г. Краснодар |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А63-4404/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис-Регион" (ИНН 2635252420, ОГРН 1222600002316) - Стрельник Е.А. (доверенность от 10.07.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис-Регион" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-4404/2023, установил следующее.
ООО Управляющая компания "Сервис-Регион" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственная жилищная инспекция (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании постановления от 28.02.2023 N 30-Ю о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 2 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 260 тыс. рублей административного штрафа.
Решением суда от 16.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2024, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новое решение, в котором признать незаконным и отменить постановление управления от 28.02.2023 в части размера штрафа, превышающего 125 тыс. рублей. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Законом N 70-ФЗ (вступившим в законную силу 06.04.2022) КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, по которой размер штрафа, назначенного обществу (являющемуся микропредприятием с 10.04.2022), подлежит уменьшению до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи). Общество считает, что судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением положений части 2 статьи 270 Кодекса с принятием нового судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, что подтверждается лицензией от 24.05.2022 N 026-000428.
Суды установили, что в адрес управления поступило обращение Дамировой З.Ш. (вх. 61-02-05-Д от 11.01.2023) о ненадлежащем содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Невинномысск, ул. Менделеева, 36 (далее - МКД).
Управление на основании решения от 24.01.2023 N 108331 в период с 26.01.2023 по 31.01.2023 провело внеплановую выездную проверку в отношении общества.
В соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 N 607-п, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям действующего законодательства и т.д.
В ходе проверки в присутствии представителя общества проведено визуальное обследование общего имущества собственников помещений в МКД придомовой территории, коридора, холла, произведен замер температуры воздуха в жилом помещении N 55, установлены и зафиксированы в акте проверки от 31.01.2023 N 108331 нарушения в части содержания общего имущества и мест общего пользования, а именно: цоколь и отмостка МКД частично разрушены, наружные водостоки находятся в технически неисправном состоянии, козырек при входе в подъезд технически неисправен, разрушен порожек, входная дверь имеет неплотный притвор, ненадлежащее санитарное содержание мест общего пользования (холл, коридор, лестничные марши) наличие пыли, грязные стены; на стенах присутствует отслаивание окрасочного, штукатурного слоя; на лестничном марше отсутствуют оконные заполнения, забиты фанерой; на первом этаже, на полу наличие выбоин, сгнившие доски которые накрыты дверными полотнами. Согласно акту проверки от 31.01.2023 N 108331 вышеперечисленное является нарушением требований пунктов 1.8, 2.6.2, 3.2.7, 3.2.2, 4.8.14, 4.4.14, 4.4.15, 4.2.4.2, 4.6.1.26, 4.2.1.4, 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); пунктов 8, 9, 11, 13, 23 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290); пунктов 2, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений управлением 07.02.2023 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором нарушения квалифицированы, как влекущие ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (том 1, л. д. 45-50).
28 февраля 2023 года управление вынесло постановление по делу N 30-Ю, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административного наказание в виде 260 тыс. рублей административного штрафа (том 1, л. д. 73 - 74).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2.1, 4.5, 14.1.3 КоАП РФ, статьями 44, 153, 157.2, 161, 162, 193 Жилищного кодекса, пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами N 491, Правилами N 170, Правилами N 290.
Суды установили, что при визуальном обследовании мест общего пользования выявлены нарушения в части содержания общего имущества и мест общего пользования, а именно: цоколь и отмостка МКД частично разрушены, наружные водостоки находятся в технически неисправном состоянии, козырек при входе в подъезд технически неисправен, разрушен порожек, входная дверь имеет неплотный притвор, ненадлежащее санитарное содержание мест общего пользования (холл, коридор, лестничные марши) наличие пыли, грязные стены; на стенах присутствует отслаивание окрасочного, штукатурного слоя; на лестничном марше отсутствуют оконные заполнения, забиты фанерой; на первом этаже, на полу наличие выбоин, сгнившие доски которые накрыты дверными полотнами.
Управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в любом случае, независимо от наступления даты сдачи паспортов готовности к отопительному периоду, должна подготовить дом к отопительному периоду, в том числе получить у органа местного самоуправления акт с выводом о готовности к отопительному периоду. Вместе с тем, согласно письму администрации города Невинномысска Ставропольского края от 03.10.2022 исх. N 6401-04 обществом не представлены документы по подготовке МКД к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов и паспорта готовности МКД к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов не выданы. Именно общество, как управляющая организация обязана была предусмотреть все неблагоприятные последствия, как лицо в чьем управлении стало находиться МКД. При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица - общества, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договора управления МКД, имели место признаки административного правонарушения, которое повлекло привлечение к административной ответственности.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, суды не установили.
Материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды установили, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения (шестьдесят календарных дней) к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, наличие информации о том, что общество ранее уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (отягчающее обстоятельство), суды правомерно сделали вывод о том, что в рассматриваемом случае назначенное управлением наказание в виде 260 тыс. рублей штрафа соответствует тяжести совершенного заявителем правонарушения.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды неправильно не применили в данном деле часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ надлежит отклонить по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно первому примечанию к статье 14.1.3 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Поскольку за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.1.3 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, поэтому в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила статьи 4.1.2 КоАП РФ в данном случае не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа. Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании статьи 4.1.2 КоАП РФ без учета статьи 14.1.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-4404/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно первому примечанию к статье 14.1.3 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Поскольку за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.1.3 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, поэтому в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила статьи 4.1.2 КоАП РФ в данном случае не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа. Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании статьи 4.1.2 КоАП РФ без учета статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2024 г. N Ф08-2460/24 по делу N А63-4404/2023