город Ростов-на-Дону |
|
13 февраля 2024 г. |
дело N А32-25846/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Бобровой М.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель Евченко А.Ю. по доверенности от 10.02.2023,
от департамента с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Завгородний Н.Е. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяны Валерьевны, Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 по делу N А32-25846/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяны Валерьевны (ИНН 233301751667, ОГРНИП 320237500323620) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553) при участии третьего лица: администрации муниципального образования Щербиновский район о признании ненормативных правовых актов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяна Валерьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) согласно которого просит:
- признать незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 254 998 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0000000:411 расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, выраженное в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края подготовить договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:36:0000000:411, общей площадью 254 998 кв. м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, на срок до принятия решения уполномоченным органом о строительстве на земельном участке в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, но не более 5 лет, и направить договор в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяны Валерьевны (ИНН 233301751667) в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда;
- признать незаконными решения департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенные в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 N 523215-7608/23, от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23 об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 23:36:0101000:120, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101002:109, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка;
- 23:36:0101000:117, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:119, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:115, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:121, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:118, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:122, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район:
- Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяны Валерьевны (ИНН 233301751667) договоры аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения со сроком аренды 5 лет, с кадастровыми номерами:
- 23:36:0101000:120, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101002:109, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка;
- 23:36:0101000:117, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:119, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:115, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:121, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:118, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:122, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район"
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 суд признал незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 254 998 +/- 4419 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0000000:411, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, выраженное в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 в трех экземплярах, его подписание и направление ИП главе КФХ Швед Татьяна Валерьевна (ОГРНИП: 320237500323620, ИНН: 233301751667, Дата присвоения ОГРНИП: 12.11.2020), г. Ейск (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд признал незаконными решения департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенные в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 N 523215-7608/23, от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23 об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 23:36:0101000:120, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101002:109, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка;
- 23:36:0101000:117, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:119, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ,
Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:115, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:121, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:118, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:122, площадью 55700 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, как противоречащие положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 в трех экземплярах, его подписание и направление ИП главе КФХ Швед Татьяна Валерьевна (ОГРНИП: 320237500323620, ИНН: 233301751667, Дата присвоения ОГРНИП: 12.11.2020), г. Ейск (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
С департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ИП главы КФХ Швед Татьяна Валерьевна взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500,00 рублей.
Индивидуальному предпринимателю главе КФХ Швед Татьяне Валерьевне выдана справка на возврат из федерального бюджета 1200,00 рублей государственной пошлины, излишне оплаченной на основании квитанции от 22.05.2023 N операции 4982.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить в части.
Жалоба мотивирована следующим.
Суд не учел, что заявитель обратился с заявлениями о предоставлении испрашиваемых участков без проведения торгов сроком на 5 лет в соответствии с пп. 12 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ и статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Порядок предоставления земельного участка в аренду в соответствии с данными нормами не предполагает обязательных опубликований извещений в соответствии с пп. 1п.1 ст. 39.18 ЗК РФ, и закрепляет право гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства наряду со случаями, предусмотренными ст. 10 Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, получить в аренду на срок до 5 лет без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 проходит планируемый водопровод. Цель использования спорных земельных участков, указанная в заявлении об их предоставлении, не соответствует виду разрешенного использования данных земельных участков. Отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения органа государственной власти незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил апелляционную жалобу департамента оставить без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении отзыва на апелляционную жалобу к материалам дела.
Судом отказано в приобщении дополнительных документов приложенных к отзыву, поскольку он не был представлен суду заблаговременно и раскрыт перед сторонами.
Представитель заявителя дал пояснения по существу спора, поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица дал пояснения по существу спора.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 31.01.2024 до 14 час. 20 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии прежних представителей сторон.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе направленных 26.01.2024, отзыва на апелляционную жалобу.
Суд приобщил к материалам дела указанные документы.
Представитель заинтересованного лица отключился от веб-конференции. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) судом не установлено.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлено о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122, 23:36:0000000:411, расположенные по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 20.07.2023 N КУВИ-001/2023-166207285, N КУВИ-001/2023-166206226, N КУВИ-001/2023-166208310, N КУВИ-001/2023-166208823, N КУВИ-001/2023-166209222, N КУВИ-001/2023-166209467, N КУВИ-001/2023-166209792, N КУВИ-001/2023-166210111, N КУВИ-001/2023-166210891.
Заявитель, ссылаясь на положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился с заявлениями в департамент имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 5 лет:
-земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 254 998 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0000000:411, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101000:120, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101002:109, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край. Щербиновский район, х. Молчановка;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101000:117, расположенного по адресу: РФ Краснодарский край. Щербиновский район,
- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101000:119, расположенного по адресу: РФ Краснодарский край. Щербиновский район;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101000:115, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край. Щербиновский район;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0101000:121, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край. Щербиновский район:
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м- с кадастровым номером 23:36:0101000:118, расположенного по адресу: РФ. Краснодарский край. Щербиновский район;
- земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 55700 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0101000:122, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район.
В ответ на указанные заявления были получены решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков, выраженные в письмах от 20.03.2023 N 52-32-1510052/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 NN 52-32-15-7608/23.
Отказы мотивированы следующим:
- земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 расположены в границах Шабельского сельского поселения Щербиновского района, на территории ликвидированной игорной зоны "Азов-Сити", в связи с чем, рассмотрение вопроса о предоставлении указанного земельного участка до утверждения (принятия) документов территориального планирования и градостроительного зонирования, действие которых будет распространяться на территорию, в границах которой расположен данный земельный участок, а также установления соответствия с его категорией и видом разрешенного использования, не представляется возможным.
- кроме того, в ЕГРН в отношении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:118 установлен вид разрешенного использования "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега", что не соответствует целям его использования;
- согласно плану Екатериновского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 28.04.2016 N 14 (с изменениями от 25.08.2022 N 6), в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 проходит планируемый водопровод.
Не согласившись с принятыми департаментом отказами, выраженными в письмах от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-3215-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 NN 52-32-15-7608/23, заявитель обратился в суд с настоящими заявленными требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции руководствовался 198, 200, 201 АПК РФ, а также следующим.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
На основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:
- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке публичной процедуры, установленной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, изложены в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
При наличии оснований, которые указаны в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган не публикует извещение о предоставлении земельного участка, как об этом указано в подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Основным доводом для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю, департамент указал на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 расположены в границах Шабельского сельского поселения Щербиновского района, на территории ликвидированной игорной зоны "Азов-Сити", в связи с чем, рассмотрение вопроса о предоставлении указанного земельного участка до утверждения (принятия) документов территориального планирования и градостроительного зонирования, действие которых будет распространяться на территорию, в границах которой расположен данный земельный участок, а также установления соответствия с его категорией и видом разрешенного использования, не представляется возможным.
Судом первой инстанции данные основания не приняты в силу следующего.
Деление земель на категории и приоритет сохранения сельскохозяйственных земель - один из принципов земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
В качестве дополнительного основания для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:118 департамент указал на то, что установлен вид разрешенного использования "Для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега", что не соответствует целям его использования.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Действующий классификатор, как и классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" не содержат такого вида разрешенного использования, как "для передачи земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вега".
Кроме того, дополнительным основанием для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, с кадастровым номером 23:36:0000000:411 департаментом указано на то, что согласно плану Екатериновского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 28.04.2016 N 14 (с изменениями от 25.08.2022 N 6), в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 проходит планируемый водопровод.
Администрация, во исполнение определения суда от 31.07.2023, направила в суд письменные пояснения, в которых указала в том числе, что в соответствии с генеральным планом Екатериновского сельского поселения, утвержденным решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 28.04.2016 N 14 "Об утверждении генерального плана Екатериновского поселения Щербиновского района" в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411 отображен с целью дальнейшего развития водоснабжения Екатериновского сельского поселения, в установленный расчетный срок до 2040 года. Однако в настоящее время администрацией муниципального образования Щербиновский район вопрос о строительстве данного водопровода не рассматривается и не планируется к рассмотрению, ввиду того, что в приоритете находится вопрос о капитальном ремонте существующих сетей водоснабжения.
Долгосрочная перспектива территориального планирования, установленные законодателем сроки, на которые утверждаются документы территориального планирования, значительные периоды с момента утверждения этих документов до начала строительства объектов федерального регионального, местного значения и несвоевременное выполнение уполномоченными органами этапов реализации документов территориального планирования (отсутствие подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, решений о резервировании земель) в ряде случаев не способствуют эффективному использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для размещения указанных объектов.
Полный запрет на предоставление в аренду для ведения сельскохозяйственного производства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного в соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, на период до начала строительства названных объектов противоречит принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, препятствует обеспечению рационального использования земель.
Такой запрет с учетом длительных периодов реализации документов территориального планирования не способствует сохранению земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, может привести к деградации сельскохозяйственных угодий, их зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, нарушению ранее достигнутого уровня мелиорации.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель по назначению до начала осуществления строительства объектов, предусмотренных документами территориального планирования, не может воспрепятствовать такому строительству. В качестве гарантии обеспечения реализации документов территориального планирования договором аренды земельного участка на арендатора должны быть возложены обязанности по передаче земельного участка арендодателю по требованию последнего с одновременным прекращением арендных отношений.
Довод департамента о планировании строительства водопровода в границах спорных земельных участков подтверждения не нашел, так как суду не представлено достаточных доказательств проектирования указанного объекта.
Проверив наличие в рассматриваемом случае указанных в статье 39.16 оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, суд не нашел таких обстоятельств.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что отказы департамента в предоставлении спорных земельных участков, выраженные в письмах от 20.03.2023 N 5232-15-10052/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 NN 52-32-15-7608/23 являются незаконными.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0000000:411, 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122, подлежат предоставлению в аренду без проведения торгов в случае предварительного опубликования сведений о предстоящем предоставлении и отсутствия иных заявлений в предоставлении участка.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя, учитывающим баланс гражданских прав и обязанностей сторон, будет являться возложение на заинтересованное лицо в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0000000:411, 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0000000:411, 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122 в трех экземплярах, его подписание и направление крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аленова Владимира Федоровича (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поддерживая выводы суда первой инстанции по существу необоснованности положенных в основание оспариваемых отказов заинтересованного лица доводов (и, как следствие, не усматривая оснований для удовлетворения жалобы Департамента), апелляционный суд приходит к выводу о неверной оценке судом первой инстанции нормативных оснований для подачи рассматриваемых заявлений предпринимателя и неверного формулирования резолютивной части решения применительно к способу восстановления нарушенного права.
Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 13-21), заявления предпринимателя поданы на основании пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, введенной с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 316-ФЗ).
Суд первой инстанции, применительно к способу восстановления нарушенного права, исходил из порядка предоставления земельного участка предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона N 316-ФЗ (пункт 3 статьи 2 Закона N 316-ФЗ) Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пункт 3 статьи 2 Закона N 316-ФЗ вступил в силу с 1 января 2023 года (пункт 2 статьи 4 Закона N 316-ФЗ).
Спорные заявления предпринимателя поданы в феврале 2023 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В частности, пунктом 5 названной статьи Закона N 101-ФЗ установлено, что заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
Законом N 316-ФЗ также внесены изменения в пункт 8 статьи 39.14 ЗК РФ, согласно которым особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные статьей 39.18 ЗК РФ, в том числе в части опубликования в сети Интернет извещения о предоставлении земельного участка, не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
Данная позиция отражена также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2023 N Ф07-17169/2023 по делу N А52-963/2023, следует из разъяснений Письма Минсельхоза России от 30.03.2023 N СХ-15-27/6928.
В судебном заседании до перерыва представитель Департамента также пояснил суду, что при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ публикация извещений заинтересованным лицом не осуществляется.
Заявления иных лиц в отношении рассматриваемых земельных участков не поступали.
При этом из положений пунктов 5, 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ следует, что при поступлении нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает заявления в порядке их поступления; проведение торгов нормами названной статьи Закона N 101-ФЗ не предусмотрено.
Соответственно оснований для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не имелось.
Решение в данной части подлежит изменению.
С учетом правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные расходы подлежат возмещению департаментом предпринимателю в размере 150 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 по делу N А32-25846/2023 изменить.
Изложить абзацы 1, 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 254 998 +/- 4419 кв. м., с кадастровым номером 23:36:0000000:411, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, выраженное в письме от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0000000:411, его подписание и направление ИП главе КФХ Швед Т.В. (ОГРНИП: 320237500323620, ИНН: 233301751667, Дата присвоения ОГРНИП: 12.11.2020), г. Ейск.
Признать незаконными решения департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенные в письмах от 01.03.2023 N 52-32-15-7632/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7643/23, от 01.03.2023 N 52-32-15-7650/23, от 01.03.2023 N 52- 3215-7608/23, от 20.03.2023 N 52-32-15-10052/23 об отказе в представлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Швед Татьяне Валерьевне (ИНН 233301751667) в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 23:36:0101000:120, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101002:109, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, х. Молчановка;
- 23:36:0101000:117, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:119, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:115, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:121, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:118, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район;
- 23:36:0101000:122, площадью 55700 кв. м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Щербиновский район, как противоречащие положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу осуществить подготовку проекта(ов) договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0101000:120, 23:36:0101002:109, 23:36:0101000:117, 23:36:0101000:119, 23:36:0101000:115, 23:36:0101000:121, 23:36:0101000:118, 23:36:0101000:122, его (их) подписание и направление ИП главе КФХ Швед Т.В. (ОГРНИП: 320237500323620, ИНН: 233301751667, Дата присвоения ОГРНИП: 12.11.2020), г. Ейск".
В иной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553) без удовлетворения.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553) в пользу ИП главы КФХ Швед Т.В. (ОГРНИП: 320237500323620, ИНН: 233301751667) 150 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25846/2023
Истец: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Швед Татьяна Валерьевна, Швед Т В
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Щербиновский район, Администрация муниципального образования Щербиновский район
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18375/2024
27.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2871/2024
13.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21054/2023
22.11.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25846/2023