Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Тульской области
от 30.12.2022 N 603-о
Территориальная схема
обращения с отходами в Тульской области
Определения
В настоящей территориальной схеме применяются следующие термины и определения:
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Населенный пункт - территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование.
Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Строительные отходы - отходы, образующиеся при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе зданий и сооружений, прокладке и замене инженерных коммуникаций, объектов дорожно-мостового хозяйства.
Органические отходы - растительные отходы, образующиеся в результате осуществления работ по содержанию зеленых насаждений, а также листья после листопада.
Жидкие отходы - отходы, в том числе фекальные, удаляемые из выгребов неканализованных зданий, и т.п.
Санитарная очистка территорий - комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию твердых коммунальных отходов и уборке территорий населенных мест.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо предоставленного им на иных правах.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Контейнерная площадка - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Средняя плотность твердых коммунальных отходов - отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (федеральный оператор).
Российский экологический оператор - публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.
Оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.
Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Биологические отходы - трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Отходы животноводства - отходы, образуемые в результате деятельности по животноводству.
Введение
Территориальная схема обращения с отходами в Тульской области (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Тульской области в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
- поручениями Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781; от 10 августа 2012 г. N Пр-2138; от 15 ноября 2017 г. N Пр-2319;
- Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326;
- Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р;
- Стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298;
- Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";
- Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра";
- Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон";
- Указом Губернатора Тульской области N 203 от 24.09.2018 "О стратегических направлениях, целях и задачах развития Тульской области на период до 2024 года";
- Приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 29.11.2022 N 531-о "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Тульской области";
- Приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 29.11.2022 N 532-о "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений на территории Тульской области";
- документами территориального планирования Тульской области.
Территориальная схема обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработку, утилизацию и обезвреживание отходов.
Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на 01.01.2022;
- сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год ее реализации с учетом динамики отходообразования;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик и направлений транспортирования отходов.
Краткая характеристика объекта разработки территориальной схемы обращения с отходами
Общие сведения о Тульской области
Тульская область расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины, занимает площадь 25,7 тыс. кв. км (0,15% территории России), граничит на севере и северо-востоке - с Московской, на востоке - с Рязанской, на юго-востоке и юге - с Липецкой, на юге и юго-западе - с Орловской, на западе и северо-западе - с Калужской областями. Протяженность территории с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км.
В состав области входит 103 муниципальных образования (МО), в том числе 7 городских округов, 19 муниципальных районов, 23 городских поселения и 54 сельских поселения.
Рисунок 1. Карта Тульской области
Природно-климатическая характеристика Тульской области
Территория находится в центре Восточно-Европейской равнины. Самая высокая точка - 293 метра над уровнем моря находится в деревне Раево Тепло-Огаревского района (также самая высокая отметка Среднерусской возвышенности), самая низкая естественная отметка - 108 метров - находится на берегу реки Оки на границе с Московской областью. Рельеф преимущественно представляет собой пологоволнистую равнину, пересеченную долинами рек, балками и оврагами.
Климат умеренно континентальный, характеризуется умеренно холодной зимой с частыми оттепелями и теплым летом. Среднегодовая температура +5 град. C (стандартное отклонение 11 град. C), средняя температура января -10 град. C, июля +20 град. C. Продолжительность периода с положительными температурами составляет 220 - 225 дней. Годовое количество осадков изменяется от 575 мм на северо-западе до 470 мм на юго-востоке. В безморозный период выпадает 70% осадков (максимум в июле). В климатическом отношении область можно разделить на две части: северо-западную, которая характеризуется несколько большей увлажненностью, более мягкой зимой и более прохладным летом, и юго-восточную, отличающуюся меньшей увлажненностью, более жарким летом и холодной зимой.
Информация о почвенном фонде Тульской области представлена в таблице 1.
Таблица 1. Почвенный фонд Тульской области
Почвы |
Доля площади, % |
Дерново-подзолистые преимущественно мелко- и неглубокоподзолистые |
5,5 |
Дерново-подзолистые иллювиально-железистые |
1,7 |
Светло-серые лесные |
15,2 |
Серые лесные |
11,1 |
Темно-серые лесные |
7,6 |
Черноземы оподзоленные |
20,1 |
Черноземы выщелоченные |
27,4 |
Лугово-черноземные выщелоченные |
6,3 |
Пойменные кислые |
5,1 |
Итого |
100 |
Большинство рек Тульской области (80%) относится к бассейну р. Оки - самой крупной и единственной судоходной реки области, небольшая часть (20%) - к бассейну Дона. Ока протекает по западной и северо-западной окраинам области; основные притоки - Упа, Осетр, Зуша. В восточной части области находятся истоки и участок верхнего течения реки Дон; его основные притоки - Непрядва и Красивая Меча. Крупнейшие озера - Шиловское и Жупель, карстового происхождения. Основные водохранилища: Пронское, Шатское, Черепетское, Щекинское и Любовское. По причине особенности рельефа региона отмечается недостаточная обеспеченность водой крупнейших городов.
Леса занимают около 3,38 тыс. км2, или 14,3% территории, 2,91 тыс. км2 лесов составляют государственный лесной фонд, выполняя санитарно-оздоровительные функции. Наиболее залесен северо-запад области. Леса в основном лиственные (дуб, береза, осина и др.). По границе с лесостепью проходит полоса широколиственных лесов (дубравы с липой, кленом, ясенем, ильмом и др.), известная под названием "тульских засек".
В пределах области сосредоточено около половины месторождений руд Подмосковного угольного бассейна, оцениваемых в 1,5 млрд. тонн (месторождения у поселений Агеевское, Смородинское, Донской, Щекино и Венев).
Обнаружено более 20 месторождений стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами около 200 млн. т.
На юго-западе крупные месторождения торфа. Значительны залежи различных строительных материалов, особенно известняков, а также глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, известны несколько источников минеральных вод.
Демографическая ситуация
Численность населения Тульской области на 1 января 2022 года составила 1432,6 тыс. человек. По сравнению с 2021 годом численность населения уменьшилась на 16,5 тыс. человек. Городское население области составляет 1068,7 тыс. человек (75%), сельское - 363,9 тыс. человек (25%) 1.
------------------------------
1 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.
------------------------------
Таблица 2. Численность населения Тульской области (на 1 января)
Годы |
Всего, тыс. чел. |
В том числе, тыс. чел. |
В общей численности населения, процентов |
||
городское |
сельское |
городское |
сельское |
||
2020 |
1466,1 |
1097,0 |
369,1 |
75 |
25 |
2021 |
1449,1 |
1082,9 |
366,2 |
75 |
25 |
2022 |
1432,6 |
1068,7 |
363,9 |
75 |
25 |
Таблица 3. Численность населения Тульской области по городским округам и муниципальным районам, человек
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Численность населения, чел. |
||
Всего |
В том числе: |
|||
городское |
сельское |
|||
1 |
Городской округ город Донской |
60693 |
60693 |
- |
2 |
Городской округ рабочий поселок Новогуровский |
3326 |
3326 |
- |
3 |
Городской округ город Новомосковск |
132068 |
120810 |
11258 |
4 |
Городской округ город Тула |
529767 |
461245 |
68522 |
5 |
Городской округ Славный |
1753 |
1753 |
- |
6 |
Городской округ город Алексин |
65261 |
56156 |
9105 |
7 |
Городской округ город Ефремов |
53446 |
33502 |
19944 |
8 |
Арсеньевский муниципальный район |
9312 |
4611 |
4701 |
9 |
Белевский муниципальный район |
18107 |
12151 |
5956 |
10 |
Богородицкий муниципальный район |
49168 |
30008 |
19160 |
11 |
Веневский муниципальный район |
30570 |
13558 |
17012 |
12 |
Воловский муниципальный район |
13166 |
3503 |
9663 |
13 |
Дубенский муниципальный район |
13762 |
5593 |
8169 |
14 |
Заокский муниципальный район |
20273 |
6096 |
14177 |
15 |
Каменский муниципальный район |
8327 |
- |
8327 |
16 |
Кимовский муниципальный район |
35774 |
24841 |
10933 |
17 |
Киреевский муниципальный район |
71280 |
42726 |
28554 |
18 |
Куркинский муниципальный район |
9069 |
4745 |
4324 |
19 |
Одоевский муниципальный район |
11670 |
5078 |
6592 |
20 |
Плавский муниципальный район |
26971 |
15429 |
11542 |
21 |
Суворовский муниципальный район |
32856 |
17741 |
15115 |
22 |
Тепло-Огаревский муниципальный район |
11710 |
4823 |
6887 |
23 |
Узловский муниципальный район |
76541 |
48393 |
28148 |
24 |
Чернский муниципальный район |
18689 |
6086 |
12603 |
25 |
Щекинский муниципальный район |
101556 |
71201 |
30355 |
26 |
Ясногорский муниципальный район |
27455 |
14603 |
12852 |
|
ВСЕГО по области |
1432570 |
1068671 |
363899 |
Промышленность и сельское хозяйство
Тульская область традиционно характеризуется высокой долей промышленных производств в валовом региональном продукте, занимая одну из лидирующих позиций в России. Результаты работы промышленного комплекса по итогам 2021 года сохраняют опережающие темпы развития промышленности региона.
Тульская область в условиях современной рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции. Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Тульской области имеет в основном экспортную, ресурсно-сырьевую направленность. На территории региона осуществляют хозяйственную деятельность промышленные предприятия в сфере оборонно-промышленного комплекса, гражданского машиностроения, химической, металлургической, легкой, стекольной отраслей промышленности, а также целлюлозно-бумажного производства. Указанные сферы промышленности представлены более чем 150 предприятиями, на которых трудятся более 90000 человек.
Индекс промышленного производства Тульской области в 2021 году составил 107,6%, это 6 место в Центральном федеральном округе и 26 место в России. Рост промышленного производства региона обеспечен обрабатывающими отраслями, доля которых в объеме отгруженных товаров составляет более 65%.
Промышленная политика Тульской области основывается и реализуется на принципах и механизмах, предусмотренных Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", и вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В регионе выстроена системная поддержка инвестиционных проектов промышленных предприятий на всех стадиях реализации, во многом благодаря которой наблюдается высочайший интерес инвесторов к Тульской области и ежегодный запуск новых проектов.
Тульская область осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с более чем 133 странами мира. Основными торговыми партнерами традиционно являются страны дальнего зарубежья. В 2021 году на их долю во внешнеторговом товарообороте приходилось 86,8%, в экспорте - 85,4%, импорте - 90,8%.
Круг лидирующих торговых партнеров Тульской области формируется преимущественно за счет стран - основных потребителей продуктов химической и металлургической отраслей, являющихся главными составляющими экспорта области.
В товарной структуре экспорта Тульской области в 2021 году преобладали: прочие товары - 42,4% от общего объема экспорта, продукция химической промышленности, каучук - 27,9%, металлы и изделия из них - 15,7%, продовольственные товары и сырье - 6,7%, машиностроительная продукция - 4,5%.
Рост промышленного производства в Тульской области обусловлен как развитием существующих производств, так и созданием новых предприятий 2.
------------------------------
2Государственная программа Тульской области "Развитие промышленности в Тульской области", утвержденная Постановлением Правительства Тульской области от 23.07.2015 N 343.
------------------------------
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Тульской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов индекс промышленного производства (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) составит:
- В 2022 г. - 101%.
- В 2023 - 99,7% (консервативный вариант), 100,9% (базовый вариант).
- В 2024 - 100,2% (консервативный вариант), 101,5% (базовый вариант).
- В 2025 - 101,1% (консервативный вариант), 102,4% (базовый вариант).
Природно-климатические условия Тульской области являются достаточно благоприятными для ведения сельскохозяйственного производства.
В 2021 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 88,4 млрд. рублей - 91,4% к уровню 2020 года (в сопоставимых ценах). В структуре сельскохозяйственного производства преобладало растениеводство, доля которого составила 59,9%; доля животноводства - 40,1%. Снижение производства в сельском хозяйстве в 2021 году обусловлено неблагоприятными погодными условиями, которые повлияли на сроки весеннего сева и сказались на снижении урожайности основных культур.
Состояние окружающей среды 3
------------------------------
3 Доклад об экологической ситуации в Тульской области за 2021 год.
------------------------------
Тульская область - промышленный регион, на территории которого сконцентрировано большое число предприятий химической, металлургической промышленности, обеспечения электроэнергией, газом и паром, являющихся основными источниками загрязнения атмосферы Тульской области.
По данным выборочного федерального статистического наблюдения, в 2021 году выбросы в атмосферу вредных веществ организациями Тульской области составили 115,72 тыс. тонн и по сравнению с 2020 годом наблюдается снижение выбросов на 3,47 тыс. тонн, или на 2,91%.
В общем количестве выброшенных в 2021 году в атмосферу загрязняющих веществ твердые вещества составили 5,9%, газообразные и жидкие - 94,1%, из них оксид углерода - 56,1%, оксиды азота - 17,3%, диоксид серы - 8,7%.
Из общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу выбросы организаций металлургического производства составили 53,98 тыс. тонн (46,65%); производство прочей неметаллической минеральной продукции - 16,74 тыс. тонн (14,47%); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 13,31 тыс. тонн (11,50%); производство химических веществ и химических продуктов - 13,20 тыс. тонн (11,40%); деятельность сухопутного и 4 трубопроводного транспорта - 3,12 тыс. тонн (2,70%); производство пищевых продуктов - 2,07 тыс. тонн (1,79%); растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях - 1,67 тыс. тонн (1,45%); добыча прочих полезных ископаемых - 1,59 тыс. тонн (1,37%); деятельность по обслуживанию зданий и территорий - 1,32 тыс. тонн (1,14%); прочие отрасли производства - 8,71 тыс. тонн (7,53%).
Ведение государственного мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО) и водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХС) на территории Тульской области осуществляется на основе "Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219, и соответствующих приказов Минприроды РФ.
Оценка уровня загрязнения водных объектов Тульской области ежегодно проводится ФГБУ "Тульский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Тульский ЦГМС) на основе статистической обработки результатов гидрохимических наблюдений в 21 створе.
Согласно данным статистической отчетности в 2021 году в сравнении с предшествующим годом произошло незначительное (на 1,93%) уменьшение общего объема сброса сточных, транзитных и других вод в поверхностные водные объекты.
В 2021 году объем сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, уменьшился на 1,89%.
Изменение содержания загрязняющих веществ в сточных водах по области в целом определяет их изменение у крупных водопользователей.
Особенности региона
Особенностями Тульской области, которые учитываются при формировании территориальной схемы, являются:
- Основные виды экономической деятельности Тульской области - промышленность (химическая, металлургическая промышленность, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), сельское хозяйство.
- Неравномерное распределение ареалов образования ТКО: плотность населения составляет 55,8 человека на 1 км2, 75% которого сосредоточено в городской местности. В г.о. Тула проживает 529,77 тыс. жителей, в г.о. Новомосковск - более 130 тысяч, в трех городских округах насчитывается свыше 50 тыс. жителей (Алексин, Донской, Ефремов).
Заключение
Настоящая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, формирует систему обращения с отходами на территории Тульской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области.
Территориальная схема обращения с отходами базируется на новой модели отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, сформированной Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с территориальной схемой формируется новая система накопления твердых коммунальных отходов, включая поэтапный переход к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов и накоплению опасных и особо опасных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство и реконструкцию мест размещения и обработки отходов. В случае невозможности реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой, в территориальную схему должны быть внесены соответствующие изменения. При этом региональный оператор вправе предложить к реализации собственные проекты строительства и модернизации объектов обработки и размещения отходов, обеспечивающие достижение целей, предусмотренных настоящей территориальной схемой и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между региональным оператором и уполномоченным органом субъекта РФ.
В случае экономической и экологической целесообразности в период действия территориальной схемы могут быть предложены мероприятия по строительству объектов по утилизации и обезвреживанию отходов.
Территориальная схема включает в себя электронную модель, в которой имеется база данных для хранения и обработки всей информации по вопросам обращения с отходами на территории Тульской области, финансовая модель, а также математическая модель для решения задачи оптимизации транспортных потоков, расположения и технических характеристик объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приложения
1. Приложение 1.1. Информация об основных источниках образования отходов.
Приложение N 1.1. не приводится
2. Приложение 2.1. Расчетные единицы инфраструктуры и численность населения для расчета ТКО.
Приложение N 2.1. не приводится
3. Приложение 2.2. Результаты расчета количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Тульской области.
Приложение N 2.2. не приводится
4. Приложение 2.3. Результаты расчета количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Тульской области, на период до 2030 года.
Приложение N 2.3. не приводится
5. Приложение 2.4. Нормативы накопления ТКО в Тульской области.
Приложение N 2.4. не приводится
6. Приложение 2.5. Данные статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) о количестве образования отходов на территории Тульской области в 2021 году по каждому виду отходов с разбивкой по классам опасности.
Приложение N 2.5. не приводится
7. Приложение 2.6. Информация о количестве образующихся отходов для каждого источника образования отходов, в соответствии с данными управления Приокского межрегионального управления Росприроднадзора.
Приложение N 2.6. не приводится
8. Приложение 2.7. Информация о количествах образования иных видов отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Приложение N 2.7. не приводится
9. Приложение 2.8. Прогноз количества образования отходов по отраслям производственной и иной деятельности.
Приложение N 2.8. не приводится
10. Приложение 2.9. Информация о количестве медицинских отходов, образовавшихся на территории Тульской области, и методах обращения с медицинскими отходами.
Приложение N 2.9. не приводится
11. Приложение 2.10. Имеющаяся информация о методах обращения с биологическими отходами (отходами животноводства).
Приложение N 2.10. не приводится
12. Приложение 3.1. Подробные показатели обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходов с разбивкой по видам отходов и классам опасности за 2021 год.
Приложение N 3.1. не приводится
13. Приложение 4.3.1. Реестр мест накопления РСО.
Приложение N 4.3.1. не приводится
14. Приложение 4.3.2. Добрые крышечки.
Приложение N 4.3.2. не приводится
15. Приложение 4.5.1. Реестр контейнеров ТКО, отсеки КГО.
Приложение N 4.5.1. не приводится
16. Приложение 4.5.2. Реестр КП.
Приложение N 4.5.2. не приводится
17. Приложение 5.1. Характеристика объектов обработки отходов.
Приложение N 5.1. не приводится
18. Приложение 5.2. Характеристика объектов утилизации отходов.
Приложение N 5.2. не приводится
19. Приложение 5.3. Характеристика объектов обезвреживания отходов.
Приложение N 5.3. не приводится
20. Приложение 5.4. Характеристика объектов размещения ТКО.
Приложение N 5.4. не приводится
21. Приложение 5.5. Характеристика объектов размещения отходов производства.
Приложение N 5.5. не приводится
22. Приложение 6.1. Баланс количественных характеристик отходов производства и потребления.
Приложение N 6.1. не приводится
23. Приложение 8.1. Транспортный парк.
Приложение N 8.1. не приводится
24. Приложение 9.1. Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы.
Приложение N 9.1. не приводится
25. Приложение 9.2. Расширенный баланс количественных характеристик ТКО, целевые показатели по ТКО.
Приложение N 9.2. не приводится
26. Приложение 11.1. Сведения о количествах ТКО в зонах деятельности региональных операторов.
Приложение N 11.1. не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.