г. Краснодар |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А32-24754/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рассказова О.Л. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) и третьего лица - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" (ИНН 2309135462, ОГРН 1132309002363), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А32-24754/2023, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с иском о взыскании 25 733 рубле 87 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и оплате услуг, связанных с открытием и ведением специальных счетов капитального ремонта домов, а также 1438 рублей 94 копейки неустойки, начисленных по состоянию на 01.03.2023, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" (далее - учреждение).
Решением суда от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2023, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Суды исходили из подтверждения факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременному внесению платы за услуги, связанные с открытием и ведением специальных счетов капитального ремонта домов.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что истцом не доказано, что муниципальное образование город Краснодар является собственником помещений, находящихся в г. Краснодаре по адресам:
пос. Пригородный, ул. Донбасская, 2, кв. 17; ул. Славянская, д. 67, кв. 7;
ул. Новороссийская, д. 184, кв. 32. Требования в отношении помещений N 22 и 49 в доме N 52 по ул. Московской, должны быть предъявлены учреждению в рамках исполнения обязательств по договору от 12.12.2016 N 15 в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2022 N 23. Истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку вместе с претензией компания не направила администрации платежные документы на внесение платы. Полномочия по внесению платы возложены на учреждение. Компания не заключила с учреждением договор по начислению и уплате взносов на капитальный ремонт, не направляла администрации и учреждению платежные документы, поэтому отсутствовала возможность внесения спорной платы.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование город Краснодар является собственником жилых помещений, находящихся в г. Краснодаре по адресам: ул. Московская, д. 52, кв. 22, 49 и 63;
пос. Пригородный, ул. Донбасская, 2, кв. 17; ул. Славянская, д. 67, кв. 7; ул. Аэродромная, д. 10/1, кв. 50; ул. Новороссийская, д. 184, кв. 32; ул. Новороссийская, д. 192, кв. 25.
В отношении указанных многоквартирных жилых домов компания осуществляет функции управляющей организации.
Решениями общих собраний собственников помещений в указанных домах, выбран способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете капитального ремонта, владельцем которого является компания.
Ссылаясь на невнесение администрацией названных взносов и неоплату услуг, связанных с открытием и ведением специальных счетов капитального ремонта домов, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Приказами Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 17.12.2020 N 721 и от 30.12.2021 N 680 установлены минимальные размеры ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2021 год в размере 5 рублей 32 копейки, на 2022 год в размере 6 рублей 95 копеек на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Согласно уточненному расчету компании задолженность администрации с 16.04.2020 по 31.12.2022 составляет 25 733 рубля 87 копеек, в том числе:
- 8009 рублей 84 копейки задолженности по взносам на капитальный ремонт с 16.04.2020 по 31.10.2022 - ул. Московская, д. 52, кв. 22;
- 396 рублей 24 копейки задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.10.2022 по 10.11.2022 - ул. Московская, д. 52, кв. 49;
- 98 рублей 18 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.10.2022 по 10.11.2022 - ул. Московская, д. 52, кв. 63;
- 2948 рублей 19 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.06.2022 по 31.12.2022, 493 рубля 90 копеек задолженности за услуги, связанные с открытием и ведением специальных счетов капитального ремонта домов, с 01.01.2022 по 31.05.2022 - пос. Пригородный, ул. Донбасская, д. 2, кв. 17;
- 2247 рублей 62 копейки задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.11.2021 по 31.12.2022 - ул. Славянская, д. 67, кв. 7;
- 3516 рублей 70 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт с 13.04.2022 по 31.12.2022 - ул. Аэродромная, д. 10/1, кв. 50;
- 4628 рублей 76 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.01.2022 по 31.12.2022 - ул. Новороссийская, д. 184, кв. 32;
- 3394 рубля 44 копейки задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.01.2022 по 31.12.2022 - ул. Новороссийская, д. 192, кв. 25.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 249, 290, 307, 309, 310, 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 39, 154, 155, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 28, 31, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пришли к выводу о том, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых находятся спорные помещения, в том числе по внесению взносов на капитальный ремонт и оплате услуг, связанных с открытием и ведением специальных счетов капитального ремонта домов, лежит на администрации.
Возражая против иска, администрация сослалась на недоказанность истцом принадлежности муниципальному образованию город Краснодар на праве собственности помещений, находящихся в г. Краснодаре по адресам: пос. Пригородный, ул. Донбасская, д. 2, кв. 17 (год постройки дома - 1988); ул. Славянская, д. 67, кв. 7 (год постройки дома - 1970); ул. Новороссийская, д. 184, кв. 32 (год постройки дома - 1971).
Истец представил пояснения на отзыв ответчика, согласно которым спорные квартиры являются объектами муниципальной собственности, данное обстоятельство подтверждается, в том числе договорами социального найма жилого помещения от 05.10.2012 N 394-с и от 18.01.2008 N 253; спорные квартиры и переход в частную собственность муниципальных квартир не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; задолженность по взносам на капитальный ремонт с 17.01.2015 по 30.09.2017, с 28.10.2017 по 31.08.2020, с 01.09.2020 по 31.05.2022 в отношении помещения, расположенного по адресу: пос. Пригородный, ул. Донбасская, д. 2, кв. 17, взыскивалась в рамках дел N А32-6073/2018, А32-1713/2020 и А32-35954/2022; задолженность по взносам на капитальный ремонт с 01.11.2018 по 30.06.2019 и с 01.07.2020 по 31.12.2021 в отношении помещения, расположенного по адресу:
ул. Славянская, д. 67, кв. 7, взыскивалась в рамках дел N А32-52150/2021.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу положений Приложения 3 жилой фонд относится к муниципальной собственности.
Пункт 5 Информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъясняет, что объекты, указанные в Приложении 3 Постановления N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Доказательств приватизации спорных квартир в указанных жилых домах и регистрации в ЕГРП права собственности на них не представлено.
Жилищным законодательством сделано исключение относительно бремени оплаты взносов на капитальный ремонт в отличие от коммунальных платежей и расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД, поэтому фактическое пользование не создает у владельца обязанностей, вытекающих из вещного титула. Надлежащим субъектом платежа взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД является собственник помещения, а не наниматель.
Довод администрации о том, что требования в отношении помещений N 22 и 49 в доме N 52 по ул. Московская должны быть предъявлены учреждению в рамках исполнения обязательств по договору от 12.12.2016 N 15 в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2022 N 23, подлежит отклонению.
Решение общего собрания собственников помещений в указанном доме (протокол от 31.07.2022, договор от 14.09.2022) о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступило в силу 11.11.2022.
В период формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (до 11.11.2022) у ответчика возникла задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 52 по ул. Московская.
Условиями договора от 12.12.2016 N 15 (с учетом приложения N 1 к дополнительному соглашению от 16.06.2023 N 26), предусмотрена уплата учреждением взносов на капительный ремонт в отношении помещений N 22 и 49 в доме N 52 по ул. Московская, начиная с 11.11.2022.
Довод администрации о невыставлении истцом счетов на внесения взносов на капительный ремонт в спорный период суды отклонили, указав на то, что обязанность ответчика по внесению данных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому невыставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности.
Внесение, в частности, взносов на капительный ремонт является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с этим последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами.
Администрация не доказала невозможность внесения платежей, в том числе путем своевременного обращения к компании.
Довод администрации о несоблюдении компанией при подаче иска претензионного порядка урегулирования спора опровергаются представленными в материалы дела претензией от 18.01.2023 и ответом на нее (письмо от 09.02.2023), основан на неверном толковании норм права.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А32-24754/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 Информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъясняет, что объекты, указанные в Приложении 3 Постановления N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
...
Внесение, в частности, взносов на капительный ремонт является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с этим последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2024 г. N Ф08-2359/24 по делу N А32-24754/2023