г. Краснодар |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А32-25846/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяны Валерьевны (ОГРНИП 320237500323620) - Евченко А.Ю. (доверенность от 09.02.2023), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А32-25846/2023, установил следующее.
ИП глава КФХ Швед Т.В. (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента, выраженного в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, об отказе в предоставлении главе КФХ в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 23:36:0000000:411 площадью 254 998 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район; возложении на департамент обязанности по подготовке и направлению в адрес предпринимателя в течение 10 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, договора аренды данного земельного участка на срок до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на данном участке в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Екатериновского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края, но не более 5 лет; признании незаконными решений департамента, изложенных в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7608/23, 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, об отказе в представлении заявителю в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:36:0101000:115 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:117 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:118 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:119 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:120 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:121 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:122 площадью 55 700 кв. м, находящихся по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, земельного участка с кадастровым номером 23:36:0101002:109 площадью 55 700 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка; возложении на департамент обязанности в течение 10 дней, с момента вступления в законную силу решения суда, подготовить и направить в адрес главы КФХ договоры аренды названных земельных участков сроком на 5 лет (уточненные требования; т. 1, л. д. 62 - 65).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением от 22.11.2023 заявление удовлетворено: признано незаконным решение департамента, выраженное в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, об отказе в представлении заявителю в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 23:36:0000000:411 площадью 254 998 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс);
на департамент возложена обязанность в течение одного месяца, с момента вступления решения в законную силу, совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка, и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса) либо в случае, если такие заявления не поступят, осуществить подготовку проекта договора аренды данного земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление предпринимателю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса); признаны незаконными решения департамента, изложенные в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7608/23, 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, об отказе в представлении предпринимателю в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:36:0101000:115 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:117 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:118 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:119 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:120 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:121 площадью 55 700 кв. м; 23:36:0101000:122 площадью 55 700 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, и земельного участка с кадастровым номером 23:36:0101002:109 площадью 55 700 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка, как противоречащие положениям Земельного кодекса; на департамент возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в отношении перечисленных земельных участков. Суд первой инстанции установил, что мотивом к отказу в предоставлении главе КФХ в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101002:109; 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:118; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:120; 23:36:0101000:121 и 23:36:0101000:122 послужило их расположение в границах Шабельского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края - на территории ликвидированной игорной зоны "Азов-Сити", в связи с чем рассмотрение вопроса о предоставлении указанных земельных участков до утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования не представляется возможным. В качестве дополнительного основания к отказу указано на установление вида разрешенного использования - "для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега"", что не соответствует целям предоставления. Однако, действующий классификатор и классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", не содержат такого вида разрешенного использования, как "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега"". Относительно земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 департамент указал также, что согласно плану Екатериновского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 28.04.2016 N 14 "Об утверждении генерального плана Екатериновского поселения Щербиновского района" (с изменениями от 25.08.2022 N 6), в границах данного участка проходит планируемый водопровод (расчетный срок до 2040 года). Согласно позиции администрации в настоящее время вопрос о строительстве указанного водопровода не рассматривается и не планируется к рассмотрению ввиду того, что в приоритете находится вопрос о капитальном ремонте существующих сетей водоснабжения. Суд подчеркнул, что департамент не учитывает возможность предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения на период до момента начала реализации документов территориального планирования.
Постановлением апелляционного суда от 13.02.2024 решение от 22.11.2023 изменено. Абзацы 1, 2 резолютивной части решения изложены в редакции, согласно которой признано незаконным решение департамента об отказе в представлении предпринимателю в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 23:36:0000000:411 площадью 254 998 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, выраженное в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, как противоречащее положениям Земельного кодекса; на департамент возложена обязанность в течение десяти рабочих дней, с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить подготовку проекта договора аренды данного земельного участка, его подписание и направление заявителю; признаны незаконными решения департамента, изложенные в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7608/23, 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, об отказе в представлении главе КФХ в аренду сроком на 5 лет земельных участков земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:36:0101002:109; 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:118; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:120; 23:36:0101000:121 и 23:36:0101000:122, как противоречащие положениям Земельного кодекса; на департамент возложена обязанность в течение десяти рабочих дней, с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить подготовку проекта(ов) договора(ов) аренды указанных земельных участков, его(их) подписание и направление предпринимателю; в иной части решение от 22.11.2023 оставлено без изменения; распределены судебные расходы. Апелляционный суд исходил из того, что заявления главы КФХ поданы на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), введенной с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 316-ФЗ). При рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ публикация извещений заинтересованным лицом не осуществляется. В рассматриваемом случае заявления иных лиц в отношении спорных земельных участков не поступали. Из пунктов 5, 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ следует, что при поступлении нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает заявления в порядке их поступления; проведение торгов нормами названной статьи Закона N 101-ФЗ не предусмотрено. Таким образом, оснований для применения статьи 39.18 Земельного кодекса в рассматриваемом случае не имелось.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 22.11.2023 и постановление апелляционного суда от 13.02.2024 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что по информации администрации, изложенной в письме от 27.02.2023 N 01-18-1663/23, в соответствии с картой объектов местного значения генерального плана Екатериновского сельского поселения Щербиновского района по земельному участку с кадастровым номером 23:36:0000000:411 проходит планируемый водопровод. Цель использования спорных земельных участков, приведенная в заявлении главы КФХ, не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемых участков.
В отзыве предприниматель выразил мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта апелляционного суда.
В судебном заседании суда округа представитель департамента на удовлетворении кассационной жалобы настаивал; представитель главы КФХ просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Администрация явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, извещена согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0101002:109; 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:118; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:120; 23:36:0101000:121; 23:36:0101000:122; 23:36:0000000:411, расположенные по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, категории земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 66 - 103).
8 февраля 2023 года предприниматель, руководствуясь подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ, обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без торгов сроком на 5 лет земельных участков с кадастровыми номерами: 23:36:0000000:411; 23:36:0101000:120; 23:36:0101002:109; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:121; 23:36:0101000:118 и 23:36:0101000:122 для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 13 - 21).
Письмами от 20.03.2023 N 52-32-1510052/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, 01.03.2023 N 52-32-15-7608/23 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов. Отказы мотивированы следующим: земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0101002:109; 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:118; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:120; 23:36:0101000:121 и 23:36:0101000:122 расположены в границах Шабельского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края, на территории ликвидированной игорной зоны "Азов-Сити", в связи с чем рассмотрение вопроса о предоставлении этих участков до утверждения (принятия) документов территориального планирования и градостроительного зонирования, действие которых будет распространяться на территорию, в границах которой расположен данный земельный участок, а также установления соответствия с его категорией и видом разрешенного использования, не представляется возможным. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101000:115; 23:36:0101000:117; 23:36:0101000:118; 23:36:0101000:119; 23:36:0101000:120 и 23:36:0101000:121 установлен вид разрешенного использования "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега"". Согласно плану Екатериновского сельского поселения, утвержденному решением от 28.04.2016 N 14 (с изм. от 25.08.2022 N 6), в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 проходит планируемый водопровод.
Считая решения департамента незаконными, нарушающими права (интересы) заявителя в предпринимательской деятельности, глава КФХ обратился в суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекс пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Так как апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции от 22.11.2023, предметом кассационного пересмотра является апелляционное постановление от 13.02.2024 (статья 269 Кодекса).
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Из содержания пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 данного кодекса.
Подпунктами 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случаях: предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
С 01.01.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего закона и статьей 39.18 Земельного кодекса, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ закреплено, что заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В пункте 7 статьи 10.1 данного Закона определены основания для отказа в предоставлении земельного участка. Так, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса, хотя бы одного из следующих оснований: 1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
В силу подпункта 13 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 данного кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Как установлено апелляционным судом, заявления предпринимателя поданы в феврале 2023 года на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, введенной с 01.01.2023 Законом N 316-ФЗ. Заявления в отношении рассматриваемых земельных участков от иных лиц в уполномоченный орган не поступали (доказательства обратного материалы дела не содержат). При рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ публикация извещений заинтересованным лицом не осуществляется. Проведение торгов нормами названной статьи Закона N 101-ФЗ не предусмотрено.
Суд второй инстанции правомерно исходил из того, что в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса не имелось.
По итогам рассмотрения доводов кассационной жалобы коллегия отмечает, что при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, такое основание, как размещение в долгосрочной перспективе объекта водоснабжения не может служить основанием к отказу в предоставлении в аренду земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения. На момент обращения предпринимателя и в настоящее время в границах спорных участков объекты, препятствующие сельскохозяйственному производству, отсутствуют. В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды может быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования. Относительно другого основания отказа суды правильно указали, что действующий классификатор и классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", не содержат такого вида разрешенного использования, как "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега"", поэтому, ссылка департамента на несоответствие испрашиваемой цели предоставления спорных земельных участков установленному виду их разрешенного использования - несостоятельна.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основанные на исследовании и оценке доказательств и доводов уполномоченного органа применительно к каждому земельному участку. Несогласие департамента с аргументацией судебных инстанций, а также иное толкование норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о допущенной судебной ошибке.
Поскольку суд апелляционной инстанции изменил судебное решение в части правовосстановительной меры, постольку оставлению в силе подлежит апелляционное постановление от 13.02.2024 как законное и обоснованное. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А32-25846/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам рассмотрения доводов кассационной жалобы коллегия отмечает, что при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, такое основание, как размещение в долгосрочной перспективе объекта водоснабжения не может служить основанием к отказу в предоставлении в аренду земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения. На момент обращения предпринимателя и в настоящее время в границах спорных участков объекты, препятствующие сельскохозяйственному производству, отсутствуют. В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды может быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования. Относительно другого основания отказа суды правильно указали, что действующий классификатор и классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", не содержат такого вида разрешенного использования, как "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега"", поэтому, ссылка департамента на несоответствие испрашиваемой цели предоставления спорных земельных участков установленному виду их разрешенного использования - несостоятельна.
...
Поскольку суд апелляционной инстанции изменил судебное решение в части правовосстановительной меры, постольку оставлению в силе подлежит апелляционное постановление от 13.02.2024 как законное и обоснованное. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2024 г. N Ф08-2871/24 по делу N А32-25846/2023
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1683/2025
31.01.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18375/2024
27.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2871/2024
13.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21054/2023
22.11.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25846/2023