г. Краснодар |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А32-23018/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320 ОГРН 1022301602091) и ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2357001469 ОГРН 1022305004160), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-23018/2023, установил следующее.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - больница) о взыскании излишне понесенных 1 142 184 рубля расходов.
Решением суда от 31.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2024, требование удовлетворено по мотиву неправомерного предъявления больницей к оплате фондом социальных доплат медицинским работникам за работу при оказании медицинской помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - выплаты).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилась больница, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Ссылается на Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила), письмо Минздрава России от 16.12.2020 N 18-3/И/2-19629, выявление коронавируса у пациентов в конце инкубационного периода, перед появлением первых симптомов (1 - 6 дней после заражения) и работу в этот период медицинского персонала с пациентами, что подвергало медицинских работников риску заражения.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что фонд провел камеральную проверку полноты и достоверности сведений больницы для осуществления фондом в ноябре, декабре 2020 года по декабрь 2021 года специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Постановление N 1762), и о внесении изменений во Временные правила учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
При проверке фонд выявил представление больницей недостоверных сведений о фактическом количестве нормативных смен, в которые работники контактировали с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что повлекло излишнее возмещение фондом больнице 1 142 184 рублей расходов на выплату специальной социальной выплаты медицинским работникам по Постановлению 1762. Фонд 20.09.2022 составил акт проверки о выявленных несоответствиях
, предложил больнице как страхователю возместить излишне понесенные страхователем расходы на специальную социальную выплату до 18.11.2022, направил ей уведомление
от 24.11.2022 N 4 об истекшем сроке возмещения излишне понесенных расходов, претензионное письмо о возврате 1 142 184 рубля переплаты до 20.03.2023, что больница не выполнила. Фонд обратился с иском о взыскании расходов в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд правильно применил к установленным им обстоятельствам статью 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закона N 165-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 225-ФЗ), пункт 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), пункты 2, 3 Постановления N 1762, в силу которых с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников: а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Минздравом России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
До 01.01.2023 специальная социальная выплата осуществлялась фондом за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету фонда лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации Постановления N 1762 соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 1 Постановления N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762.
На основании абзаца первого пункта 3 Правил, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно (абзац второй пункта 3 Правил), за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце (абзац третий пункта 3 Правил). Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путём деления суммарного отработанного времени по табелю учёта рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен (абзац пятый пункта 3 Правил). Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее десятого рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Таким образом, специальная выплата полагается медицинским сотрудникам, проводившим диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, и имеющим контакт с лицами с установленным диагнозом COVID-19. Последующее лечение остаточных симптомов заболевания (пневмония, насморк и т.д.) при наличии отрицательного ПЦР не охватывается действием Постановления N 1762. Смены, в которые осуществлялся прием пациентов до подтверждения у пациентов новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в которые осуществлялся прием пациентов с отрицательным ПЦР (т.е. в момент выздоровления), оплате не подлежат.
Суд проверил и отклонил довод больницы о том, что наличие лабораторного подтверждения не устанавливает диагноз заболевания COVID-19 и возможном выставлении диагноза COVID-19 без лабораторного подтверждения, со ссылкой на Временные методические рекомендации профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 26.10.2020, утвержденные заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкиным, исходя из которых если пациентам установлен диагноз U07.2 - COVID-19, вирус не идентифицирован (расшифровка: Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19 диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны)). Суд правомерно признал, что в таких случаях оплата спорных выплат медицинским работникам и персоналу больницы противоречит Постановлению N 1762 и они подлежит возврату фонду. Протоколы медицинского лечения пациентов не свидетельствуют в рассматриваемой ситуации о возникновении у фонда обязанности по выплате социальных выплат, такую возможность законодатель не устанавливал.
Право на получение специальной выплаты предоставлено медицинским сотрудникам, проводившим диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции и имеющим контакт с лицами с установленным диагнозом СОУПМ9. Последующее лечение остаточных симптомов заболевания (пневмония, насморк и т.д.) при наличии отрицательного ГЩР не подпадает под действие Постановления N 1762. Согласно пункту 3.7 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями утвержденных Постановлением от 22.05.2020 N 15, подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя или генетический материал возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил специальная социальная выплата осуществляется медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Минздравом России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).При определении суммы социальной выплаты следует учитывать (включать в число смен часы, по которым суммируются для определения размера месячной выплаты) только те отработанные смены, в которых сотрудник привлекался к работе по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или контактировал с пациентами с диагностированной новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом очевидно, что лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должно осуществляться после установления соответствующего диагноза, подтвержденного протоколом испытаний выявления дифференциации ИНК/РНК микроорганизмов в клиническом материале молекулярно-биологическим методом (далее - ПЦР) до момента выздоровления и/или получения отрицательного ПНР. Пунктом 10 Правил установлено, что медицинская организация несёт ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесённые фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил). Смены, в которые осуществлялся прием пациентов до подтверждения у пациентов новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также смены, в которые осуществлялся прием пациентов с отрицательным ПЦР, т.е. в момент выздоровления, оплате не подлежат.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-23018/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания излишне понесенных расходов на социальные выплаты медицинским работникам, установив, что больница представила недостоверные сведения о фактическом количестве смен, в которых работники контактировали с пациентами с COVID-19. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2024 г. N Ф08-4456/24 по делу N А32-23018/2023