г. Краснодар |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А01-4124/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Диализный центр Адыгеи" (ИНН 0105047101, ОГРН 1060105005124) - Теучеж Ф.А. (доверенность от 17.04.2024), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"" (ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (ИНН 0105005119, ОГРН 1020100695273), рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А01-4124/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диализный центр Адыгеи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (далее - фонд) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным бездействие фонда, выразившееся в непроведении повторной медико-экономической экспертизы на основании поданной претензии общества;
- обязать фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"" (далее - страховая компания).
Решением суда от 30.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2024, заявленные требования удовлетворены.
Суды признали незаконным бездействие фонда, выразившееся в непроведении повторной медико-экономической экспертизы на основании поданной обществом претензии.
Судами на фонд возложена обязанность об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества. С фонда в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что рассматриваемом случае фонд обязан принять претензию общества к рассмотрению и, при необоснованности ее требований, отказать в ее удовлетворении. Действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата претензии в связи с непредставлением заявителем документов, указанных в пункте 82 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок). Фонд вправе запрашивать у медицинской и страховой организаций необходимую для проведения контроля документацию, оформленную в установленном порядке. Нарушение прав и интересов общества в рассматриваемом случае выразилось в несоблюдении фондом порядка рассмотрения претензии в последовательности, установленной действующим законодательством.
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.11.2023 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2024, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требованиях отказать. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что судами не принято во внимание разъясняющее письмо Минздрава России от 28.06.2021 N 11-8/И/2-9833 "О некоторых вопросах применения Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н", а также Приказ Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Суды вопреки перечисленным нормативным актам пытаются установить новую обязанность для фонда по сбору документов. Обязанность медицинской организации по предоставлению документов установлена и не позволяет медицинской организации самой решать вопрос предоставления или непредставления документов.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Общество также обращает внимание суда округа на то, что на момент рассмотрения кассационной жалобы фондом исполнены судебные акты, проведена повторная медико-экономическая экспертиза.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, страховой организацией по поручению фонда проведена внеплановая медико-экономическая экспертиза по случаям оказания медицинской помощи в обществе в 2020 - 2021 годах.
По результатам проведения экспертизы страховой организацией составлены заключения от 29.05.2023 N MEE_CM_2302209602_010035, от 30.05.2023 N MEE_CM_2302209603_010035, от 30.05.2023 N MEE_CM_2302209600_010035, от 29.05.2023 N MEE_CM_2302209601_010035, а также к обществу применены санкции в виде неоплаты (неполной оплаты) за оказание медицинской помощи в размере 383 169 рублей 25 копеек.
Не согласившись с результатами медико-экономической экспертизы, 14.06.2023 общество направило в адрес фонда претензию.
29 июня 2023 года в дополнение к претензии от 14.06.2023 общество направило в фонд претензии N 01, 02, 03, 04 (по каждому заключению) по форме, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.09.2022 N 120н.
Письмами от 30.06.2023 N 0958 и от 13.07.2023 N 1034 фонд отказал в рассмотрении вышеуказанных претензий общества.
Не согласившись с бездействием фонда, выразившимся в непроведении повторной медико-экономической экспертизы на основании поданных претензий, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались статьей 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 3 статьи 39, частями 2, 9, 10, 11 статьи 40, статьей 41, частями 1, 2 статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктами 45, 46, 48, 69, 71, 71.1, 82, 83 Порядка.
Правила и процедура организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определены в Порядке.
Согласно пункту 71.1 Порядка при несогласии медицинской организации с заключением по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы или экспертизы качества медицинской помощи медицинская организация в течение десяти рабочих дней с даты получения указанного заключения формирует и направляет в территориальный фонд/Федеральный фонд/страховую медицинскую организацию протокол разногласий по форме, утверждаемой Федеральным фондом, с указанием мотивированной позиции медицинской организации по существу нарушений, выявленных в ходе проведения контроля.
В силу частей 1 - 2 статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
В соответствии с пунктом 82 Порядка установлено, что в соответствии со статьей 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заключений страховой медицинской организации путем направления в территориальный фонд письменной претензии.
К претензии прилагаются: обоснование претензии; перечень вопросов по каждому оспариваемому случаю; материалы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оспариваемому случаю.
К претензии прилагаются результаты ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (при наличии).
Согласно пункту 45 Порядка фонд на основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Повторные медико-экономическая экспертиза/экспертиза качества медицинской помощи проводятся специалистом-экспертом/экспертом качества медицинской помощи, не участвующим в проведении первичной экспертизы, в том числе включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи (пункт 46 Порядка).
На основании пункта 49 Порядка реэкспертиза проводится в случаях:
1) выявления нарушений при организации страховой медицинской организацией контроля;
2) наличия противоречий выводов эксперта качества медицинской помощи описанию выявленных нарушений в экспертном заключении;
3) поступления жалобы застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи.
Следовательно, механизм повторной экспертизы/реэкспертизы, выступая средством проверки объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, входит в сферу императивного правового регулирования, являясь не факультативным процессом, задействуемым по усмотрению управомоченного субъекта, а императивным этапом контроля, несмотря на установление законом определенных условий его применения.
Из материалов дела следует, что 31.05.2023 заключения по результатам проведения экспертизы страховой организации от 29.05.2023 N MEE_CM_2302209602_010035 на бумажном носителе и от 30.05.2023 N MEE_CM_2302209603_010035, от 30.05.2023 N MEE_CM_2302209600_010035, от 29.05.2023 N MEE_CM_2302209601_010035 через систему электронного СБИС направлены в адрес общества.
14 июня 2023 года общество направило в фонд претензию.
29 июня 2023 года в дополнение к претензии от 14.06.2023 общество направило в фонд претензии N 01, 02, 03, 04 (по каждому заключению) по форме, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.09.2022 N 120н.
Письмом от 30.06.2023 N 0958 фонд сообщил, что к претензиям от 29.06.2023 N 01, 02, 03, 04 не приложены, предусмотренные пунктом 82 Порядка, документы.
11 июня 2023 года обществом в дополнение к указанным претензиям направило таблицы обоснования по каждому случаю оказания медицинской помощи.
Письмом от 13.07.2023 N 1034 фонд отказал в рассмотрении вышеуказанных претензий общества, указав, что в нарушение пунктов 54, 71, 71.1 и 82 Порядка претензия направлена не в страховую медицинскую организацию, а в фонд, который не проводил экспертизу.
Фонд указал, что обществом нарушен срок направления претензии по результатам медико-экономической экспертизы, а также указал на отсутствие технической возможности проведения реэкспертизы в связи с непредставлением обществом оспариваемых заключений медико-экономической экспертизы, в которых имеется подпись руководителя или печать медицинской организации, подтверждающие ознакомление с результатами экспертизы, и непредставлением медицинской документации общества, подтверждающей факт оказания медицинской помощи, по которой страховая медицинская организация проводила контрольно-экспертные мероприятия.
Таким образом, фактически фонд возвратил указанную претензию без рассмотрения.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае фонд обязан принять претензию обществу к рассмотрению и, при необоснованности ее требований, отказать в ее удовлетворении, а не возвращать претензию письмом. Действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата претензии в связи с непредставлением заявителем документов, указанных в пункте 82 Порядка. Фонд вправе запрашивать у медицинской и страховой организаций необходимую для проведения контроля документацию, оформленную в установленном порядке.
Механизм повторной экспертизы/реэкспертизы, выступая средством проверки объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, входит в сферу императивного правового регулирования, являясь не факультативным процессом, задействуемым по усмотрению управомоченного субъекта, а императивным этапом контроля, несмотря на установление законом определенных условий его применения.
Подача обществом претензии в силу Закона N 326-ФЗ является основанием для проведения фондом повторного экспертного исследования и объективной оценки сложившейся ситуации, вместе с тем фактически фонд возвратил указанную претензию без рассмотрения.
На момент рассмотрения обжалуемые судебные акты исполнены, что подтверждается письмом от 07.12.2023 и заключением по результатам медико-экономической экспертизы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А01-4124/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 13.07.2023 N 1034 фонд отказал в рассмотрении вышеуказанных претензий общества, указав, что в нарушение пунктов 54, 71, 71.1 и 82 Порядка претензия направлена не в страховую медицинскую организацию, а в фонд, который не проводил экспертизу.
...
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае фонд обязан принять претензию обществу к рассмотрению и, при необоснованности ее требований, отказать в ее удовлетворении, а не возвращать претензию письмом. Действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата претензии в связи с непредставлением заявителем документов, указанных в пункте 82 Порядка. Фонд вправе запрашивать у медицинской и страховой организаций необходимую для проведения контроля документацию, оформленную в установленном порядке.
...
Подача обществом претензии в силу Закона N 326-ФЗ является основанием для проведения фондом повторного экспертного исследования и объективной оценки сложившейся ситуации, вместе с тем фактически фонд возвратил указанную претензию без рассмотрения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф08-2698/24 по делу N А01-4124/2023