В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" приказываю:
1. Утвердить доклады об обобщении правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2023 год:
1.1. О результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год.
1.2. О результатах обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления за 2023 год.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на руководителя Департамента по контролю и надзору Министерства образования и науки.
Министр образования и науки РС (Я) |
Соколова |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Республики Саха (Якутия)
от 14.03.2024 N Д 12-06/164
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год
1. Общие положения
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение о контроле в сфере образования).
Обобщение правоприменительной практики Министерства при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проводилось для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Положением о контроле в сфере образования Министерство осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства в соответствии с пунктом 3 Положения о контроле в сфере образования и с учетом требований пунктов 18, 19, 20 статьи 2, статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ являются организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту жительства) на территории Республики Саха (Якутия), за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ.
Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства в 2022 году осуществлялся посредством:
1. Государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования - ГИС АКНДПП;
2. Государственной автоматизированной информационной системы управления (ГАС "Управление");
3. Единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ЕРВК);
4. Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
5. Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральной государственной информационной системы, предназначенной для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (Программный комплекс "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия" (РСМЭВ).
6. Государственной информационной системы "Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности".
Общее количество объектов, деятельность которых подлежит федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования со стороны Министерства составило:
на 31 декабря 2023 г. - 1600
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Министерстве, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии вышеуказанных критериев вероятности несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска
Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
В отчетном 2023 году решением Министерства изменена категория риска 290 объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе в части повышения категории риска на основании информации других надзорных органов о фактах нарушений, допущенных объектами контроля.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок и документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью: для категории высокого риска - 1 раз в 3 года; для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 3, частями 3, 4 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктами 6, 7 Положения о контроле в сфере образования объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены Министерством к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Минобрнауки РС (Я) издан приказ от 08.09.2022 N Д 12-06/497 "Об утверждении перечня отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категории риска причинения вреда (ущерба)". В соответствии с установленным порядком в проект плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год были включены 14 объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с категориями высокого риска. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) решением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) было отказано в согласовании проекта плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год решения. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 данные контрольные (надзорные) мероприятия в отношении 14 объектов высокого риска заменены на обязательные профилактические визиты. За отчетный период проведены обязательные профилактические визиты в отношении 14 объектов высокого риска.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ приказы Министерства с перечнями объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, размещены на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" - https://minobrnauki.sakha. gov.ru/kontrol-i-nadzor/perechen-otneseniia- obektov-federalnogo-gosudarstvennogo-kontrolia-nadzora-v-sfere-obrazovaniia-k-kategorii-riska-prichinenija-vreda-uscherba-.
Виджет с реестром категорированных объектов размещен на официальном сайте Министерства https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor/perechen-otneseniia-obektov-federalnogo-gosudarstvennogo-kontrolja-nadzora-v-sfere-obrazovanija-k-kategorii-riska- prichinenii a-vreda-uscherba-
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ. Источниками сведений для подготовки доклада являются: результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий; результаты наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Министерство о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере образования;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Обеспечение единых подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерством осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
3) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
4) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
5) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного надзора;
6) оперативности и разумности при осуществлении государственного надзора.
Единообразие применения обязательных требований Министерством и его должностными лицами основано на формировании единых подходов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и открытости деятельности Министерства.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий используется единый перечень нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования - Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации 21 сентября 2021 г. (в редакции изменений, утвержденных Минпросвещения России 4 апреля 2022 г., изменений, утвержденных Минпросвещения России 7 ноября 2022 г.) (далее - Перечень нормативных правовых актов), перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования от 17.07.2023 года.
С целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, снижения количества нарушений обязательных требований на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor) были размещены и поддерживались в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- информация (комментарии) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования или лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также методических рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, требований ФГОС;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения
плановых контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц.
На официальном сайте в сети "Интернет" (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor) размещена информация о контрольных мероприятиях без взаимодействия, наблюдениях за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности.
В целях повышения уровня правовой культуры контролируемых лиц сформирована система профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством об образовании. За отчетный период увеличилось количество проведенных профилактических мероприятий - 1412 (АППГ 251), из них:
- 493 информирований (АППГ 13);
- 2 обобщения правоприменительной практики;
- 256 объявленных предостережений (АППГ 188);
- 499 консультирований (АППГ 8);
- 162 профилактических визитов (АППГ 41).
С целью обеспечения единообразных подходов к применению обязательных требований и повышения эффективности результатов мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору), исходя из принципа клиентоцентричности, Министерство активно развивает новые подходы к проведению профилактических мероприятий, в том числе за рамками Программы профилактики на 2023 год: функционирует информационный телеграм-канал "ОбрНадзор_14" для руководителей образовательных организаций, специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, экспертов по федеральному государственному контролю (надзору), который имеет 365 подписчиков.
II. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях. Новые подходы в контрольно-надзорной деятельности
Министерством за отчетный период проведены 441 контрольных мероприятий без взаимодействия (далее - наблюдение) (АППГ 388) и 1412 профилактических мероприятий в отношении юридических лиц.
Предусмотренные планом контрольные (надзорные) мероприятия выполнены на 100%, в том числе и с участием экспертов. В 2023 году с участием аттестованных
по федеральному государственному контролю (надзору) экспертов проведено 208 контрольно-надзорных мероприятий, что составляет 47,1%.
В целом объем увеличен объем профилактической работы по устранению возможных нарушений или признаков нарушений в 2023 увеличен на 82,3%. Все сведения о профилактических мероприятиях внесены в ГИС ТОР КНД.
В 2023 году Министерство продолжило реализацию новых подходов к организации контрольных мероприятий "Новая модель контрольного мероприятия без взаимодействия, наблюдения за соблюдением обязательных требований" (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor).
За отчетный период проведена работа по совершенствованию риск-ориентированного подхода к организации наблюдения, технологии наблюдения: проанализировали результаты наблюдений прошлого года, ситуацию в сфере регионального образования, проблемы (риски) в муниципальных образовательных учреждениях и определили направления наблюдения, приняли решение использовать возможности наблюдения в качестве механизма моделирования направлений контроля путем формирования задания по проблемным для подконтрольных учреждений вопросам. В целом за основу был принят метод комплексного подхода к оценке деятельности образовательных организаций путем наблюдения за соблюдением обязательных требований локально по конкретному муниципальному району. Задания формировались по направлениям в соответствии с перечнем нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется ОИВ субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия. Далее проанализировали содержание всех направлений для формирования логической структуры комплексного наблюдения. Так выбранные проблемные направления по общей характеристике были сгруппированы на три составляющих: условие реализации образовательных программ, процесс осуществления образовательной деятельности и результаты работы. Выявленные Департаментом по контролю и надзору проблемные вопросы в работе муниципальных образовательных организаций были представлены на решение их учредителя, далее включены в программу развития муниципалитета.
На первом этапе (аналитическом), возможные признаки нарушений установленных требований, вероятные ориентиры риска, выявляются в ходе анализа результатов оценочных процедур ВПР с базы ФИОКО через доступ регионального координатора, анализа управлений образования по ОГЭ, ЕГЭ в своем районе), информации прокуратуры, районных КДН, материалов воспитательной работы организаций, других источников. Далее, выявленные признаки получают или не получают определенное подтверждение в ходе рассмотрения информации об обеспечении условий реализации ОП (условия лицензионные, специальные для детей с ОВЗ, охраны здоровья детей, открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации, обеспеченность кадрами учителей предметников и т.д.), также в процессе осуществления образовательной деятельности (обеспечение права детей на получение общего образования, охват детей дошкольным образованием, реализация образовательных программ в полном объеме и т.д.). Таким образом, в ходе комплексного рассмотрения объектов контроля выявляются определенные проблемные вопросы, которые отражаются на качестве образования: были выявлены несоответствия в учебных планах, по используемым учебникам, также факты несоответствия педагогической специальности занимаемой учительской должности, в том числе среди учителей предметников.
Для контролируемых лиц вся информация о модели наблюдения находятся в открытом доступе на сайте Министерства https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor. Практика осуществления комплексного наблюдения в Республике Саха (Якутия)" была рассмотрена на совместном совещании Рособрнадзора в апреле 2023 года.
В рамках обобщения правоприменительной практики Министерством в 2023 году были проведены 1 публичное обсуждение (в режиме видео-конференц-связи (далее - ВКС) и очно-дистанционном (ВКС) формате проведения с представителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На публичных обсуждениях рассматривались вопросы:
- о проведенных в отношении подконтрольных лиц профилактических мероприятий;
- о проведенных в отношении подконтрольных лиц контрольных (надзорных) мероприятий;
- о нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Были даны разъяснения:
- неоднозначных или неясных для контролируемых лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;
- новых требований нормативных правовых актов.
III. Информация о характере и статистике проведенных контрольно-надзорным органом мероприятий по контролю (надзору) в рамках плановых проверок. Типичные нарушения обязательных требований, причины, факторы и условия, способствующие возникновению нарушений обязательных требований
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" утверждены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году (вступило в силу 10 марта 2022 года) (далее - Постановление N 336).
В соответствии с установленным порядком в проект плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год были включены 14 объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с категориями высокого риска;
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) решением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) было отказано в согласовании проекта плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год решения. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 данные контрольные (надзорные) мероприятия в отношении 14 объектов высокого риска заменены на обязательные профилактические визиты.
За отчетный период плановых и внеплановых проверок не проведено.
IV. Информация о характере и статистике проведенных контрольно-надзорным органом мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами
К видам контрольных надзорных мероприятий без взаимодействия относится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования (подпункт "в" пункта 26 Положения о контроле в сфере образования).
Согласно пункту 61 Положения о контроле в сфере образования должностные лица проводят наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов государственного контроля (надзора) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Министерство при наблюдении за соблюдением обязательных требований (при проведении мониторинга безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:
- данные мониторинга системы образования;
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
- сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
- информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
Министерством за отчетный период проведены 441 контрольное мероприятие без взаимодействия (далее - наблюдение) в отношении образовательных организаций Анабарского, Оленекского, Нерюнгринского, Алданского, Кобяйского, Таттинского, Усть-Алданского, Эвено-Бытантайского, Чурапчинского МР. По отдельному заданию Министерства проведены наблюдения за деятельностью общеобразовательных школ по обеспечению кадрами учителей, соблюдением требований законодательства при отчислении несовершеннолетних студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Контрольные мероприятия проведены без взаимодействия с образовательными организациями, с использованием отчетных материалов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, полученных ими в рамках исполнения полномочий в сфере образования без нагрузки на образовательные учреждения. По результатам наблюдения в вышеуказанных 9 МР в 2023 году выявлено 1472 нарушений (в среднем 4,9 нарушений на 1 учреждение (в 2022 году в среднем 3,1 нарушение на 1 учреждение). Наибольшее количество нарушений выявлено в части создания условий охраны здоровья обучающихся, ведения официального сайта, обучения детям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам), обеспечение права детей на получение общего образования, обеспечения объективности оценивания достижений обучающихся.
По результатам наблюдения 2023:
В 81% охваченных наблюдением школ выявлены признаки необъективного оценивания образовательных результатов обучающихся;
в 100% охваченных наблюдением школ выявлены несоответствия образовательных программ ФОП, ФГОС;
в 60% охваченных наблюдением школ выявлено снижение показателей качества образования.
Результаты контрольного мероприятия наблюдение за соблюдением требований законодательства при отчислении несовершеннолетних студентов в учреждениях среднего профессионального образования выявили нарушение установленного порядка при отчислении несовершеннолетних студентов в 9 учреждениях. По итогам контрольных мероприятий ответственными учреждениями было налажено взаимодействие с ОМСУ, осуществляющим управление в сфере образования, исключающее нарушение прав несовершеннолетних детей.
Контрольное мероприятие наблюдение за обеспечением кадрами учителей выявило, что в 27 общеобразовательных школах образовательные программы реализуют 45 педагогических работников, не имеющие соответствующей квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты мониторинга стали мотивированным обоснованием для проведения контроля за реализацией образовательных программ в указанных образовательных учреждениях.
По выявленным в ходе контрольных мероприятий без взаимодействия фактам, указывающим на нарушения законодательства, в отношении юридических лиц направлено 256 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований (АППГ 188 предостережений).
Проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований образовательными организациями в 9 МР (ГО) республики имело социально значимый эффект. Приняты меры по обеспечению:
- доступности объектов образования для категории детей с ОВЗ (инвалидам), в т.ч. установлены пандусы: в Чурапчинском районе на 885.000 тысяч рублей, в Анабарском улусе на 315.277 тысяч рублей. в Усть-Алданском улусе - в 2024 году для обеспечения беспрепятственного входа в объекты и выхода из них для 11 объектов 9 учреждений образования на приобретение переносных телескопических секционных пандусов выделены средства на общую сумму 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей. В 2025 году запланировано строительство металлического пандуса для МБОУ "Бейдигинская СОШ им. А.Н. Жиркова". По Кобяйскому улусу: в 2024 году предусмотрена установка пандусов в МБДОУ "Ача N 7 с. Аргас" на сумму 351,436 рублей и МКОУ "Арыктахская СОШ с. Арыктах" на сумму 384,227 рублей.
По Алданскому району в 2024 году предусмотрена установка пандуса в СОШ N 2 г. Алдан на сумму 200.000 рублей. По Таттинскому улусу в плане бюджета 2024 года на установку пандусов в 3 образовательных организациях предусмотрена сумма в размере 1 054 272 рублей;
- условий проживания 320 детей в пришкольных интернатах, в т.ч. в части увеличения средств на материально-техническое оснащение: в 2024 году предусмотрено в Анабарском районе - 1.500.000, в Усть-Алданском районе - Тандинская СОШ - 5.000.000, Соттинской СОШ - 7.000.000;
- квалифицированными кадрами учителей предметников в 393 образовательных организациях: Оленекский улус выделил в 2023 году 1.504.510 рублей на проездные по курсам повышения квалификации учителей, в том числе категория учителей с необъективными результатами обучения, в Усть-Алданском районе в 2024 году в целях повышения качества образования на курсы повышения квалификации педагогических работников в 2024 году выделены средства в сумме 1 000 000 (одного миллиона) рублей;
- качественных условий поступления выпускников в ВУЗы, ССУЗы: на подключение рабочих мест ОУ к системе ФИС ФРДО предусмотрено в Чурапчинском районе - 1.253.530 тысяч рублей;
- доступности и открытости информации о деятельности 297 образовательных организаций в 9 МР (ГО) республики в части обновления официальных сайтов, также оформлена наружная вывеска с шрифтом брайля МБОУ Саскылахская СОШ Анабарского района - 22.717 тысяч рублей
- объективности оценивания достижений обучающихся по оценочным процедурам в 144 школах;
- реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в 144 школах, внесены изменения в основные образовательные программы учреждений в соответствии с ФГОС;
- права 18 несовершеннолетних детей на обязательное получение общего образования в школах (18 несовершеннолетних детей продолжили обучение в школах);
- снижения административной нагрузки на учителей республики на 20%.
В Усть-Алданском районе на усиление интернет-связи МБОУ "Мюрюнская СОШ N 2" предусмотрены средства в размере 180 000 (ста восьмидесяти) тысяч рублей, что позволил устранить дублирование учебных журналов;
- условий профилактики заболеваний детей: обновлены договора с учреждением здравоохранения в 144 общеобразовательных школах, 117 дошкольных учреждениях.
V. Причины, факторы и условия, способствующие возникновению нарушений обязательных требований
Возможными причинами возникновения наиболее часто встречающихся фактов несоблюдения обязательных требований образовательными организациями, грубых нарушений требований законодательства являются:
Нарушение лицензионных требований, в том числе в части: - обеспечения педагогическими кадрами: низкая управленческая и правовая культура руководителей общеобразовательных школ, отсутствие стратегического планирования в подготовке и привлечению педагогов, недостаточность системы работы органов МСУ, осуществляющих управление в сфере образования, по кадровому обеспечению компетентными специалистами направлений работы управлений, координации работы общеобразовательных школ по обеспечению учителями по предметным областям, недостаточность профориентационной работы по педагогическому направлению;
- осуществления образовательной деятельности по адресам, не указанным в лицензии - недостаточность контроля со стороны учредителя за работой общеобразовательных школ, недостаточность системы работы органов МСУ, осуществляющих управление в сфере образования, по кадровому обеспечению компетентными специалистами направлений работы управлений, координации работы образовательных организаций;
Нарушение в части обеспечения объективности оценивания образовательных результатов обучающихся: недостаточность системы работы органов МСУ, осуществляющих управление в сфере образования с общеобразовательными школами по методическому сопровождению реализации предметных областей, недостаточность внутришкольного контроля, учредительского контроля. Недостаточно компетентных специалистов органов МСУ, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за содержание образования.
недостаточности созданных условий обучения для детей с ОВЗ (инвалидам)
- недостаточное материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, недостаточность контроля со стороны учредителя за работой образовательных организаций, низкая управленческая и правовая культура руководителей. Недостаточно обеспечивается преемственность работы с детьми с ОВЗ при переходе с дошкольного уровня на уровень начального общего образования.
недостаточности работы по ведению официальных сайтов образовательных организаций - недостаточность контроля со стороны учредителя за работой образовательных организаций, управленческой и правовой культуры руководителей образовательных организаций.
VI. Принятые меры. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
В рамках исполнения статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 16 Положения о контроле (надзоре) в сфере образования при наличии у управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, управление по контролю и надзору в сфере образования Министерства объявляло контролируемым лицам предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований и предлагало принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
За отчетный период 256 контролируемым лицам были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения).
Предостережения были направлены контролируемым лицам в связи с выявленными признаками нарушений обязательных требований по вопросам:
- обеспечения формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, доступа к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
- соответствия структуры официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формата представления информации;
- соблюдения лицензионных требований;
- внесения сведений о выданных документах в ФИС ФРДО;
- реализации образовательных программ.
В Министерство не поступали возражения контролируемых лиц в отношении объявленных предостережений.
На основании пункта 17 Положения о контроле (надзоре) в сфере образования Министерство осуществляло консультирование контролируемых лиц и их представителей:
- в виде устных разъяснений на личном приеме;
- в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществлялось в управлении по контролю и надзору в сфере образования Министерства начальником управления, заместителем начальника управления и уполномоченными должностными лицами.
На официальном сайте Департамента по контролю и надзору в сфере образования Министерства (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor) размещена информация о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах.
За отчетный период Министерство провело 499 консультирований контролируемых лиц и их представителей, из них:
Консультирование осуществлялось по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора), в том числе:
- порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Министерством проводились профилактические визиты в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о контроле (надзоре) в сфере образования (пункты 21 - 25).
За отчетный период в рамках реализации Программы профилактики проведен 162 профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.
В 2023 году не поступали от контролируемых лиц отказы о проведении обязательного профилактического визита. Профилактические визиты проводились в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе всех профилактических визитов контролируемые лица информировались о (об):
- порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (информирование об изменениях в контрольно-надзорной деятельности, о видах профилактических мероприятий, особенностях их организации и т.д.);
- отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля;
- видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях Программы профилактики размещаются на сайте: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor
VII. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.
VIII. Предложения об актуализации обязательных требований
По результатам проведенных Министерством контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и по итогам анализа нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, предложения об актуализации обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании отсутствуют.
IX. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Вопросы соблюдения законодательства в сфере образования в достаточной степени урегулированы и позволяют обеспечивать конституционные права граждан в области образования. Тем не менее, с целью формирования единых подходов к организации и проведению мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, а также мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований предлагаем дополнить пункт 25 Постановления Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (с изменениями и дополнениями) в части критериев добросовестности контролируемого лица следующее: "отсутствие нарушения обязательных требований и/или признаков нарушения обязательных требований по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в течение 2 лет". Соответственно внести дополнение в пункт 13 Методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) и профилактического визита в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части акта по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности): В случае если в результате наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), в течение 2 последних лет, не были выявлены нарушения обязательных требований и/или признаки нарушения обязательных требований, то информация о контролируемом лице включается в список представленных на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства образования
и науки Республики Саха (Якутия)
от 14.03.2024 NД12-06/164
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления за 2023 год
1. Общие положения
Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления Республики Саха (Якутия) регламентируется статьями ст. 1, ст. 2. ст. 2.1, пунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 12, пунктами 2 статьи 12.1, пунктом 1 статьи 12.2, пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 12.3, статьей 12.4, пункты 1, 2, 3, 4 статьи 12.6, Федеральный закон ФЗ-124 от 24.07.1998 Об основных гарантиях прав ребенка, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.10.2021 N 405 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с установленным порядком формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории субъекта Российской Федерации ежегодно проводится проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, актуализируется Типовой реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее-Лагеря), запланированных к открытию в рамках летней оздоровительной кампании согласно Приказу Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 13.08.2021 г. N 01-03/1337 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления Республике Саха (Якутия)", а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления".
На начальном этапе открытия лагерей осуществлен региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, а именно на каком основании включены организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (какие сведения подтверждают осуществление деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации). В целях систематизации деятельности по приемке лагерей и недопущения открытия несанкционированных лагерей проводится работа согласно совместному приказу Минобрнауки РС (Я) и Управления Роспотребнадзора по РС (Я) "О подаче заявлений на оформление санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха и оздоровления детей".
Согласно разделу 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 405 от 01.10.2021 типы лагерей разделены по категориям риска, из 521 единицы лагерей относятся по категорированию следующие типы:
- к категории значительного риска относится одно учреждение - ГАУ ДО РС (Я) Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор", которое функционирует круглогодично и по положению проходит проверку 1 раз в 3 года;
- к категории среднего риска относятся 65 лагерей (12% от общего количества лагерей): 37 загородных стационарных лагерей сезонного действия, 18 лагерей палаточного типа, 10 лагерей труда и отдыха с круглосуточным пребыванием, так как пребывание детей в них составляет менее 60 дней в году.
Плановые контрольные проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводятся 1 раз в 4 года. 37 загородных стационарных лагерей сезонного действия, которые проходят проверку 1 раз в 4 года или 1 раз в 6 лет.
К умеренному риску ни один Лагерь не относится, так как лагеря с дневным пребыванием функционируют на 1 или 2 сезона с продолжительностью 21 дня пребывания.
- к низкому риску относятся 455 лагерей (87%), в том числе 426 лагерей с дневным пребыванием, 29 лагерей труда и отдыха с дневным пребыванием, состоящие в Реестре. Продолжительность пребывания детей в них составляет менее 60 дней в году. Плановые контрольные проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий;
результаты проверок и наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Министерство о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере образования;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности.
2. Обеспечение единых подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерством осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
3) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
4) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
5) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного надзора;
6) оперативности и разумности при осуществлении государственного надзора.
Единообразие применения обязательных требований Министерством и его должностными лицами основано на формировании единых подходов при осуществлении Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления Республики Саха (Якутия) регламентируется статьями ст. 1, ст. 2. ст. 2.1, пунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 12, пунктами 2 статьи 12.1, пунктом 1 статьи 12.2, пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 12.3, статьей 12.4, пункты 1, 2, 3, 4 статьи 12.6, Федеральный закон ФЗ-124 от 24.07.1998 Об основных гарантиях прав ребенка, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.10.2021 N 405 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия)".
С целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/kontrol-i-nadzor) были размещены и поддерживались в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- информация (комментарии) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, и действий (бездействий) его должностных лиц.
3. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10.11.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году не проведены плановые контрольные (надзорные) мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления. В отчетном периоде была проведена именно профилактическая работа с организациями отдыха детей и их оздоровления в форме консультаций, бесед, усиление направления работы по профилактике и предупреждению нарушений.
Министерством за отчетный период контрольные мероприятия не проведены, проведены 576 профилактических мероприятий в отношении юридических лиц.
Общее количество проведенных профилактических мероприятий в отчетном периоде - 576, из них:
- 573 проведенных информирований;
- 3 профилактических визитов.
В рамках обобщения правоприменительной практики Министерством в 2023 году были проведено 1 публичное обсуждение (в режиме видео-конференц-связи (далее - ВКС) в формате проведения с представителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На публичных обсуждениях рассматривались вопросы:
- о проведенных в отношении подконтрольных лиц профилактических мероприятий;
- о нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Были даны разъяснения:
- неоднозначных или неясных для контролируемых лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;
- новых требований нормативных правовых актов.
4. Информация о характере и статистике проведенных контрольно-надзорным органом мероприятий по контролю (надзору) в рамках плановых проверок
Типичные нарушения обязательных требований, причины, факторы и условия, способствующие возникновению нарушений обязательных требований
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" утверждены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году (вступило в силу 10 марта 2022 года) (далее - Постановление N 336).
За отчетный период плановых и внеплановых проверок не проведено.
5. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц,
безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.
6. Предложения об актуализации обязательных требований
По результатам проведенных Министерством контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления Республики Саха (Якутия) и по итогам анализа нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, предложения об актуализации обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании отсутствуют.
7. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле не имеются.
8. О правоприменительной практике по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления за 2023 год
За отчетный период была проведена работа по приведению в соответствие законодательству нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления. В соответствии с пунктами 1, 4 решения протокола совещания под председательством первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) К.Е. Бычкова по вопросу рассмотрения представления Прокуратуры Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений федерального законодательства в сфере нормативно-правового регулирования порядка осуществления государственного контроля (надзора) от 17.03.2023 N Прдс-73-49-23/-20980001 от 28.03.2023 в 2023 году проведена работа по приведению в соответствие республиканских нормативных правовых актов в связи с изменениями федерального законодательства в сфере контрольной (надзорной) деятельности.
Была поставлена задача в части изменения и актуализации индикаторов риска, ключевых показателей регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минэкономразвития России.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 446 от 24.08.2023 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 405 от 01.10.2023 в части признания утратившим силу индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), изменения ключевых показателей и дополнения формулами расчета результативности регионального государственного контроля (надзора). В основу расчета показателя взято количество детей, жизни и здоровью которых причинен ущерб от 1000 детей детского населения (ранний вариант был от 100 тысяч детского населения).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 января 2024 г. N 2 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2021 г. N 405 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия)"
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 и статьей 12.6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) внесено изменение в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2021 г. N 405 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия)":
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия), устанавливается следующий индикатор риска нарушения обязательных требований: поступление в региональный государственный орган контроля (надзора) сведений об изменении адреса места организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе фактического адреса нахождения данной организации, внесенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления чаще чем один раз в период продолжительностью 12 календарных месяцев подряд."; Также в постановление внесено дополнение о том, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
Также в соответствии с требованиями законодательства продолжена работа по категорированию подконтрольных объектов: в группу объектов категории значительного риска включены 13 организаций, среднего риска - 26, умеренного - 63, низкого - 469. Всего 571 объект. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10.11.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году не проведены плановые контрольные (надзорные) мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления. В отчетном периоде была усилена профилактическая работа с организациями отдыха детей и их оздоровления, так по плану проведены профилактические визиты в отношении ГАУ ДО РС (Я) Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор"(высокого риска), МБОО "Баягинская средняя общеобразовательная школа им. И.М.Хатылаева", Детский загородный стационарный оздоровительный лагерь "Мандар кыьата", МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа им. А.Н.Платонова" г. Олекминск, РС (Я) ДЗСОЛ "Олимп".
Со стороны юридических и физических лиц, заинтересованных структур, министерств и ведомств, а также и контролирующих органов жалоб и замечаний по доступности информаций не поступало.
Минобрнауки РС (Я) проводит мониторинг актуальности и полноты сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия), в том числе предоставления достоверных сведений о случаях травматизма в детских оздоровительных лагерях.
Целевые значения ключевых показателей регионального государственного контроля (надзора) по результатам 2023 года выполнены:
1) количество детей от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, жизни и здоровью которых причинен ущерб в результате предоставления недостоверных, неактуальных и неполных сведений организациями отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия), 0 человек;
2) доля организаций, допустивших нарушение установленных требований по предоставлению достоверных, актуальных и полных сведений от общего числа организаций отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Саха (Якутия), 0 процентов.
В целях профилактики предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования на официальном сайте Министерства, в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" раздела "Контроль и надзор" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии информация и материалы, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления (https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Antiterror/kontrol-i-nadzor/profilaktika-narushenij- objazatelnyh-trebovanij
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2024 г. N Д 12-06/164 "Об утверждении докладов об обобщении правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2023 год"
Вступает в силу с 14 марта 2024 г.
Опубликование:
-