город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2024 г. |
дело N А32-46560/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2023 по делу N А32-46560/2022
по заявлению администрации муниципального образования города Краснодара
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина"
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 23:43:0115010:217 площадью 2133 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, станица Елизаветинская, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, выраженный в письме от 22.06.2022 N 23-05/12885, как не соответствующий пункту 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; об обязании устранить нарушение законных прав и интересов муниципального образования город Краснодар: не позднее, чем в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять и направить в адрес администрации муниципального образования город Краснодар решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 площадью 2133 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, станица Елизаветинская, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Определением от 28.11.2022 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Определением от 31.01.2023 процессуальное положение Департамента имущественных отношений изменено с заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением от 05.12.2023 признан незаконным отказ МТУ Росимущества в безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 23:43:0115010:217 площадью 2133 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, станица Елизаветинская, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, выраженный в письме от 22.06.2022 N 23-05/12885, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал МТУ Росимущества устранить нарушение законных прав и интересов муниципального образования город Краснодар не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять и направить в адрес администрации муниципального образования город Краснодар решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 площадью 2133 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, станица Елизаветинская, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность невозможна. Земельный участок необходим управлению в его хозяйственной деятельности с целью пополнения федерального бюджета неналоговыми поступлениями. Фактически органами судебной власти осуществлена подмена органа исполнительной власти, передача в собственность спорного земельного участка приведет к существенному нарушению прав и законных интересов Российской Федерации.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заявителя в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Оспариваемый отказ датирован 22.06.2022, с заявлением в суд заявитель обратился 21.09.2022, в связи с чем трехмесячный срок на обжалование отказа не пропущен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19.04.2022 N КУВИ-001/2022-58990444 на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 площадью 2133 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ст-ца Елизаветинская, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", зарегистрировано право собственности Российской Федерации, дата государственной регистрации права собственности от 14.09.2018 N 23:43:0115010:217-23/001/2018-1, дата присвоения кадастрового номера 14.08.2018.
С целью увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях в 1-м отделении учхоза "Кубань" администрацией муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.И. Трубилина" (далее - Университет) образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:220, относящегося к федеральному уровню собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115010:208 площадью 2717 кв. м по ул. Советской, 2/А в пос. 1-е отделение учхоза "Кубань", который постановлением администрации от 14.10.2015 N 6964 предоставлен МДОУ "Детский сад N 165" в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации зданий и сооружений детского сада.
Администрацией проводятся мероприятия по безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Письмом от 14.06.2022 N 1229/01 администрация обратилась в МТУ Росимущества с просьбой о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 в собственность муниципального образования город Краснодар на основании статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 22.06.2022 N 23-05/12885 МТУ Росимущества сообщило об отсутствии правовых оснований для осуществления безвозмездной передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217, поскольку в соответствии с пунктом 13 частью 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Администрация полагает, что отказ МТУ Росимущества, выраженный в письме от 22.06.2022 N 23-05/12885, не соответствует закону и нарушает права муниципального образования город Краснодар по следующим основаниям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 2 названной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных ч. 1 ст. 39.31 ЗК РФ лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в п.п 1 - 13 ч. 2 ст. 39.30 ЗК РФ.
Как следует из подпункта 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, не подлежат передаче земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование наделено статусом городского округа.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы населенных пунктов утверждаются на основании генерального плана поселения и генерального плана городского округа (статья 23 ГрК РФ).
Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар.
Согласно сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, изложенным в письме от 15.04.2022 N 5839/29, в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 расположен в зоне специализированной общественной застройки с размещением в границах зоны дошкольной образовательной организации на 140 мест (планируемой к реконструкции).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 расположен в зоне застройки объектами образования и научной деятельности (ОД-2).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 расположен в границах муниципального образования город Краснодар.
Из материалов дела следует, что письмом от 06.07.2020 N 07-186/1 университет сообщил, что по итогам ранее направленного главой муниципального образования город Краснодар обращения и в порядке статьи 53 ЗК РФ университетом получено согласие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115010:217.
Письмом от 13.12.2021 N 44182 университет сообщил о направлении в порядке статьи 53 ЗК РФ в адрес МТУ Росимущества заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 с целью дальнейшей передачи его из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар для расширения территории МДОУ "Детский сад N 165".
В настоящее время, согласно сведениям ЕГРН, право постоянного (бессрочного) пользования погашено, имеется запись о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 от 14.09.2018 N 23:43:0115010:217-23/001/2018-1.
В силу пункта 13 части 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией, некоммерческими организациями, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.
Факт неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования подтверждается тем, что письмом от 13.12.2021 N 44182 Университет сообщил о направлении в порядке статьи 53 ЗК РФ в адрес МТУ Росимущества заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 с целью дальнейшей передачи его из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар для расширения территории МДОУ "Детский сад N 165".
Согласно акту осмотра земельного участка N 2017 от 23.05.2022, подготовленному управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115010:217 не огражден, свободен от зданий и сооружений, участок густо зарос растительностью, деревьями и кустарниками.
В силу ч. 1 ст. 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Частью 5 статьи 39.31 ЗК РФ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в такой передаче установлены ч. 7 ст. 39.31 ЗК РФ: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с ч. 2 ст. 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные ч. 16 ст. 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные ст. 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 ЗК РФ установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче. С учетом изложенного отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письмом от 14.06.2022 N 1229/01 администрация обратилась в МТУ Росимущества с просьбой о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217 в собственность муниципального образования город Краснодар на основании статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 22.06.2022 N 23-05/12885 МТУ Росимущества сообщило об отсутствии правовых оснований для осуществления безвозмездной передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115010:217, поскольку в соответствии с пунктом 13 частью 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, суд установил, что порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче спорных земельных участков администрацией соблюден.
МТУ Росимущества не представлено доказательств того, что передача рассматриваемых земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар невозможна с учетом положений пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Поскольку обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, не установлены, суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данный правовой подход к рассмотрению аналогичных требований администрации МО г. Краснодар ранее применен в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 по делу N А32-33749/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2023. Определением Верховного Суда РФ от 26.10.2023 N 308-ЭС23-19823 по делу N А32-33749/2022 отказано МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, которая действует с 01.03.2015. При этом действия суда первой инстанции основаны на положениях частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Кроме того, судебная практика по применению положений главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации также исходит из возможности возложения на уполномоченный орган обязанности по принятию решения о безвозмездной передаче федерального земельного участка в собственность муниципального образования (определение Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 309-КГ17-18214).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2023 по делу N А32-46560/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46560/2022
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ РОСИМУЩЕСТВА В КК И РА
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина"