Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 376624-8 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(в части ответственности должностных лиц за направление в период военного положения, военное время, либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий военнослужащих без надлежащей подготовки, не обеспеченных необходимой экипировкой, вооружением и материальными ресурсами)
внесен депутатами Государственной Думы С.И. Казанковым, А.В. Куринным, Ю.П. Синельщиковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект указанного федерального закона ( далее - законопроект) и считает возможным отметить следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 352.2, предусматривающей ответственность за направление в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий военнослужащих, не прошедших необходимую подготовку и не обеспеченных необходимой экипировкой, вооружением и иными необходимыми для ведения боевых действий материальными ресурсами, либо необеспечение такими ресурсами в ходе боевых действий.
Представленная редакция законопроекта не противоречит требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Вместе с тем проектируемая норма не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку в ней используются такие оценочные понятия, как "необходимая подготовка", "необходимая экипировка", "необходимые для ведения боевых действий материальные ресурсы", то есть те термины, содержание которых законодательно не определено.
В части первой проектируемой статьи 352.2 УК РФ не определен конкретный субъектный состав преступления, что может повлечь трудности в дальнейшем правоприменении, поскольку направление военнослужащих в зону боевых действий относится к полномочиям одних должностных лиц, а обеспечение необходимой экипировкой, вооружением и иными материально-техническими ресурсами - других.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П, любое преступление, а равно и меры уголовной ответственности за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия). Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного толкования и произвольного применения его норм.
Следует отметить, что пояснительная записка не содержит статистических и иных данных, свидетельствующих о необходимости принятия такой нормы, в том числе и в разрезе с такими конкурирующими статьями главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации как 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий" и 293 "Халатность".
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.