город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2024 г. |
дело N А32-23018/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2023 по делу N А32-23018/2023
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2357001469, ОГРН 1022305004160)
о взыскании излишне понесённых страхователем расходов,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Отдел) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Успенская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Учреждение) о взыскании излишне понесённых страхователем расходов в сумме 1142184 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Учреждение на основании письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.12.2020 N 18-3/И/2-19629 вносило сведения в информационный ресурс учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (https://covid.cgisz.rosminzdrav.ru) для каждого пациента с диагнозом U07.1 и U07.2, находящегося на лечении, а не регулярно и необоснованно включала в реестр работников, которые не имели право на получение специальной социальной выплаты.
Учреждение указывает, что тест на коронавирус становится положительным в конце инкубационного периода, перед появлением первых симптомов, т.е через 1-6 дней после заражения. Таким образом пациенты при поступлении на лечение были бессимптомными носителями COVID-19, что подтверждается положительными результатами лабораторных исследований на наличие РНК SARs-CoV-2, сотрудники были подвержены риску заражения и следовательно все дни нахождения пациентов на лечении, начиная с момента госпитализации и дни внесенные в табель на оплату за работу с ковидными пациентами подлежат оплате согласно Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила), утверждённым постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщён к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Краснодарским региональным отделением ФСС в соответствии с порядком осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утверждённым Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272, проведена камеральная проверка в отношении Учреждения полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации". Период проверки ноябрь-декабрь 2020 - декабрь 2021.
В ходе проверки представленной Учреждением документации, Отделением выявлены недостоверные сведения о фактическом количестве нормативных смен, в которые работники контактировали с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшие причинение Отделению ущерба в виде излишне понесённых расходов на выплату специальной социальной выплаты медицинским работникам на основании Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 в размере 1 142 184 рублей.
По результатам проверки был составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 20.09.2022 N 3/4.
Учреждения, как страхователю, было предложено возместить излишне понесенные страхователем расходы на специальную социальную выплату в размере 1142184 руб. в срок до 18.11.2022.
Отделение направило Учреждению уведомление от 24.11.2022 N 4 об истекшем сроке возмещения излишне понесённых расходов.
Отделение направило Учреждению претензионное письмо о необходимости погашения суммы переплаты в размере 1142184 руб. в срок до 20.03.2023. Претензия оставлена Учреждением без удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Вопросы выплаты соответствующих пособий в связи с беременностью и родами урегулированы Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), в силу пункта 5 части 1 статьи 72 которого медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производятся ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников: а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
- члены лётных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
До 01.01.2023 специальная социальная выплата осуществлялась Отделением за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации Постановления N 1762 соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 1 Постановления N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762.
На основании абзаца 1 пункта 3 Правил, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно (абзац 2 пункта 3 Правил).
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце (абзац 3 пункта 3 Правил).
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путём деления суммарного отработанного времени по табелю учёта рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
Расчёт ведётся с округлением до десятой части числа нормативных смен (абзац 5 пункта 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
В силу названных норм, специальная выплата полагается медицинским сотрудникам, проводившим диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции и имеющим контакт с лицами с установленным диагнозом COVID-19. Последующее лечение остаточных симптомов заболевания (пневмония, насморк и т.д.) при наличии отрицательного ПЦР не подпадает под действие Постановления N 1762.
Таким образом, смены в которые осуществлялся прием пациентов до подтверждения у пациентов новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а такте смены, в которые осуществлялся прием пациентов с отрицательным ПЦР, т.е. в момент выздоровления, оплате не подлежат.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки Учреждению было предложено возместить 1142184 руб., излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения. Учреждением обязанность по возмещению денежных средств не исполнена, мотивировав тем, что наличие лабораторного подтверждения не устанавливает диагноз заболевания COVID-19, и наоборот, диагноз COVID-19 может быть выставлен и без лабораторного подтверждения. Основываясь на Временные методические рекомендации профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 26.10.2020, утверждённых заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкиным, пациентам установлен диагноз U07.2 - COVID-19, вирус не идентифицирован (расшифровка: Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19 диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны)), в связи с чем, оплата спорных смен сотрудников учреждения не противоречит требованиям Постановления N 1762 и не подлежит возврату.
Судом первой инстанции верно указывается на то, что право на получение специальной выплаты предоставлено медицинским сотрудникам, проводившим диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции и имеющим контакт с лицами с установленным диагнозом СОУПМ9. Последующее лечение остаточных симптомов заболевания (пневмония, насморк и т.д.) при наличии отрицательного ГЩР не подпадает под действие Постановления N 1762.
Учитывая, что специальные социальные выплаты в размере 1142184 руб. были перечислены в результате действий Учреждения по направлению реестров, содержащих недостоверные сведения, а также учитывая, что ответственность за представление недостоверных сведений, влияющих на право получения выплаты, лежала на Учреждении, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что излишне перечисленная сумма выплаты, является убытками для Отделения, поскольку, фактически, права на получение выплаты работники Учреждения не имели.
Согласно пункту 3.7 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями утвержденных Постановлением от 22.05.2020 N 15 подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя или генетический материал возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил специальная социальная выплата осуществляется медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При определении суммы социальной выплаты следует учитывать (включать в число смен часы, по которым суммируются для определения размера месячной выплаты) только те отработанные смены, в которых сотрудник привлекался к работе по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или контактировал с пациентами с диагностированной новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом очевидно, что лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должно осуществляться после установления соответствующего диагноза, подтвержденного протоколом испытаний выявления дифференциации ИНК/РНК микроорганизмов в клиническом материале молекулярно-биологическим методом (далее - ПЦР) до момента выздоровления и/или получения отрицательного ПНР.
В соответствии с пунктом 10 Правил, организация несёт ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил установлено, что расходы, излишне понесённые Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что смены, в которые осуществлялся приём пациентов до подтверждения у пациентов новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также смены, в которые осуществлялся прием пациентов с отрицательным ПЦР, т.е. в момент выздоровления, оплате не подлежат.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на Учреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2023 по делу N А32-23018/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23018/2023
Истец: ОСФР по КК, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УСПЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГБУЗ "Успенская центральная районная больница" министерства здравоохранения КК