г. Краснодар |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А53-31280/2023 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рассказова О.Л., рассмотрев без вызова истца - общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002), ответчика - товарищества собственников жилья "Надежда" (ИНН 6143010390, ОГРН 1026101935111), кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А53-31280/2023, установил следующее.
ООО "Экоцентр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Надежда" (далее - товарищество) о взыскании 185 695 рублей 99 копеек задолженности с 01.01.2023 по 31.05.2023 за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 21.11.2023 (резолютивная часть от 30.10.2023), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить решение и постановление. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание доводы ответчика о том, что заключенный ранее договор от 01.02.2019 N 0101/00118 расторгнут с нарушением требований закона, следовательно, новый договор нельзя признать действующим и расчет платы по этому договору является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на несостоятельность ее доводов.
В силу части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что ранее общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор от 01.02.2019 N 0101/00118 в соответствии с пунктом 8(1) статьи 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила 1156). Согласно пункту 2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) были определены в приложении к договору.
13 августа 2021 года стороны заключили дополнительное соглашение N 10-0101/00118 к названному договору, в котором согласовали: приложение "Объем и место (площадка) сбора и накопления твердых коммунальных отходов" от 13.08.2021 и приложение "Расчет" от 13.08.2021 изложить в новой редакции. Дополнительное соглашение вступило в силу с 01.08.2021. В указанном приложении к договору зафиксированы ежемесячные объемы принимаемых ТКО по каждому из трех многоквартирных домов, управляемых товариществом. Стороны выразили согласие производить учет объема вывоза ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, зафиксировано в пункте 19 договора (в редакции протокола разногласий к договору N 0101/00118).
23 ноября 2022 года истец направил в адрес ответчика уведомление о расторжении договора. Товарищество в свою очередь направило обществу письмо о несогласии.
28 декабря 2022 года истец в письме N 2656 потребовал подписать новый договор, основным отличием которого является способ определения размера оказываемой истцом услуги (по нормативу, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО).
03 января 2023 года ответчик направил мотивированный отказ от подписания нового договора, указав на отсутствие законных оснований для прекращения действия договора от 01.02.2019 N 0101/00118.
Региональный оператор указал, что общество и товарищество заключили типовой договор от 27.12.2022 N 0101/03323 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (исполнитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Общество, ссылаясь на указанное, начислило плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), с 01.01.2023 по 31.05.2023 в размере 185 695 рублей 99 копеек. Неоплата задолженности послужила основанием для обращения в арбитражный суд.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, признав доказанным факт оказания услуг, руководствуясь статьями 309, 310, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, пришли к выводу об обоснованности иска.
Исходя из положений пунктов 8 (11), 8 (12), 8 (14), 8 (15) Правил N 1156 установлена презумпция заключенности договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях утвержденного типового договора в случаях, если заявка от потребителя на заключение договора не поступила в установленный срок, заявка поступила, но договор не заключен, в частности по причине того, что при его заключении возникли разногласия, которые не урегулированы сторонами.
В силу пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ростовской области" (далее - постановление N 2); постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 3 от 10.04.2018 "О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 N 2"; постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 03.07.2020 N 6 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении отдельных категорий и объектов образования отходов на территории Ростовской области" Так, согласно нормативам, расчетной единицей нормирования накопления ТКО для многоквартирных домов определен проживающий. Оплата услуг Регионального оператора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Суды рассмотрели и отклонили довод заявителя о том, что вывоз ТКО согласован в договоре от 01.02.2019 N 0101/00118 исходя из объема контейнеров, в связи с чем нет оснований для применения иного расчета. Суды исходили из того, что указанный договор прекращен в связи окончанием срока его действия. Договор от 27.12.2022 N 0101/03323, направленный истцом, ответчик не подписал, поэтому суды пришли к правомерному выводу о заключенности договора между сторонами на условиях типового договора с согласованным способом коммерческого учета ТКО исходя из установленного норматива накопления ТКО.
Суды не усмотрели правовых оснований для коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, поскольку товарищество не подтвердило осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Ростовской области (в том числе принятия решения об организации раздельного накопления общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления либо региональным оператором). Суды, проверив расчет задолженности, произведенный обществом, исходя из объема накопления ТКО по нормативу, установленному уполномоченным органом для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов, признали его верным и удовлетворили иск в заявленном размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, об ином порядке расчета со ссылкой на нарушение процедуры расторжения договора от 01.02.2019 N 0101/00118 и незаключенность договора N 0101/03323 приводились при рассмотрении дела, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.04.2023 N АКПИ23-85 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 8 (20) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 27 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156"). Эти доводы, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Кодекса). Таких оснований суд округа не установил.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А53-31280/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, изложенные в кассационной жалобе, об ином порядке расчета со ссылкой на нарушение процедуры расторжения договора от 01.02.2019 N 0101/00118 и незаключенность договора N 0101/03323 приводились при рассмотрении дела, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.04.2023 N АКПИ23-85 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 8 (20) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 27 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156"). Эти доводы, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф08-2171/24 по делу N А53-31280/2023