• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф08-2807/24 по делу N А63-5786/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды установили, что согласно приложению N 1 "Сведения о наименовании, количественных и качественных характеристиках оказываемых услуг" в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: лицензия на медицинскую деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности". При этом, в рассматриваемом случае конкурсная документация, проект договора не содержат указаний о проведении исследований при оказании медицинской помощи, а сводятся к проведению лабораторных исследований, регламентированных приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок". В данном случае основанием для вывода заявителя о необходимости указания на наличие в составе заявок участников закупки лицензии на оказание медицинских услуг, явилось утверждение о том, что проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, включая производственный контроль), является работами, включенными в понятие "Медицинской деятельности".

Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2). Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пунктом 3 статьи 2).

При этом санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона N 52-ФЗ). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ). Данные мероприятия могут выполняться как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение (статьи 30, 31, 32, 36 Закона N 52-ФЗ).

Указанное выше, определяет необходимость проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи при осуществлении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Однако указанные заказчиком в предмете закупки работы по контролю должны осуществляться подрядчиком не в рамках мероприятий по оказанию медицинской помощи, а в рамках производственного контроля. Поэтому включение в извещение о проведении закупки требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, противоречит действующему законодательству, ведет к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для отдельных категорий участников. Более того, в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 лабораторные исследования проводимые именно в рамках производственного контроля не поименованы, равно как и не указаны в Классификаторе работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н."