г. Краснодар |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А53-24820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании представителей Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, Гойкалова К.А., публичного акционерного общества "Совкомбанк", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и публичного акционерного общества "Совкомбанк" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А53-24820/2023, установил следующее.
Гойкалов К.А. обратился в суд к Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене отказа в возбуждении административного дела, выраженного в письме от 04.07.2023 N 61-00-09/80-7418-2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Совкомбанк" (далее также - банк).
Решением суда от 02.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2023, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах управление и банк просят отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления Гойкалова К.А. По мнению подателей жалоб, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Управление не выносило определение об отказе в возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Совкомбанк", поскольку для этого отсутствовали основания, перечисленные в части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Данный спор подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции. Банк указывал, что законодателем установлен запрет на проведение проверок, поэтому управление действовало в пределах полномочий.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.06.2023 в управление поступило обращение Гойкалова К.А. (вх. N 5369/Ж-2023) о нарушении ПАО "Совкомбанк" обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившихся в недоведении до сведения потребителя необходимой и достоверной информации о реализуемых финансовых услугах.
Отказ управления в возбуждении дела об административном правонарушении, выраженный в письме от 04.07.2023 N 61-00-09/80-7418-2023, мотивирован тем, что для проверки доводов, изложенных в обращении, требуется проведение контрольно-надзорных мероприятий, которые не могут быть проведены в связи с ограничениями, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).
Полагая, что отказ в возбуждении административного дела является незаконным, Гойкалов К.А. обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 71, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 14.8, 24.5, 26.2, 26.3, 28.1 КоАП РФ, постановлением N 336, правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О.
Суды установили, что потребитель обратился в управление с жалобой на действия банка на предмет наличия либо отсутствия в его действиях при выдаче кредита административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.8 КоАП РФ. Потребитель направил в управление жалобу, в которой содержались данные, указывающие на наличие в действиях банка события административного правонарушения, что в силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения данной жалобы управление отказало в возбуждении в отношении банка дела об административном правонарушении, при этом в нарушение требований части 5 статьи 28.1 КоАП РФ данный отказ облачен в форму ответа на обращение, процессуального документа в виде мотивированного определения об отказе в возбуждении не выносилось.
Отказ управления в возбуждении дела об административном правонарушении, изложенный в форме ответа на обращение потребителя, подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерность оспариваемого отказа подлежит оценке на предмет соответствия Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды исходили из того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, указанное управлением основание. В рассматриваемом случае поступило обращение (жалоба) потребителя на незаконные действия банка, которые, как считает потребитель, нарушают его права и законные интересы. Следовательно, в данном случае не может распространяться запрет на проведение проверок, установленный постановлением N 336, поскольку проверка должна быть проведена в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом управление должно было руководствоваться пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и возбудить в отношении банка дело об административном правонарушении на основании обращения (жалобы) потребителя.
Обращение потребителя с жалобой на действия банка, свидетельствующее о возможном наличии в действиях банка признаков административного правонарушения, выраженного во включении в указанный кредитный договор условий, ущемляющих права потребителя, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 КоАП РФ, управление по существу не рассмотрело.
Административный орган уклонился от возложенной на него Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обязанности по проверке доводов жалобы потребителя и принятия по результатам ее рассмотрения соответствующего мотивированного решения по существу доводов жалобы.
Ссылка управления и банка на постановление N 336 как основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении правомерно признана судами несоответствующей требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действительно, постановлением N 336 введены ограничения на проведение в 2023 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Согласно пункту 9 постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Указанное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Закона N 248-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
При поступлении обращения гражданина уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и его содержания определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным частью 2 статьи 1 Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
Проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Процедура рассмотрения указанных материалов (выявление признаков правонарушения, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении) регулируется только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В случае, если приложенных к жалобе документов недостаточно для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, административный орган может и должен установить указанные обстоятельства в рамках возбужденного дела об административном правонарушении в ходе проведения административного расследования.
В обращении Гойкалова К.А. указано на нарушение банком только его прав, а не неопределенного круга лиц, при этом он представил все документы, которые были подписаны сторонами, поэтому суды обоснованно исходили из того, что управление не обосновало необходимость назначения по поступившей жалобе проверки в порядке Закона 248-ФЗ либо Закона N 294-ФЗ в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, выраженное в письме о рассмотрении обращения от 04.07.2023 N 61-00-09/80-7418-2023, не соответствует требованиям только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А53-24820/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Процедура рассмотрения указанных материалов (выявление признаков правонарушения, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении) регулируется только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
...
В обращении Гойкалова К.А. указано на нарушение банком только его прав, а не неопределенного круга лиц, при этом он представил все документы, которые были подписаны сторонами, поэтому суды обоснованно исходили из того, что управление не обосновало необходимость назначения по поступившей жалобе проверки в порядке Закона 248-ФЗ либо Закона N 294-ФЗ в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, выраженное в письме о рассмотрении обращения от 04.07.2023 N 61-00-09/80-7418-2023, не соответствует требованиям только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф08-1704/24 по делу N А53-24820/2023