В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и реализации государственных программ Республики Ингушетия, утвержденным постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2023 г. N 135 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить государственную программу Республики Ингушетия "Управление государственными финансами Республики Ингушетия".
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 сентября 2014 г. N 173 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Управление финансами";
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 26 мая 2017 г. N 85 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Управление финансами";
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 23 апреля 2019 г. N 64 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Управление финансами";
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 31 марта 2021 г. N 35 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Управление финансами";
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 7 апреля 2022 г. N 54 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Управление финансами";
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 апреля 2023 г. N 63 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Управление финансами".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
В.В. Сластенин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "18" марта 2024 г. N 40
Государственная программа
Республики Ингушетия "Управление государственными финансами Республики Ингушетия"
Стратегические приоритеты
1. Приоритеты и цели государственной программы
Экономический рост и эффективное управление государственными финансами являются стратегическим приоритетом и важнейшим условием социально-экономического развития и поддержания политической стабильности в Республике Ингушетия.
Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы "Управление государственными финансами Республики Ингушетия" (далее - государственная программа) определены:
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 года N 49 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 - 2020 годы и на период до 2030 года";
основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Ингушетия на очередной финансовый год и плановый период;
основными направлениями государственной долговой политики Республики Ингушетия на очередной финансовый год и плановый период.
Стратегическими документами в сфере реализации государственной программы также являются:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах".
Государственная программа является инструментом достижения тактической цели "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Ингушетия на долгосрочную перспективу" приоритета "Экономический рост и эффективное управление" стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года.
В соответствии с указанным стратегическим приоритетом определены следующие цели государственной программы:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной системы Республики Ингушетия, эффективное и прозрачное управление государственными финансами;
обеспечение ежегодного темпа роста поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия (в сопоставимых условиях) до 2030 года не ниже 104%;
сохранение соотношения объема государственного долга Республики Ингушетия (без учета особенностей, установленных бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации на соответствующий финансовый год) к общему годовому объему доходов бюджета Республики Ингушетия (без учета безвозмездных поступлений) до 2030 года на уровне, не превышающем 35%.
2. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация мероприятий государственной программы влияет на достижение отдельных целей государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", таких как:
сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов до 2,4 раза к 2030 году;
сохранение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации на уровне не более 25% налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 2030 года.
В состав показателей государственной программы включен декомпозированный до регионов показатель "Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации" комплекса процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Также реализация мероприятий государственной программы влияет на достижение цели "Обеспечение стабильных экономических условий за счет соблюдения долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
3. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы
Современное состояние системы управления государственными финансами в Республике Ингушетия характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленной на эффективное использование бюджетных средств.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, связанную с введением масштабных внешних торговых и финансовых ограничений со стороны ряда стран в отношении Российской Федерации, финансовая система Республики Ингушетия остается стабильной и надежной.
Исполнение как республиканского, так и местных бюджетов региона осуществляется в плановом порядке в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. При этом реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и использование внутренних инструментов управления ликвидностью счета бюджета позволили исполнять региональный бюджет в течение более полутора лет без привлечения коммерческих кредитов.
Наблюдается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, что позволяет исполнять принятые социальные бюджетные обязательства своевременно и в полном объеме.
В ходе реализации мероприятий государственной программы за 2019 - 2022 годы достигнуты следующие результаты:
нормативно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики и сформирована нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования, что создает условия для обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий в регионе;
обеспечены прозрачность и предсказуемость параметров республиканского бюджета, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики в связи с утверждением бюджетного прогноза до 2034 года, переходом на формирование "программного бюджета" по принципу "скользящей трехлетки", разработкой основных направлений бюджетной и налоговой политики на следующий бюджетный цикл;
сформирована нормативная база по порядку формирования и реализации государственных программ и осуществлению бюджетного процесса в регионе, в том числе составлению проекта бюджета Республики Ингушетия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, применению бюджетной классификации в части, относящейся к республиканскому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, администрированию доходов бюджетов и планированию бюджетных ассигнований;
реализован комплекс мер по развитию налогового потенциала, повышению собираемости доходов в консолидированный бюджет Республики Ингушетия, что позволило обеспечить положительную динамику доходов консолидированного бюджета за последние несколько лет;
начата реализация крупных инвестиционных проектов, имеющих важное региональное значение, в том числе с привлечением из федерального бюджета долгосрочных бюджетных кредитов. С целью формирования благоприятного инвестиционного климата и поддержки отраслей экономики, наиболее пострадавших от введения внешних санкционных ограничений, на региональном уровне приняты законы, предоставляющие налоговые преференции в отношении соответствующих сфер деятельности;
реализован ряд мер по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, включая внедрение оценки эффективности налоговых расходов, проведение ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств республиканского бюджета, казначейское сопровождение расходов;
сформированы инструменты реализации инициативного бюджетирования в регионе;
реализованы меры поддержки сбалансированности местных бюджетов и устойчивого развития муниципальных образований региона;
внедрена практика выравнивания бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений Республики Ингушетия посредством предоставления из республиканского бюджета муниципальным районам Республики Ингушетия субвенций на осуществление переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание;
инициирована и осуществляется централизация бухгалтерского учета государственных учреждений на базе единых центров обслуживания в сфере централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, расчета и начисления заработной платы исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия и государственных учреждений Республики Ингушетия;
сформирована нормативная база по порядку учета средств резервного фонда Правительства Республики Ингушетия;
сохранен объем государственного долга Республики Ингушетия на экономически безопасном уровне.
Государственный долг региона на 1 декабря 2023 года представлен бюджетными кредитами из федерального бюджета (100%) и составил 2,9 млрд рублей, что является одним из самых низких показателей среди субъектов Российской Федерации.
В целях выявления и распространения лучшей практики предоставления информации об управлении общественными финансами среди физических и юридических лиц ежегодно проводится региональный конкурс проектов по представлению бюджета для граждан;
утверждена и реализуется региональная программа по повышения финансовой грамотности жителей Республики Ингушетия на 2021 - 2023 годы;
сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, включая установление единых правил проведения закупок в рамках действующего федерального законодательства, внедрение типизированных, унифицированных форм документов;
реализованы мероприятия по повышению эффективности системы внутреннего государственного финансового контроля.
Вместе с тем в сфере управления региональными финансами сохраняется ряд следующих проблем:
недостаточность собственных финансовых ресурсов для обеспечения в полном объеме расходных обязательств Республики Ингушетия;
значительная дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных образований региона;
неполный охват оценкой эффективности всех инструментов государственной поддержки (прямых расходов и налоговых расходов);
недостаточное качество финансового планирования, что влечет неоднократное перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями государственных программ.
Реализация государственной программы подвержена влиянию следующих рисков:
изменение федерального законодательства, в первую очередь в части перераспределения расходных полномочий, что повлечет необходимость пересмотра нормативов распределения налоговых доходов и не способствует построению стабильной и эффективной системы межбюджетных отношений;
замедление темпов экономического развития, негативная конъюнктура на рынках основных экспортных товаров, ограничительные меры как внутреннего, так и внешнего характера, что может повлечь снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета и, как следствие, сокращение расходов республиканского бюджета, в связи с чем целевые значения показателей государственной программы могут быть не достигнуты.
4. Задачи государственного управления в сфере реализации государственной программы, способы их эффективного решения
Реализация мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы обеспечивает достижение к 2030 году следующих целевых показателей:
степень качества управления региональными финансами - не ниже 2 (надлежащее качество);
сохранение соотношения объема государственного долга Республики Ингушетия (без учета особенностей, установленных бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации на соответствующий финансовый год) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов бюджета Республики Ингушетия (без учета безвозмездных поступлений) - на уровне, не превышающем 35%;
обеспечение ежегодного темпа роста поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия (в сопоставимых условиях) - не ниже 104%.
В целях достижения показателей государственной программы в рамках государственного управления поставлены задачи:
оптимизация (приоритизация) расходов республиканского бюджета, повышение эффективности использования бюджетных средств и качества бюджетного планирования;
модернизация технических и программных комплексов обеспечения бюджетного процесса и формирование единого информационного пространства для участников бюджетного процесса;
повышение самостоятельности местных бюджетов и эффективности использования целевых межбюджетных трансфертов;
эффективное управление государственным долгом; обеспечение прозрачности (открытости) бюджетных данных и вовлечение граждан в бюджетный процесс, повышение финансовой грамотности населения Республики Ингушетия;
организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере закупок;
организация осуществления централизации закупочных процедур и повышение эффективности проведения закупок.
В целях эффективного решения поставленных задач в государственной программе предусмотрена реализация пяти комплексов процессных мероприятий:
1) организация и управление бюджетным процессом Республики Ингушетия;
2) совершенствование инструментов управления региональными финансами, обеспечение реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса в Республике Ингушетия, содействие повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Ингушетия;
3) поддержка и организация направления муниципальным образованиям Республики Ингушетия межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и исполнения переданных государственных полномочий;
4) осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок в Республике Ингушетия;
5) реализация государственной политики по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Ингушетия.
В процессе реализации комплексов процессных мероприятий планируется достижение показателей, указанных в паспортах данных комплексов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 марта 2024 г. N 40 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Управление государственными финансами Республики Ингушетия"
Вступает в силу с 20 марта 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 20 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2024 г. N 0600202403240002