Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
от 13 марта 2024 г. N 75-НК
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Смоленской области за 2023 год
1. Общие положения
Настоящий доклад разработан департаментом по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Смоленской области (далее - департамент, Министерства) в целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В докладе отражена деятельность департамента Министерства по обобщению результатов правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности за 2023 год.
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики является:
- обеспечение единства практики применения департаментом Министерства федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Смоленской области, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике департамента Министерства путем их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для контролируемых лиц;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных объектов о практике применения обязательных требований законодательства в сфере образования;
- актуализация нормативных правовых актов для устранения противоречий обязательных требований;
- повышение результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности.
Задачами обобщения и анализа, публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности департамента Министерства являются:
- формирование единого понимания обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования контролируемыми лицами;
- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора);
- обзор типичных нарушений законодательства в сфере образования;
- выработка, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализация профилактических мероприятий для их предупреждения;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности департамента Министерства.
Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте Министерства по адресу: https://edu.admin-smolensk.ru/upravlenie-po-nadzoru-i-kontrolyu/profilaktika-narushenij/obobschennye-pravoprimenitelnye-praktiki/
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
- результаты контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, проведенных департаментом Министерства;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- результаты рассмотрений заявлений и обращений граждан, поступивших в департамент Министерства о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- результаты рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;
- разъяснения, полученные департаментом Министерством от органов прокуратуры и иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий;
- участие в контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых Министерством, органами муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее - ОМС), Прокуратурой Смоленской области.
2. Нормативное правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Контрольная (надзорная) деятельность департамента Министерства в 2023 году осуществлялась в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Смоленской области:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 247-ФЗ);
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о контроле);
- приказом Минпросвещения России N 232, Рособрнадзора N 551 от 04.04.2023 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее - Порядок ГИА-9);
- приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок ГИА-11;
- приказом Рособрнадзора от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований);
- приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) от 28.12.2022 N 56-УНК/22 "Об утверждении перечня должностных лиц Департамента Смоленской области по образованию и науке, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
- приказ Департамента от 02.06.2020 N 393-ОД "Об утверждении Положений о структурных подразделениях Департамента Смоленской области по образованию и науке";
- приказ Департамента от 21.01.2022 N 03-УНК/22 "Об утверждении форм документов, используемых должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий";
- приказ Департамента от 22.02.2022 N 11-УНК/22 "Об организации аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";
- приказ Министерства от 25.10.2023 N 12-НК "Об утверждении форм оценочных листов, используемых должностными лицами, уполномоченными на осуществление контрольных (надзорных) мероприятий";
- приказом Департамента от 12.09.2023 N 369-у "Об утверждении перечня объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области, по категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
- приказом Департамента от 13.12.2022 N 52-УНК/22 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2023 год" (далее - Программа профилактики).
3. Обеспечение единообразных подходов к применению департаментом Министерства и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности департамента Министерства осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) соразмерности вмешательства контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
3) охраны прав и законных интересов, уважения достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
4) недопустимости злоупотребления правом как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так и со стороны граждан, организаций;
5) сохранения должностными лицами контрольного (надзорного) органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Министерства размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, государственной аккредитации, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (далее - Перечень обязательных требований).
Единообразность применения обязательных требований департаментом Министерства и его должностными лицами основана на открытости деятельности департамента Министерства, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства в соответствии с пунктом 3 Положения о контроле и с учетом требований пунктов 18, 19, 20 статьи 2, статьи 7 Закона об образовании являются организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту жительства) на территории Смоленской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании.
Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства в 2023 году осуществлялся посредством:
1. Государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
2. Государственной автоматизированной информационной системы управления (ГАС "Управление");
3. Единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ЕРВК);
4. Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
5. Государственной информационной системы "Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности";
6. Государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
7. Федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
8. Посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Общее количество объектов федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования со стороны Министерства согласно Государственной информационной системе "Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности" - 993, из них:
- 263 дошкольных образовательных организаций;
- 359 общеобразовательных организаций;
- 38 профессиональных образовательных организаций;
- 134 организаций дополнительного образования;
- 35 организации дополнительного профессионального образования;
- 2 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 19 организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- 97 иных организаций;
- 48 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона об образовании федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования.
На основании пунктов 6, 7 Положения о контроле объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования ежегодно подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования по критериям, представленным в приложении N 1 Положения о контроле (далее - категории риска).
Приказом Департамента от 12.09.2022 N 38-УНК/22 "Об утверждении перечня объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области, по категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" контролируемые лица отнесены к категориям риска на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска, содержащихся в приложении N 1 Постановления N 997.
В соответствии приказом Департамента от 12.09.2023 N 369-у данный перечень актуализирован.
Таблица N 1
Отнесение объектов к категориям риска
N |
Категория риска |
Количество объектов* |
1. |
Низкий |
974 |
2. |
Средний |
19 |
3. |
Высокий |
0 |
------------------------------
* по состоянию на 31.12.2023.
------------------------------
На странице департамента на официальном сайте Министерства размещена информация о перечне объектов контроля с указанием:
- категории риска;
- критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- порядка досудебного обжалования решений департамента Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- способов получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Департаментом ежедневно на официальном сайте Министерства, размещается информация в разделе "Новости"; систематические актуализируется информация в разделах: "Государственные услуги", "Контролируемым лицам", "Контроль (надзор)", "Профилактика нарушений", "Информация", "Эксперты".
Факты поступления в департамент Министерства жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну не зафиксированы.
4. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований
В соответствии с Постановлением N 336 в 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
В 2023 году во исполнение письма Рособрнадзора от 25.01.2023 N 02-6 департаментом Министерства проведена внеплановая документарная проверка, по согласованию с органами прокуратуры, в отношении 1 общеобразовательной организации.
Решение о проверке принято на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с соответствием объекта контроля Перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований, а именно: непредставление в течение календарного года (2022 года) организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего образования не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825.
По результатам внеплановой проверки:
- выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- составлен протокол об административном правонарушении части 1 статьи 19.30.2 КоАП РФ (неполнота внесения сведений о документах об образовании в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении должностное лицо, допустившее нарушение, привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Контролируемым лицом представлен отчет об исполнении предписания в полном объеме.
На основании подпункта "в" пункта 26 Положения о контроле, пункта 10 Постановления N 336 Министерство проводит постоянное наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов, деятельность которых подлежит федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования со стороны.
В 2023 года проведено 1311 мониторинга безопасности в отношении контролируемых лиц, из них:
- 787 общеобразовательных организаций;
- 263 дошкольных образовательных организаций;
- 128 организаций дополнительного образования,
- 34 организации дополнительного профессионального образования;
- 23 организации среднего профессионального образования;
- 1 индивидуальный предприниматель;
- 8 организаций профессионального образования;
- 67 иных организаций.
Предметом мониторингов безопасности стало наблюдение за соблюдением обязательных требований:
- при заполнении ФИС ФРДО сведений о документах об обучении организациями, реализующими образовательные программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в течение последних 5 лет;
- к структуре специального раздела "Сведения об образовательной организации" официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) общеобразовательных организаций;
- к структуре специального раздела "Сведения об образовательной организации" официальных сайтов организаций дополнительного образования;
- при заполнении ФИС ФРДО сведений о документах об образовании образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;
- к структуре образовательных программ организаций, осуществляющих обучение частных охранников;
- к локальным нормативным актам, регламентирующим правила приема в дошкольные образовательные организации.
В ходе мониторинга безопасности департаментом Министерства были получены сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, а также сведения об отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенных мониторингов безопасности департаментом Министерства выявлено 1238 нарушений обязательных требований. Выявленные нарушения проанализированы департаментом Министерства и определен перечень типичных.
1. Типичные нарушения в деятельности общеобразовательных организаций (далее - ОО).
1.1. Не обеспечено соблюдение обязательных требований в части открытости доступности информации на официальных сайтах, а именно:
1.2. В подразделе "Документы" раздела "Сведения об образовательной организации" не представлены в полном объеме копии локальных нормативных актов, установленных статьей 29 Закона об образовании и пунктом 3.3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (далее - Требования 831), регламентирующие: правила приема граждан на обучение в ОО, режим занятий, порядок и основания перевода и отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения и прекращения отношений между ОО и родителями (законными представителями) обучающихся;
1.3. В подразделах "Структура и органы управления образовательной организацией", "Образовательные стандарты и требования", "Организация питания в образовательной организации" отсутствует информация, предусмотренная пунктами 3.2, 3.3, 3.5, 3.14 Требований 831.
2. Типичные нарушения в деятельности дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО):
2.1. В содержании локального нормативного акта ДОО, регламентирующего правила приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, и в прилагаемых к нему формах документов (журнал приема заявлений, расписка в получении документов при приеме), установлено наличие требования в предоставлении родителями (законными представителями) медицинского заключения для приема ребенка в ДОО, что противоречит пункту 11 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения от 15.05.2020 N 236 (далее - Порядок N 236);
2.2. Форма заявления о приеме не содержит в полном объеме сведения, установленные пунктом 9 Порядка N 236 (отсутствует информация об адресе места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка, о направленности группы, необходимом режиме пребывания ребенка, желаемой дате приема на обучение и др.).
3. Типичные нарушения в деятельности организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования (далее - организации):
3.1. Не обеспечена полнота, достоверность и актуальность сведений, занесенных в ФИС ФРДО, несвоевременно вносятся сведения в ФИС ФРДО.
3.2. Отсутствует либо не доступен официальный сайт организации.
3.3. На официальном сайте организации не в полном объеме размещена информация, предусмотренная Требованиями N 831.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с Прокуратурой Смоленской области, департаментом Министерства установлено:
- нарушение требований приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников", а именно: использование учебников при реализации образовательных программ, не входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- нарушение требований частей 1, 4 статьи 91 Закона об образовании в части отсутствия в организациях лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствие в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности адресов мест осуществления образовательной деятельности.
Схема 1
Контрольно-надзорная деятельность
Количество проведенных мониторингов безопасности - 1311.
Департаментом Министерства выделены следующие причины, факторы и условия, способствующие возникновению нарушений:
1. Недостаточный уровень знаний нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования со стороны руководителей образовательных организаций.
2. Неверное применение и толкование контролируемым лицом норм законодательства Российской Федерации в сфере образования.
3. Несвоевременное приведение распорядительных актов образовательной организации в соответствие с действующим законодательством.
4. Слабый внутренний контроль в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
5. Недостаточно эффективное методическое сопровождение со стороны муниципальных методических служб представителей образовательных организаций в свете изменяющегося законодательства.
6. Дефицит специалистов информационной сферы с соответствующей квалификацией.
В 2023 году департаментом Министерства в период проведения итоговой государственной аттестации проведено 77 контрольных мероприятий.
Также осуществлялся постоянный мониторинг хода проведения единого государственного экзамена в режиме "онлайн" посредством организации видеонаблюдения с помощью портала http://www.smotriege.ru.
В 2023 году уполномоченными должностными лицами департамента Министерства в отношении граждан и должностного лица ОО, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.
Практика применения департаментом Министерства в 2023 году положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) осуществлялось по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 19.30, частью 1 статьи 19.30.2 КоАП РФ:
- 1 протокол по части 1 статьи 19.30.2 КоАП РФ (нарушение порядка или сроков внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о выданных документах об образовании);
- 4 протокола по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации).
Постановлениями судебных органов в отношении граждан и должностного лица образовательной организации наложены административные наказания:
- в виде административного штрафа в отношении 5 административных дел на сумму 17 тыс. руб.
5. Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Департаментом Министерства были проведены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства об образовании в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. Закона об образовании). Данные мероприятия проводились в соответствии с утвержденной Программой профилактики.
В 2023 году с целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, снижения количества нарушений обязательных требований на официальном сайте Министерства размещены и поддерживаются в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов (с текстами) с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности за нарушение обязательных требований;
- информация (комментарии) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования или лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также методических рекомендациях по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, требований ФГОС, ФГТ;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- Программа профилактики рисков причинения вреда;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц;
- оценочные листы для самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
- материалы по результатам совещаний и вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам норм действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования;
- методические рекомендации, разработанные специалистами департамента Министерства для контролируемых лиц.
В 2023 году департаментом Министерства проведено 300 информирований контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
По результатам мониторингов безопасности, рассмотрения обращений граждан объявлено предостережения 528 контролируемым лицам, из них
- 100 дошкольных образовательных организаций;
- 249 общеобразовательных организаций;
- 14 профессиональных образовательных организаций;
- 99 организации дополнительного образования;
- 24 организаций дополнительного профессионального образования;
- 42 иным организациям.
Схема 2
Объявлены предостережения:
Предостережения были направлены контролируемым лицам в связи с выявленными признаками нарушения обязательных требований в части:
- обеспечения формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, обеспечения доступа к таким ресурсам посредством размещения их на официальных сайтах;
- соответствия структуры официальных сайтов образовательных организаций и формата представления информации на них;
- внесения сведений в ФИС ФРДО о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении выпускникам образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения;
- соответствия образовательных программ организаций, осуществляющих обучение частных охранников, типовым программам профессионального обучения, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30.11.2019 N 396 "Об утверждении Типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников", в части наличия в структуре образовательных программ дисциплины "Противодействие терроризму" и соответствие ее содержания типовым программам;
- принятия локальных нормативных актов образовательных организаций без учета мнения совета обучающихся, совета родителей;
- наличия информации в Уставе образовательной организации, противоречащей требованиям законодательства в сфере образования;
- отсутствия согласия родителей (законных представителей) на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой;
- нарушения сроков ликвидации академической заложенности обучающимися.
В течение 2023 года департаментом Министерства проведены:
- 121 консультация по вопросам, связанных с организацией и проведением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, разработкой и принятием локальных нормативных актов и образовательных программ, организацией приема, перевода и отчисления обучающихся, защитой их прав, получением и переоформлением лицензии на осуществление образовательной деятельности, переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты и программы, разработкой рабочих программ педагогических работников, снижением документационной нагрузки на педагогических работников, обеспечением учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организацией подвоза обучающихся и другие.
- 20 совещания с контролируемыми лицами;
- рассмотрено 184 обращения.
Консультационные мероприятия осуществлялись посредством видео-конференц-связи, почтовой связи, в ходе личного приема, при проведении профилактического визита.
Проведены профилактические визиты в отношении 44 контролируемых лиц. Основанием проведения являлось получение лицензии и начало осуществления образовательной деятельности.
Департаментом Министерства ежегодно проводится обобщение правоприменительной практики.
Схема 3
Организация профилактических мероприятий
6. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни, здоровью людей, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, вреда иным охраняемых законом ценностей не зафиксировано.
7. Подготовка предложений по актуализации обязательных требований
По результатам проведенных департаментом Министерства контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и по итогам анализа нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, предложения об актуализации обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании отсутствуют.
8. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
1. Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем, Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как "объявление предостережения".
Таким образом, считаем необходимым устранить указанное противоречие, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 248-ФЗ.
2. В соответствии с пунктом 7 Положения о контроле отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.
Данным положением не определен механизм перехода из категории высокого и среднего риска в категорию низкого риска.
Таким образом, считаем необходимым определить механизм перехода из категории в категорию, при этом предусмотреть возможность оставления категории среднего, высокого риска, имеющийся у контролируемого лица, при ежегодном категорировании, до проведения в отношении него контрольного (надзорного) или профилактического мероприятия в форме профилактического визита.
3. В соответствии с пунктом 16 Положения о контроля в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ профилактических мероприятий показывает наличие неоднократных объявлений предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований одному и тому же контролируемому лицу в течение одного календарного года.
Законодательством в сфере образования не предусмотрена ответственность контролируемого лица за совершения неоднократного нарушения обязательных требований в течение одного календарного года.
Таким образом, считаем необходимым определить норму ответственности за нарушение обязательных требований, допущенных контролируемым лицом в течение календарного года более одного раза.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 13 марта 2024 г. N 75-НК "Об утверждении доклада о результатах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.