г. Краснодар |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А15-7101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании посредством веб-конференции от истца - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Исмаиловой Д.Х. (доверенность от 26.12.2023), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Грин Тау" (ИНН 0548012073, ОГРН 1160571053070), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "УК "Лидер"", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грин Тау" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А15-7101/2022, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Грин Тау" (далее - общество) о взыскании 5 836 139 рублей 45 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год и 33 168 рублей 73 копеек пеней с 02.03.2021 по 09.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Лидер"".
Решением от 10.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.01.2024, с ответчика в пользу истца взыскано 5 836 139 рублей 45 копеек платы за НВОС и 33 168 рублей 73 копейки пеней. С общества в доход федерального бюджета взыскано 52 347 рублей государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в части взыскания 2 105 798 рублей 15 копеек платы за НВОС. По мнению заявителя, ответчик не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан. Именно ООО "УК "Лидер"", будучи региональным оператором и осуществляя сбор денежных средств с населения и юридических лиц, обязано уплачивать налог, заложенный в тариф по захоронению твердых коммунальных отходов. Общество признает задолженность в размере 2 105 798 рублей 15 копеек, поскольку 3 730 341 рубль 34 копейки - сумма, освоенная ООО "УК "Лидер"".
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество состоит на учете в качестве плательщика за НВОС, обязано самостоятельно производить расчет платы и своевременно производить платежи за НВОС.
Декларируемая плата за НВОС за 2020 год ответчиком не произведена.
Поскольку в установленный срок требование истца об оплате задолженности за НВОС обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255 в редакции, действующей в спорный период (до момента вынесения Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881)), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу пункта 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - постановление N 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" данного пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" указанного пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2020 год с указанием суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, в размере 5 807 428 рублей 67 копеек. Декларируемая плата за НВОС в указанный период не внесена.
В соответствии с произведенным управлением расчетом и требованием от 09.04.2021 N 05/21 за 2020 год сумма платы за НВОС составила 5 836 139 рублей 45 копеек. При этом разница между данными управления и общества возникла в результате неправильного определения ответчиком суммы платы за размещение золы от сжигания медицинских отходов.
Кроме того, за несвоевременное внесение платы за НВОС обществу начислены пени с 02.03.2021 по 09.04.2021 в размере 33 168 рублей 73 копеек.
Расчеты платы за НВОС и пеней управления признаны судами правильными.
Доводы кассационной жалобы общества сводятся к несогласию с взысканием с него 3 730 341 рубля 34 копеек суммы, освоенной ООО "УК "Лидер"" и не полученной ответчиком от третьего лица. По утверждению общества, спорную сумму ответчик не сможет получить ввиду нахождения ООО "УК "Лидер"" в процедуре банкротства.
Между тем отношения между ответчиком и третьим лицом не являются предметом рассматриваемого спора, ненадлежащее исполнение ООО "УК "Лидер"" своих обязанностей перед обществом не исключает обязанность ответчика по внесению платы за НВОС.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А15-7101/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней за просрочку платежа. Ответчик не исполнил обязательства по уплате, несмотря на наличие декларации о плате. Доводы кассационной жалобы о неправомерности взыскания отклонены, так как обязательства по уплате сохраняются независимо от отношений с третьими лицами.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2024 г. N Ф08-4297/24 по делу N А15-7101/2022