Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект внесен в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2023 N 24-П "По делу о проверке конституционности статьи 12.18, части 2 статьи 12.24 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Р.А. Чепурного".
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения лицом противоправного деяния постановления в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном той же нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ.
Вышеуказанным Постановлением КС РФ от 17.05.2023 N 24-П:
признаны не соответствующими Конституции РФ в своей взаимосвязи статья 12.18 ("Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения"), часть 2 статьи 12.24 ("Нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") и пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в той мере, в какой они не исключают привлечение водителя к ответственности по двум указанным статьям в связи с одним и тем же фактом нарушения правил дорожного движения;
федеральному законодателю предписано внести в законодательство об административных правонарушениях правовые механизмы, позволяющие привлекать к ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (то есть за более тяжкое административное правонарушение) водителей, ранее привлеченных к ответственности по статье 12.18 КоАП РФ (или иным статьям главы 12 КоАП РФ), соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же деяние.
В связи с этим законопроектом предлагается установить в КоАП РФ механизм, регулирующий порядок производства по делам об административных правонарушениях, возбужденным в отношении одного и того же факта противоправного деяния, но по разным статьям КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
В целях реализации этого, если осуществляется производство об административном правонарушении, предусмотренном статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, устанавливающей в качестве квалифицирующего признака причинение или угрозу причинения вреда, предусматривается возможность истребовать материалы дела и приостановить производство по делу об административном правонарушении по факту того же противоправного деяния, но по менее тяжкому составу.
По мнению авторов законопроекта, освещенная проблема может возникнуть не только в сфере дорожного движения, но и в иных сферах, где правонарушения могут повлечь последствия в виде причинения вреда (жизни, здоровью, объектам животного и растительного мира, имуществу, окружающей среде).
Таким образом, по сравнению с Постановлением КС РФ законопроектом расширен круг случаев, когда применяется предложенный им механизм. В частности, расширена сфера его действия (не только касательно безопасности дорожного движения) и круг квалифицирующих признаков (не только причинение вреда здоровью, но и иного вреда, а также угроза его причинения).
Комитет в целом поддерживает концепцию данной законодательной инициативы. Одновременно полагаем необходимым обратить внимание на замечания, высказанные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы.
Также отмечаем, что требуют корректировки пункты 7, 8 и 9 законопроекта в части нумерации пунктов КоАП РФ с учетом актуальной редакции Кодекса.
В целом, полагаем, что предложенный подход является справедливым, соотносится с позицией Конституционного Суда РФ и будет способствовать более эффективному правоприменению.
К законопроекту N 519732-8 имеются отдельные замечания в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).
Изложенные замечания не препятствуют рассмотрению законопроекта в первом чтении и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 519732-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.