г. Краснодар |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А32-46560/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 102230160679) - Томашевич А.Н. (доверенность от 20.12.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина" (ИНН 2311014546, ОГРН 1022301814776), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-46560/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным формализованного в письме от 22.06.2022 N 23-05/12885 (далее - решение N 23-05/12885) отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) в безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка площадью 2133 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115010:217, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, станица Елизаветинская, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (далее - спорный участок), как не соответствующего пункту 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; обязать управление Росимущества устранить нарушение законных прав и интересов муниципального образования город Краснодар путем возложении на управление Росимущества обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить в адрес администрации решение о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ФГБУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина" (далее - университет).
Определением суда от 28.11.2022 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Определением суда от 31.01.2023 процессуальное положение департамента изменено с заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением суда от 05.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2024, требования администрации удовлетворены со ссылкой на то, что управлением Росимущества не представлены доказательства того, что передача спорного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар невозможна по основаниям, приведенным в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; на спорном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности; спорный участок не застроен, не огражден, свободен от зданий и сооружений, занят деревьями и кустарниками. В целях устранения нарушений прав и законных интересов администрации на уполномоченный орган возложена обязанность в установленном законом порядке принять решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорного участка.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление Росимущества с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что спорный участок составляет имущество государственной казны Российской Федерации, которому присвоен соответствующий регистрационный номер. На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" такие земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации. Согласно поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2023 N АШ-10/27798 в отношении свободных федеральных земельных участков, имеющих инвестиционную привлекательность, необходимо предварительно установить возможность увеличения технико-экономических показателей (ТЭПов) путем улучшения их градостроительных характеристик, а базовым принципом при принятии решений о передаче федеральных земельных участков на иной уровень публичной собственности является инвестиционная привлекательность. Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность невозможна, так как спорный участок является инвестиционно привлекательным и необходим управлению Росимущества для вовлечения его в хозяйственную деятельность в целях пополнения федерального бюджета неналоговыми поступлениями. Суды не приняли во внимание, что при утверждении проекта планировки территории в ходе проведенных администрацией публичных слушаний управление Росимущества участие не принимало, поскольку о времени и дате в надлежащей форме не уведомлено, что свидетельствует о нарушении процедуры и порядка утверждения проекта планировки территории. Констатация допущенных нарушений порядка опубликования постановления об утверждении проекта планировки территории не исключает необходимость его проверки на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, однако суды это не учли. Приняв решение о возложении на управление Росимущества обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить в адрес администрации решение о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, суд первой инстанции фактически подменил собою орган исполнительной власти и не учел, что передача в собственность спорного участка приведет к существенному нарушению прав и законных интересов Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции это нарушение не устранил.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация, университет, департамент не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель администрации просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на спорный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, дата государственной регистрации права собственности от 14.09.2018 N 23:43:0115010:217-23/001/2018-1, дата присвоения кадастрового номера - 14.08.2018.
В целях увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях в первом отделении учхоза "Кубань" администрацией с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и университета образован и поставлен на государственный кадастровый учет спорный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:220, относящегося к федеральному уровню собственности.
Спорный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115010:208 площадью 2717 кв. м по ул. Советской, 2/А в пос. 1-е отделение учхоза "Кубань", который постановлением администрации от 14.10.2015 N 6964 предоставлен МДОУ "Детский сад N 165" в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации зданий и сооружений детского сада.
Письмом от 14.06.2022 N 1229/01 администрация обратилась в управление Росимущества с просьбой о передаче спорного участка в собственность муниципального образования город Краснодар на основании статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 22.06.2022 N 23-05/12885 управление Росимущества ответило отказом со ссылкой на пункт 13 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Полагая незаконным бездействие уполномоченного органа по вопросу о передаче спорного участка, нарушающим права (интересы) муниципального образования город Краснодар, администрация оспорила его в судебном порядке.
Суды обоснованно удовлетворили требования администрации, исходя из следующего.
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии: 1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; 2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; 3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; 4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; 5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации; 6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных названным Федеральным законом, или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных данным Федеральным законом; 8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства, и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 названного Федерального закона, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 данного Федерального закона; 9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; 10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; 12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; 13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации; 14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии со статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Кодекса).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Суды отметили, что наличие таких оснований управление Росимущества документально не подтвердило и не опровергло, что спорный участок расположен в границах муниципального образования город Краснодар.
Суды установили, что в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (согласно которой границы населенных пунктов утверждаются на основании генерального плана поселения и генерального плана городского округа) решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар.
Согласно изложенным в письме от 15.04.2022 N 5839/29 сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, спорный участок расположен в зоне специализированной общественной застройки с размещением в границах зоны дошкольной образовательной организации на 140 мест (планируемой к реконструкции).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19, спорный участок расположен в зоне застройки объектами образования и научной деятельности (ОД-2).
Согласно представленному в материалы дела письму университета от 06.07.2020 N 07-186/1 по итогам ранее направленного главой муниципального образования город Краснодар обращения и в порядке статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации университет получил согласие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком.
Факт неиспользования спорного участка с целевым назначением и видом разрешенного использования подтвержден письмом университета от 13.12.2021 N 44182, содержащим сведения о том, что в порядке статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в адрес управления Росимущества университет направлял заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного участка в целях дальнейшей передачи его из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар для расширения территории МДОУ "Детский сад N 165".
Суды отметили, что согласно сведениям из ЕГРН право постоянного (бессрочного) пользования университета на спорный участок погашено, имеется запись о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок от 14.09.2018 N 23:43:0115010:217-23/001/2018-1.
Согласно составленному управлением муниципального контроля администрации акту осмотра от 23.05.2022 N 2017 спорный участок не огражден, свободен от зданий и сооружений, занят деревьями и кустарниками.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали обоснованный вывод о том, что администрацией соблюден порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче спорного участка в собственность муниципального образования город Краснодар. При этом обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче спорного участка в муниципальную собственность, не установлены. В отсутствие законных оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, судебные инстанции признали заявление администрации обоснованным, обязав уполномоченный орган принять соответствующее решение в порядке, установленном законом.
Доводы управления Росимущества об инвестиционной привлекательности спорного участка для вовлечения его в хозяйственную деятельность в целях пополнения федерального бюджета неналоговыми поступлениями, а также о том, что управление Росимущества не принимало участие при проведении администрацией публичных слушаний, поскольку не извещалось о времени и дате, документально не подтверждены и подлежат отклонению как не свидетельствующие о надлежащем исполнении в данном случае управлением Росимущества возложенных на него законом обязанностей при разрешении вопроса о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар.
Доводы управления Росимущества о том, что суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении спорным участком, подлежат отклонению как заявленные без учета следующего.
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, которая действует с 01.03.2015. Обжалуемое управлением Росимущества решение суда соответствует требованиям частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебная практика по применению положений главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации также исходит из возможности возложения судом на уполномоченный орган обязанности по принятию решения о безвозмездной передаче федерального земельного участка в собственность муниципального образования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 309-КГ17-18214).
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды обоснованно удовлетворили заявленные администрацией требования.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления Росимущества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-46560/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, отметив отсутствие оснований для отказа. Управление Росимущества не представило доказательства, подтверждающие невозможность передачи, и не учло, что участок свободен от объектов недвижимости. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2024 г. N Ф08-3327/24 по делу N А32-46560/2022