На основании Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "Об исполнительных органах Псковской области" Правительство Псковской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области и контроле за их исполнением.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Псковской области Шатурного И.Н.
Губернатор Псковской области |
М. Ведерников |
Утверждено
постановлением Правительства
Псковской области
от 18.03.2024 N 68
Положение
о правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области и контроле за их исполнением
1. Настоящим Положением устанавливаются правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (далее - региональный оператор) и контроль за их исполнением.
2. В настоящем Положении используются понятия, установленные Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО).
3. Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее - уполномоченный орган) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 г. N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила проведения конкурсного отбора).
В случаях, указанных в части 6 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ, статус регионального оператора присваивается юридическому лицу без проведения конкурсного отбора в порядке, установленном приказом уполномоченного органа.
4. Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на срок не более чем десять лет.
Срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора, но не более чем на пять лет, по соглашению, заключенному между уполномоченным органом и региональным оператором, в случае выполнения условий, установленных пунктом 5 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ.
5. Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 484), постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1156), утвержденными государственной программой Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области" (далее - программа) и территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Псковской области (далее - территориальная схема обращения с отходами), заключенными с уполномоченным органом оглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора (далее - соглашения), иными актами федерального законодательства и законодательства Псковской области.
6. Целями деятельности регионального оператора являются осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в зоне деятельности регионального оператора, определенной территориальной схемой обращения с отходами (далее - зона деятельности регионального оператора).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность при наличии действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, необходимой в отношении лицензируемых видов деятельности, которые региональный оператор осуществляет самостоятельно.
7. Региональный оператор имеет право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 - 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.
8. Основными задачами регионального оператора являются:
1) реализация территориальной схемы обращения с отходами в части обращения с ТКО и соответствующих мероприятий программы;
2) взаимодействие с исполнительными органами Псковской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области (далее - органы местного самоуправления) при организации деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО в зоне деятельности регионального оператора;
3) реализация мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду;
4) участие в организации и внедрении системы раздельного накопления ТКО в зоне деятельности регионального оператора;
5) проведение учета объема и массы накопленных ТКО, движения ТКО в зоне деятельности регионального оператора;
6) организация и осуществление мероприятий по созданию в зоне деятельности регионального оператора объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО в соответствии с инвестиционными и производственными программами в области обращения с ТКО.
9. При осуществлении деятельности региональный оператор:
1) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1156;
2) заключает договоры с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами;
3) принимает ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО;
4) несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки ТКО в мусоровоз;
5) обеспечивает транспортирование ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а также обработку, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечивает направление на дальнейшие обработку и (или) утилизацию ТКО, включенных в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 1589-р;
7) предоставляет в уполномоченный орган сведения об объеме и (или) о массе накопленных ТКО, а также ТКО, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме и в сроки, установленные соглашением;
8) осуществляет контроль за деятельностью операторов по обращению с ТКО в соответствии с Правилами обращения с ТКО;
9) проводит мероприятия по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в соответствии с Правилами обращения с ТКО;
10) участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с ТКО;
11) рассматривает обращения потребителей услуг в области обращения с ТКО, принимает по ним решения в пределах своей компетенции;
12) принимает необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, установленные приказом уполномоченного органа;
13) осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 484;
14) ведет бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
15) осуществляет раскрытие информация в области обращения с ТКО в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. N 109;
16) размещает информацию в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 868 "О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров", федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 913 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов";
17) осуществляет взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами Псковской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами по вопросам, связанным с обращением с ТКО;
18) осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Псковской области.
10. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО потребителям в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1156, и соглашением.
11. Региональный оператор производит расчет и (или) перерасчет размера платы за оказание услуги по обращению с ТКО в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.
12. В отношении регионального оператора региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляет Комитет по тарифам и энергетике Псковской области в порядке, установленном постановлением Правительства Псковской области от 08 ноября 2022 г. N 255 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Псковской области".
13. В отношении регионального оператора региональный государственный жилищный контроль (надзор) в части соблюдения требований к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе требований к размещению региональным оператором информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области в порядке, установленном постановлением Правительства Псковской области от 19 июля 2022 г. N 68 "О региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Псковской области".
14. Уполномоченный орган осуществляет контроль за исполнением региональным оператором правил осуществления деятельности региональных операторов, установленных настоящим Положением, за исключением контроля за соблюдением требований законодательства, являющихся предметами регионального государственного контроля (надзора), указанного в пунктах 12, 13 настоящего Положения, федерального государственного контроля (надзора), предусмотренного федеральным законодательством (далее - контроль за исполнением правил).
Порядок осуществления контроля за исполнением правил устанавливается приказом уполномоченного органа с учетом положений пунктов 15 - 20 настоящего Положения.
15. Региональный оператор ежемесячно, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в уполномоченный орган отчетность по формам, утвержденным приказом уполномоченного органа (далее - отчетность).
16. Уполномоченный орган в рамках осуществления контроля за исполнением правил вправе запрашивать у регионального оператора документы и информацию по вопросам, связанным с деятельностью регионального оператора, в том числе для актуализации территориальной схемы обращения с отходами, нормативов накопления ТКО.
Документы и информация, запрошенные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, представляются региональным оператором по форме и в срок, установленным в запросе уполномоченного органа.
17. Уполномоченный орган в рамках осуществления контроля за исполнением правил вправе запрашивать по вопросам, связанным с деятельностью регионального оператора, информацию и документы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органах Псковской области, органах местного самоуправления, у юридических лиц и физических лиц, а также информацию о результатах регионального государственного контроля (надзора), указанного в пунктах 12, 13 настоящего Положения, федерального государственного контроля (надзора), предусмотренного федеральным законодательством.
18. Уполномоченный орган по результатам контроля за исполнением правил в случае выявления:
1) нарушения региональным оператором правил осуществления деятельности региональных операторов, установленных настоящим Положением (далее - правила), в течение пяти рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет региональному оператору уведомление, содержащее требование об устранении нарушения правил и (или) о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению такого нарушения правил;
2) нарушения в деятельности регионального оператора, содержащего признаки административного правонарушения, уголовного преступления, в течение трех рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет информацию о выявленном нарушении и имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа материалы в надзорные или правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
3) фактов, свидетельствующих о наличии определенных Правилами обращения с ТКО оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в порядке, установленном приказом уполномоченного органа, принимает меры по лишению статуса регионального оператора.
19. Решение о лишении юридического лица статуса регионального оператора по основаниям, определенным Правилами обращения с ТКО (далее - основания для лишения статуса регионального оператора), принимается уполномоченным органом в порядке, установленном приказом уполномоченного органа.
Указанный в абзаце первом настоящего пункта порядок должен содержать перечень документов, подтверждающих наличие оснований для лишения статуса регионального оператора.
20. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:
1) исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным уполномоченным органом с новым региональным оператором;
2) в течение десяти рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с ТКО, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Псковской области от 18 марта 2024 г. N 68 "О правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области и контроле за их исполнением"
Вступает в силу с 31 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 марта 2024 г. N 6000202403200005
сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 20 марта 2024 г.
газета "Псковская правда" от 29 марта 2024 г. N 12