В соответствии с требованиями части 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997. приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия за 2023 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Отделу контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования (Челеева М.М.) разместить Доклад о правоприменительной практике на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 марта 2024 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Мацакову Э.М., заместителя министра.
Министр образования и науки |
Б.Б. Ангирова |
Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 13.03.2024 N 311
Доклад
о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкии за 2023 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Введение
Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) за 2023 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение требований статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.
Обобщение правоприменительной практики в форме доклада проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики Министерства по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 года и основан на реализации положений:
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования;
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования".
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю (надзору), в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Министерство о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;
разъяснения, полученные Министерством от органов прокуратуры и иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий;
результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.
Согласно части 3 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
- соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
- соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется Министерством в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
- государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ГИС АКНДПП);
- государственной автоматизированной информационной системы управления (ГАС "Управление");
- единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ЕРВК);
- единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКИМ);
- государственной информационной системы "Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности";
- государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
- федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО);
- иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) в сфере образования со стороны Министерства, на конец отчетного периода составило 394 объекта, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - 14.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска в 2023 году являлись:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Министерстве, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии вышеуказанных критериев вероятности несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок и документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - 1 раз в 3 года;
для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В 2023 году, в соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, по результатам проведенного сопоставления к категории высокого риска не отнесено ни одного объекта контроля, к категории среднего риска отнесено 5 объектов контроля, остальные объекты контроля отнесены к категории низкого риска (приказ Министерства от 18.09.2023 N 1809).
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к
категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
I. Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований законодательства Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерством осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
стимулировании добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного надзора;
оперативности и разумности при осуществлении государственного надзора.
Единообразие применения обязательных требований Министерством и его должностными лицами основано на формировании единых подходов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и открытости деятельности Министерства.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий используется единый перечень нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством при организации федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования - Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации 21 сентября 2021 г., Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации 17.07.2023 года.
С целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, снижения количества нарушений обязательных требований, на официальном сайте Министерства размещены и поддерживаются в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- информация (комментарии) специалистов Министерства о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования или лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также методических рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц.
На официальном сайте Министерства размещена информация о контрольных мероприятиях без взаимодействия, наблюдениях за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности.
В целях повышения уровня правовой культуры контролируемых лиц сформирована система профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством об образовании. В соответствии с требованиями федерального законодательства подготовлена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Республики Калмыкия на 2023 год, которая прошла процедуру общественного обсуждения и утверждена приказом Министерства от 09.12.2022 N 1923. Общее количество проведенных профилактических мероприятий в отчетном периоде - 333, из них:
- 38 проведенных информирований;
- 1 обобщение правоприменительной практики;
- 145 объявленных предостережений;
- 140 консультирований;
- 9 профилактических визитов.
Министерство осуществляло консультирование контролируемых лиц и их представителей:
- в виде устных разъяснений на личном приеме;
- в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществлялось в Министерстве уполномоченными должностными лицами. На официальном сайте Министерства размещена информация о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах.
Консультирование осуществлялось по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора), в том числе:
- порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Профилактические визиты проводились уполномоченными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности. Уведомления об отказе от проведения обязательного профилактического визита от контролируемых лиц в 2023 году не поступали. В ходе всех профилактических визитов контролируемые лица информировались:
- о порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (информирование об изменениях в контрольно-надзорной деятельности, о видах профилактических мероприятий, особенностях их организации и т.д.);
- об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля;
- о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях Программы профилактики размещаются на официальном сайте Министерства. Проведение Министерством профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках обобщения правоприменительной практики Министерством в 2023 году были проведены совещания и семинары (в режиме видео-конференц-связи и очном формате проведения) с представителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Были рассмотрены вопросы:
- о проведенных в отношении подконтрольных лиц профилактических мероприятиях;
- о проведенных в отношении подконтрольных лиц контрольных (надзорных) мероприятий;
- о типичных нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Были даны разъяснения по новым требованиям нормативных правовых актов федерального законодательства в сфере образования. Фактов поступления в Министерство жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну не зафиксировано.
II. Краткие сведения о проведенных мероприятиях по контролю и принятых мерах реагирования
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Министерством не осуществлялись плановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году.
Вместе с тем продолжена реализация новых подходов к организации контрольных мероприятий "Модель контрольного мероприятия без взаимодействия, наблюдения за соблюдением обязательных требований". Проведена работа по совершенствованию риск-ориентированного подхода к организации наблюдения: проанализированы результаты наблюдений прошлого года, проблемы (риски) в муниципальных образовательных организациях, определены направления наблюдения, сформированы задания по проблемным для образовательных организаций вопросам. Задания формировались по направлениям в соответствии с перечнем нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия.
Министерство при наблюдении за соблюдением обязательных требований (при проведении мониторинга безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:
- данные мониторинга системы образования;
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
- информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
Министерством за отчетный период проведено 423 контрольных мероприятия без взаимодействия в отношении образовательных организаций (2022 год - 191 мероприятие):
наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") в Министерство образования и науки Республики Калмыкия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
наблюдение за соблюдением обязательных требований, предъявляемых к образовательным программам организаций, осуществляющих обучение частных охранников;
наблюдение за соблюдением обязательных требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По выявленным в ходе контрольных мероприятий без взаимодействия фактам, указывающим на нарушения законодательства, в отношении юридических лиц направлено 145 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (2022 год - 10 предостережений). В Министерство не поступали возражения контролируемых лиц в отношении объявленных предостережений.
Кроме того, в период проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, должностными лицами Министерства осуществлены контрольные выходы в пункты проведения экзаменов, составлены 24 протокола (2022 год - 26 протоколов) в отношении лиц, нарушивших требования Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512.
Административные протоколы были составлены по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации), в том числе:
все 24 протокола составлены в основной период проведения государственной итоговой аттестации;
3 протокола составлены в отношении выпускников прошлых лет; 17 протоколов - в отношении выпускников текущего года;
4 протокола - в отношении лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ.
Материалы дел об административных правонарушениях направлены на рассмотрение в судебные органы и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В отношении лиц, допустивших нарушения обязательных требований, судебными органами и муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав приняты постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа и объявления устного замечания.
Общая сумма наложенных административных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Министерством, за 2023 год составила 54 000 рублей.
Сведения о принятых за 2023 год мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора)
N |
Показатели |
Количество |
1. |
Общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях |
24 |
2. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА |
24 |
3. |
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях |
24 |
4. |
Количество дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых назначено административное наказание |
24 |
5. |
Доля назначенных наказаний от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях |
1 00% |
III. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Министерством в 2023 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства об образовании:
1. Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825:
пункта 5 - не в полном объеме внесены сведения о документах о квалификации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" за предыдущие годы.
2. Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831:
пункта 3 - в специальном разделе официального сайта организации "Сведения об образовательной организации" в подразделах "Документы", "Образование", "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав", "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса", "Доступная среда" "Платные образовательные услуги" не содержится необходимая информация.
3. Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации "Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников" от 30.11.2019 N 396:
пункта 8 - образовательной организацией не соблюдаются требования в части соответствия учебного плана по программе профессиональной подготовки охранников образовательной программы "Программа профессиональной подготовки охранников".
Министерство выделяет следующие причины, факторы и условия, способствующие возникновению нарушений:
недостаточный уровень знаний нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования со стороны руководителей образовательных организаций;
несвоевременное приведение распорядительных актов образовательной организации в соответствие с действующим законодательством;
слабый внутренний контроль в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
недостаточно эффективное методическое сопровождение представителей образовательных организаций со стороны муниципальных методических служб в свете изменяющегося законодательства;
дефицит специалистов информационной сферы с соответствующей квалификацией.
IV. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности - это жизнь и здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, сохранность животных, растений, окружающей среды и объектов культурного наследия, оборона страны и безопасность государства, а также иные охраняемые законом ценности.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.
V. Заключительные положения
В целях недопущения и устранения нарушений обязательных требований в сфере образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предлагается:
принять меры по приведению локальных нормативных актов в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования;
неукоснительно соблюдать и исполнять обязанности, отнесенные к компетенции образовательной организации;
обеспечить соблюдение нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих порядок реализации соответствующих образовательных программ, осуществление образовательной деятельности, оформление и выдачу аттестатов и дипломов, внесение сведений о выданных документах в ФИС ФРДО;
осуществить анализ официальных сайтов образовательных организаций на предмет соответствия установленным требованиям к структуре и содержанию.
По результатам проведенных Министерством контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и по итогам анализа нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, предложения об актуализации обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании отсутствуют. Вопросы соблюдения законодательства в сфере образования в настоящее время достаточно урегулированы и позволяют обеспечивать конституционные права граждан в области образования. Тем не менее, с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов контролируемых лиц, а также формирования единых требований к организации и проведению мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования предлагаем разработать единую методику организации и проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований после получения предостережения. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность проведения профилактического мероприятия в виде объявления предостережения. Предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Министр образования и |
Б.Б. Ангирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 13 марта 2024 г. N 311 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия за 2023 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Вступает в силу с 13 марта 2024 г.
Опубликование:
-