г. Ессентуки |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А63-5786/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., с участием от заявителя - федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" - Соломащенко Н.И. (доверенность от 25.12.2023) и Назарьян Т.Г. (доверенность от 26.12.2023), Быкова В.А. (доверенность от 26.12.2023), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Соколова Е.А. (доверенность от 29.12.2023), от третьего лица - федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Северо-Кавказском федеральном округе" - Поповой Г.А. (доверенность от 18.12.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2023 по делу N А63-5786/2023,
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 01.02.2023 по делу N 026/06/106-142/2023 и недействительным предписания от 01.02.2023 N 37 по делу N 026/06/106-142/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказский специализированный санаторно-реабилитационный центр МЧС России" (далее - санаторий), федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Северо-Кавказском федеральном округе" (прежнее наименование федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, в Ставропольском крае, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике", далее - региональный центр).
Решением от 31.10.2023 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован законностью оспариваемых решения и предписания управления.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятый судебный акт отменить. Податель жалобы указал, что им изложены позиции аукционной документации в соответствии с действующим законодательством. Лабораторные исследования, закупаемые заказчиком, подлежат лицензированию, следовательно, указание в аукционной документации на требование о наличии медицинской лицензии обоснованно.
В отзыве санаторий просил решение суда отменить, вынести судебный акт об удовлетворении требований учреждения.
В отзыве региональный центр просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывов на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, 19.01.2023 учреждением в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0321100034623000002 с предметом закупки "Оказание услуг по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для нужд санатория.
В подпункте 2 пункта 1 раздела I "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" приложение N 4 к извещению о проведении закупке "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция к ее заполнению" заказчиком установлено, что в составе заявки потенциальный участник обязан представить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ): копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии работ (услуг) соответствующих объекту закупки. Данное требование установлено на основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Исполнитель должен оказывать услуги на основании аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра "Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" (требование установлено в соответствии с требованиями по аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования и иные виды оценок, установленные в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации и Госстандарта Российской Федерации от 23.06.1997 N 13/11 "О введении в действие новой редакции "Системы аккредитации лабораторий Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации").
Согласно приложению N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении закупки "услуг по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для нужд санатория учреждением установлены объемы лабораторных исследований на определенные показатели в отношении следующих объектов, а именно: вода из бассейна сауны, минеральная вода из ванн (резервуаров), воздуха, смывов с дезинфицирующих моечных машин для эндоскопов и т.д.
Региональный центр, считая, что установление заказчиком требований о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности неправомерно ограничивает участие лиц, имеющих разрешающие документы на оказание услуг в области проведения испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды, обратилось в управление с жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы управление приняло решение от 01.02.2023 N 37 по делу N 026/06/106-142/2023, которым признало жалобу обоснованной, установило в действиях заказчика нарушения требований статьи 31 Закона N 44-ФЗ и вынесло предписание от 01.02.2023 N 37 об устранении выявленных нарушений.
Учреждение оспорило принятое управление решение и предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Положениями пункта 1.1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ установлено, что при осуществлении производственного контроля используются результаты исследований, проведенных испытательной лабораторией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Порядок аккредитации установлен главой 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Аналогичное требование об аккредитации установлено Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противозпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП 1.1.1058-01), введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (пункт 2.5), в соответствии с которыми осуществляется производственный контроль.
На основании пункта 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Минздрав Российской Федерации в письме от 27.02.2018 N 27-3/3008543-81 пояснил, что услуги и работы в сфере дезинфектологии могут квалифицироваться как медицинская деятельность (а, следовательно, требуют лицензии на медицинскую деятельность) в тех случаях, когда они оказываются в рамках первичной, медико-санитарной, специализированной медпомощи и помощи при санитарно-курортном лечении. Если же лабораторная деятельность не связана с оказанием медицинских услуг, то необходимость в получении специального разрешения (лицензии) на осуществление такого вида деятельности отсутствует.
Из изложенного следует, что действующим законодательством не предусмотрено такое требование к испытательным лабораториям, как наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении испытаний в рамках программы производственного контроля.
Лабораторные исследования, проводимые в рамках производственного контроля, осуществляются испытательными лабораториями, что подтверждается пунктом 1.1 статьи 32 Закона N 52, а не микробиологическими лабораториями в порядке, определенном Правилами проведения лабораторных исследований, утвержденных приказом Минздрава России N 464н от 18.05.2021 года (далее - Правила проведения лабораторных исследований).
Согласно части 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 3 указанной статьи порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" под санитарно-эпидемиологическим исследованием подразумевается - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
По результатам санитарно-эпидемиологического исследования выдается санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Согласно пунктам 6, 6.1 Порядка выдачи заключений санитарно-эпидемиологическое заключение выдается о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать, в том числе для осуществления медицинской деятельности; о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условий работы в области генной инженерии, санитарным правилам выдаются в целях осуществления медицинской деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения лабораторных исследований лабораторные исследования, в число которых включены микробиологические исследования, проводятся при оказании: первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи; медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (в том числе по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации и в соответствии с техническими требованиями к медицинским изделиям, предназначенным для использования вне лаборатории) на основании направления на лабораторное исследование пациента, которое осуществляется лечащим врачом (пункт 5 Правил проведения лабораторных исследований).
Согласно приложению N 1 "Сведения о наименовании, количественных и качественных характеристиках оказываемых услуг" в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: лицензия на медицинскую деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности".
При этом, в рассматриваемом случае конкурсная документация, проект договора не содержат указаний о проведении исследований при оказании медицинской помощи, а сводятся к проведению лабораторных исследований, регламентированных приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".
В данном случае основанием для вывода заявителя о необходимости указания на наличие в составе заявок участников закупки лицензии на оказание медицинских услуг, явилось утверждение о том, что проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, включая производственный контроль), является работами, включенными в понятие "Медицинской деятельности".
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2). Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пунктом 3 статьи 2).
При этом санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона N 52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ). Данные мероприятия могут выполняться как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение (статьи 30, 31, 32, 36 Закона N 52-ФЗ).
Указанное выше, определяет необходимость проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи при осуществлении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Следовательно, указанные заказчиком в предмете закупки работы по контролю должны осуществляться подрядчиком не в рамках мероприятий по оказанию медицинской помощи, а в рамках производственного контроля. Поэтому включение в извещение о проведении закупки требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, противоречит действующему законодательству, ведет к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для отдельных категорий участников.
Более того, в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 лабораторные исследования проводимые именно в рамках производственного контроля не поименованы, равно как и не указаны в Классификаторе работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности аукционную документацию, правильно руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования в аукционной документации по проводимой закупки не основаны на вышеприведенных положениях, тем самым возлагают на участников закупки незаконных требований (наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности).
Учитывая вышеизложенное, является правильным вывод суда о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное в целях его реализации предписание соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с этим доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2023 по делу N А63-5786/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5786/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ФГБУ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САНАТОРНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МЧС РОССИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ, РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"