г. Краснодар |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А32-11140/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубовой Гарины Иляс Кзы (ОГРНИП 320237500270568) - Галицкой Я.И. (доверенность от 19.03.2024), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399) - Завгороднего Н.Е. (доверенность от 09.01.2024), третьего лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шейкина Андрея Викторовича (ОГРНИП 311232808000043) - Назарова С.В. (доверенность от 11.12.2023), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубовой Г.И.-К. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А32-11140/2023, установил следующее.
ИП глава КФХ Юсубова Г.И.-К. (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.02.2023 N 52-32-15-3811/23, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4 площадью 590 658 кв. м, без проведения торгов; возложении на департамент обязанности повторно рассмотреть заявление главы КФХ от 10.01.2023 о предоставлении в аренду данного земельного участка без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава КФХ Шейкин А.В.
Решением от 03.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. При разрешении спора суды установили, что в отношении испрашиваемого в аренду без торгов земельного участка ранее поступило обращение главы КФХ Шейкина А.В., который также претендует на данный земельный участок без проведения торгов. При наличии заявок о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения от субъектов, имеющих право претендовать на получение земли в льготном режиме, проведение публичных торгов является обязательным. Земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804004:4 в настоящее время имеет существенно меньшую площадь и иную конфигурацию границ, по сравнению с теми, которые существовали на момент обращения заявителя в департамент (в состав участка вошли в результате утверждения схемы часть водного объекта и автомобильная дорога). При включении в участок территорий общего пользования он не может быть предметом договора аренды. Первоначально испрашиваемый земельный участок в настоящее время не существует вследствие раздела. Глава КФХ оспаривает формирование земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:321 из первоначального участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4, однако, не обладает какими-либо вещными или обязательственными правами на первоначальный участок. Более того, глава КФХ не лишен возможности участия в торгах за право аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:321 площадью 576 328 кв. м наравне с другими претендентами. Оспариваемое решение департамента законно и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 03.11.2023 и постановление апелляционного суда от 20.12.2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что ему отказано в предоставлении земельного участка без торгов по иному основанию: ввиду того, что по информации администрации муниципального образования Кущевский район в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4 расположена автомобильная дорога местного значения. В нарушение действующего законодательства уполномоченный орган не принял мер по самостоятельному осмотру земельного участка (ГКУ КК "Кубаньземконтроль") и установлению факта действительного наложения дороги местного значения на границы спорного участка. Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в точных границах, что исключает возможность наложения на границы участка иных объектов, не имеющих границ и кадастрового учета. У суда не имеется специальных познаний в сфере землеустройства, позволяющих объективно установить или опровергнуть факт наложения на границы спорного участка местной дороги в целях оценки обоснованности оспариваемого решения. Из существующего земельного участка, состоящего на государственном кадастровом учете в точных границах, возможно образование новых участков путем раздела или выдела. Недопустимо формирование вновь образуемого участка из площади существующего путем утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане территории, такое формирование объекта недвижимости противоречит земельному законодательству. Не дана оценка приказу от 27.03.2023 N 664 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4. Глава КФХ Шейкин А.В. подал заявление в порядке статей 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, тогда как глава КФХ Юсубова Г.И.-К. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), вступившей в силу с 01.01.2023. Заинтересованным лицом совершен ряд умышленных действий, направленных на "размытие" спорного земельного участка площадью 590 658 кв. м путем выдела ликвидных сельскохозяйственных угодий (пашня) в иной земельный участок с присвоением нового кадастрового номера и значительного уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4. Оставлен также без внимания факт утраты заявителем возможности защиты нарушенных прав ввиду умышленных действий заинтересованного лица, направленных на исключение предмета спора за счет вывода площади спорного земельного участка в иной объект недвижимости.
В отзыве КФХ Шейкин А.В. отметил, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судами двух инстанций.
В судебном заседании представитель главы КФХ на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представители департамента и третьего лица считают выводы судебных инстанций основанными на представленных доказательствах, соответствующими нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела, выслушав присутствующих представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что удовлетворению жалоба не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804004:4 площадью 590 658 кв. м, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Шкуринский, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Предприниматель обратился с заявлением от 09.01.2023 в департамент о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4 сроком на 5 лет, без проведения торгов на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
В письме от 06.02.2023 N 52-32-15-3811/23 департамент отказал заявителю в испрашиваемой услуге, мотивируя тем, что в границах земельного участка расположена автомобильная дорога местного значения (т. 1, л. д. 22, 23).
Указывая, что решение департамента не соответствует земельному законодательству и нарушает права главы КФХ, последний оспорил его в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2).
Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, вступившей в силу с 01.01.2023.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство, наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В силу пункта 2 указанной статьи предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет (пункт 3 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматриваются в порядке их поступления.
Пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса, хотя бы одного из следующих оснований: 1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Судебные инстанции установили, что 08.08.2022 (то есть до обращения главы КФХ в департамент) поступило заявление главы КФХ Шейкина А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4, с приложением схемы расположения участка.
Департамент опубликовал извещение о предоставлении земельного участка площадью 576 328 кв. м, который предполагалось образовать из спорного участка согласно схеме.
В связи с поступлением в департамент заявок других лиц о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка площадью 576 328 кв. м, подлежащего образованию из спорного участка, главе КФХ Шейкину А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (письмо от 13.01.2023 N 52-32-15-1026).
С учетом представленной главой КФХ Шейкиным А.В. схемы расположения земельного участка, департамент издал приказ от 27.03.2023 N 664 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4". Подготовка и утверждение схемы с последующим выделом земельного участка обусловлены необходимостью исключения из спорного земельного участка дороги и части водного объекта
На основании данного приказа образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804004:321 площадью 576 328 кв. м в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:4, площадь которого составила 14 330 кв. м (в итоге дорога и водный объект остались на земельном участке с кадастровым номером 23:17:0804004:4 площадью 14 330 кв. м).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства (часть 1 статьи 66 Кодекса). Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив (статья 71 Кодекса) имеющиеся доказательства, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что в отношении испрашиваемого главой КФХ в аренду без торгов земельного участка ранее состоялось обращение главы КФХ Шейкина А.В., который также претендует на спорный земельный участок без проведения торгов. При наличии заявок о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения от субъектов, имеющих право претендовать на его получение в льготном режиме, проведение публичных торгов на право аренды является обязательным. То есть, в любом случае, при наличии конкурирующих заявок глава КФХ не мог получить спорный земельный участок в аренду, минуя торги, что отвечает принципу справедливости. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804004:4 претерпел изменения: имеет существенно меньшую площадь и иную конфигурацию в сравнение с существовавшими на момент обращения заявителя в департамент. При включении в спорный участок территорий общего пользования он не мог быть предметом договора аренды. Оспариваемое решение департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При этом глава КФХ не лишен возможности участия в торгах за право аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804004:321 площадью 576 328 кв. м наравне с другими претендентами.
Оснований для иных выводов у кассационной коллегии не имеется. Несогласие заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебных актов.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А32-11140/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства (часть 1 статьи 66 Кодекса). Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф08-1764/24 по делу N А32-11140/2023
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1764/2024
20.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19245/2023
27.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17759/2023
03.11.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11140/2023