договора в редакции поставщика. Суды не указали нормативно-правовые акты или альтернативные ГОСТы, иные стандарты, которыми следует руководствоваться сторонам при учете газа (критерии методов и средств измерений). В отношении редакции пункта 11.7 договора судом принято законное и обоснованное решение. При утверждении редакции пункта 11.8 договора в редакции предпринимателя не учтено, что часть приказов Ростехнадзора и ГОСТов, на которые ссылался истец, утратили силу. Согласно представленным документам у предпринимателя организована собственная газовая служба осуществляющая техническое обслуживание сети газопотребления, при этом некоторым объектам предпринимателя техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение оказывает ОАО "Светлоградрайгаз". Термин "уполномоченная служба" используется ответчиком в пункте 11.7 договора исключительно для определения множества специализированных организаций, посредством которых собственник обеспечивает выполнение требований законодательства в части безопасной эксплуатации объекта газоснабжения. Использование термина "уполномоченная служба" не ущемляет права покупателя и причин для его замены в пункте 11.7 договора нет.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с истечением срока действия договора поставки газа от 31.08.2017 N 34-1-0755/18 ответчик предложил истцу заключить новый договор на 2023 год, направив ответчику проект договора от 17.10.2022 N 34-1-0755/23.
В представленном ответчиком проекте договора от 17.10.2022 объемы газа, подлежащего поставке истцу, существенно завышены по сравнению с договором от 31.08.2017, изменен порядок учета газа, а также добавлены прочие условия договора.
Письмом от 07.11.2022 проект договора N 34-1-0755/23 с протоколом разногласий от 07.11.2022 возвращен ответчику. Истец выразил несогласие с пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.2, 4.1, 11.7 и 11.8 договора. Указанное письмо получено ответчиком 07.11.2022.
Ответчик в протоколе согласования разногласий от 01.12.2022 согласился изложить пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.2 договора в редакции истца, однако на согласовании пунктов 4.1, 11.7 и 11.8 договора в редакции поставщика настаивал.
Истец, не согласившись с пунктами 4.1, 11.7 и 11.8 договора в редакции ответчик, отклонил протокол согласования разногласий от 01.12.2022 в указанной части и обратился в арбитражный суд с преддоговорным спором.
Порядок и условия заключения договоров поставки газа регламентированы параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правилами поставки газа и Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила поставки газа и Правила учета газа).
В соответствии со статьей 446 Кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При этом в соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" если при рассмотрении искового заявления о понуждении заключить договор или об урегулировании разногласий по условиям договора суд установит, что стороны не сослались на необходимость согласования какого-либо существенного условия и соглашение сторон по нему отсутствует, вопрос о таком условии выносится судом на обсуждение сторон (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Равным образом в случае, когда между сторонами отсутствует спор по части условий, суд может вынести на обсуждение сторон вопрос о соотношении таких условий со спорными условиями.
По итогам обсуждения суд, учитывая, в частности, мнения сторон по названным вопросам, обычную договорную практику, особенности конкретного договора и иные обстоятельства дела, принимает решение о редакции условий договора, в том числе отличной от предложенных сторонами (пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 Кодекса).
В кассационной жалобе ответчик выражает несогласие с редакцией пункта 4.1 договора, а именно с включением в пункт 4.1 договора абзаца следующего содержания: "Настоящий пункт подлежит применению исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию коммерческим узлам учета расхода газа с 01.01.2023 и не распространяет своё действие, не подлежит применению и не является обязательным на ранее введенные в эксплуатацию (до 01.01.2013) и находящиеся в эксплуатации на данное время у покупателя. На коммерческие узлы учета расхода газа, находящиеся на данное время в эксплуатации распространяется, действует и является обязательным "Порядок учета газа", который являлся обязательным и имел прямое (непосредственное) действие на дату (число, месяц, год) ввода в эксплуатацию у покупателя коммерческих узлов учета расхода газа в соответствии с обязательными Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Правилами, ГОСТами и иными законодательными актами и нормами, которые на время ввода в эксплуатацию носили исключительно обязательный порядок применения, соответствовали нормам права прямого действия и не являлись добровольными и (или) рекомендательными". Также общество выражает несогласие с пунктом 11.8 договора в части применения судом в пункте 11.8 договора термина "собственная газовая служба".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.1 договора в редакции ответчика в части включения в него перечня ГОСТов без включения в него абзаца, предложенного истцом, повлечет возникновение у предпринимателя обязанности приведения всех приборов учета, ранее установленных на его объектах и введенных в установленном законом порядке в эксплуатацию, в соответствии с их требованиями; пункт 11.7 договора в редакции предпринимателя в части условий о его расторжении в одностороннем порядке в случае, когда покупателем не представлены поставщику документы, подтверждающие продление арендных отношений, либо иных правовых оснований пользования имуществом, не предусмотрена статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 69-ФЗ, Правилами поставки газа и иным нормативным правовым актам. Суд первой инстанции, мотивируя необходимость утверждения пункта 11.8 договора в части разногласий сторон относительно терминов "собственная газовая служба" и "уполномоченная служба", исходил из наличия у предпринимателя собственной газовой службы, что не противоречит действующему законодательству. При этом отклоняя абзац пятый пункта 11.8 договора в редакции истца, суд принял во внимание вступление в законную силу Правил поставки газа с 01.09.2023.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы общества, выражающие несогласие с пунктами 4.1 и 11.8 договора, в принятой судом редакции. Из обжалуемых судебных актов не следует, что ответчиком приводились основанные на законе причины для принятия этих условий договора в редакции общества против воли предпринимателя.
Вопреки доводам общества из содержания пункта 4.1 договора, в принятой судом редакции, не следует, что спорная редакция пункта ограничивает действие нормативных документов, требования которых распространяются на отношения сторон и узлы учета газа, а также каким-либо образом влияет на порядок учета газа и определение объема поставленного газа в случае неисправности УИРГ.
Принятые судом первой инстанции условия пункта 11.8 договора не нарушают права общества, а применение судом в указанном пункте термина "собственная газовая служба" не влияет на восприятие, толкование и применение его положений в отношениях сторон в целом.
Приведенные заявителем доводы являлись предметом рассмотрения судов, где получили надлежащую и мотивированную оценку, оснований не согласиться с которой при установленных судами обстоятельствах не имеется. В отсутствие нарушения судами норм материального и процессуального права, иное толкование подателем жалобы этих норм и редакций условий договора не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А63-22396/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.1 договора в редакции ответчика в части включения в него перечня ГОСТов без включения в него абзаца, предложенного истцом, повлечет возникновение у предпринимателя обязанности приведения всех приборов учета, ранее установленных на его объектах и введенных в установленном законом порядке в эксплуатацию, в соответствии с их требованиями; пункт 11.7 договора в редакции предпринимателя в части условий о его расторжении в одностороннем порядке в случае, когда покупателем не представлены поставщику документы, подтверждающие продление арендных отношений, либо иных правовых оснований пользования имуществом, не предусмотрена статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 69-ФЗ, Правилами поставки газа и иным нормативным правовым актам. Суд первой инстанции, мотивируя необходимость утверждения пункта 11.8 договора в части разногласий сторон относительно терминов "собственная газовая служба" и "уполномоченная служба", исходил из наличия у предпринимателя собственной газовой службы, что не противоречит действующему законодательству. При этом отклоняя абзац пятый пункта 11.8 договора в редакции истца, суд принял во внимание вступление в законную силу Правил поставки газа с 01.09.2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2024 г. N Ф08-368/24 по делу N А63-22396/2022