г. Краснодар |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А32-27570/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства, с вызовом сторон, при участии государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (ИНН 2308028450, ОГРН 1022301215947) - Зыкова А.Е. (доверенность от 13.05.2024), в отсутствие представителей департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630), министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А32-27570/2022, установила следующее.
ГБПОУ Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/2 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 65 тыс. рублей 60 копеек административного штрафа в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Определением суда от 15.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2023, признано незаконным и отменено постановление департамента от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/2 в части нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 1 286 124 рублей 24 копеек путем оплаты труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 694 рубля 40 копеек.
В кассационной жалобе департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления министерства. В действиях учреждения имеется состав вменяемого правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения. В возращениях на кассационную жалобу учреждение просит принятые по делу судебные акты оставить в силе.
Определением от 30.06.2023 производство по кассационной жалобе приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А32-33960/2022.
Определением от 14.05.2024 производство по кассационной жалобе возобновлено, рассмотрение кассационной жалобы отложено на 04.06.2024.
В судебном заседании 04.06.2024 объявлен перерыв до 06.06.2024 до 17 часов 50 минут, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель учреждения поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение и министерство (уполномоченный орган) заключили соглашение от 15.01.2019 N 23-БУ о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Предметом названного соглашения являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении уполномоченным органом учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Департамент в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля провел плановую выездную проверку в отношении учреждения с 01.01.2020 по 21.03.2022.
По результатам выездной проверки установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в 2020 году в сумме 1 286 124 рублей 24 копейки, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания, а также в сумме 13 887 рублей 86 копеек, выразившееся в оплате за счет средств финансового обеспечения государственного задания труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг, чем нарушены положения пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 12.04.2022, который 12.04.2022 вручен директору учреждения.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 1 300 012 рублей 10 копеек, допущенного в результате неправомерных выплат работникам учреждения.
Постановлением департамента от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/2 учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением 65 тыс. рублей 60 копеек штрафа.
Полагая, что постановление от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/2 в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития ввиду отсутствия события административного правонарушения является незаконным и необоснованным, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Учреждение сослалось на то, что государственное задание по предмету соглашений от 15.01.2019 N 23-БУ и от 15.01.2021 N 23-БУ включает в себя услуги, предусматривающие заработную плату работников структурного подразделения учреждения (общежития).
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 15.14 КоАП РФ, статьями 78.1, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 (далее - Положение N 1081), статьями 11, 27, 34, 39, 52 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Суды исходили из следующих обстоятельств.
В уставе учреждения закреплено, что для достижения своих целей оно выполняет как основные виды деятельности, так и виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует этим целям.
За учреждением на праве оперативного управления закреплен объект недвижимого имущества - жилой дом (общежитие), литера А, а, общей площадью 3357,6 кв. м с кадастровым номером 23:43:0205023:226.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что в структуру образовательного учреждения министерство включило общежитие; данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 34 Закона N 273-ФЗ обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с данным Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях. Следовательно, предоставление обучающимся жилых помещений в общежитиях является мерой социальной поддержки.
Пунктом 1.2 Положения об общежитии, рассмотренного протоколом педагогического совета от 11.04.2019 N 5 и утвержденного приказом директора учреждения от 18.04.2019 N 1193, установлено, что студенческое общежитие находится в составе структурного подразделения колледжа и содержится за счет средств краевого бюджета, платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Расходование средств государственного задания осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, которым предусмотрены выплаты административно-управленческому и вспомогательному персоналу образовательного учреждения.
В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включены затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, и начисления на них, из чего следует, что оплата труда работников общежития проводилась в соответствии с Положением N 1081.
В нормативные затраты колледжа на оказание государственных услуг (выполнение работ) по государственным учреждениям Краснодарского края на 2016 год учреждением включены услуги на обеспечение жилых помещений в общежитиях (ОКВЭД 55.23). Каких-либо изменений, происшедших в финансировании образовательного учреждения, с этого момента в материалы дела не представлено.
Студенческое общежитие передано учредителем для проживания обучающихся во время и в целях осваивания ими профессиональных образовательных программ.
В рассматриваемом случае деятельность общежития, предоставляющего услуги проживания и взымающего плату за эти услуги, не является источником дохода. Учреждение представило доказательства, что получало плату только за коммунальные услуги от проживающих в общежитии студентов. Департамент не представил доказательств того, что общежитие предоставляется иным лицам, не задействованным в предоставлении государственной услуги, вопросы, связанные с предоставлением обучающимся жилых помещений в общежитиях, являются одной из мер социальной поддержки обучающихся, установленных пунктом 3 части 2 статьи 34 Закона N 273-ФЗ.
Таким образом, предоставление общежития является одной из мер социальной поддержки, о чем говорится в Положении об общежитии колледжа и письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.10.2013 N ВК-573/09.
Предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. В этой связи установление платы в виде компенсации стоимости потребленного коммунального ресурса не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.10.2013 N ВК-573/09).
На основании изложенного, принимая во внимание, что предоставление общежития напрямую связано с оказанием образовательных услуг, вопросы, связанные с предоставлением обучающимся жилых помещений в общежитиях, являются одной из мер социальной поддержки обучающихся, а выполнение работниками общежития (заведующим общежитием, дежурным по общежитию) своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, учитывая возраст обучающихся в колледже, суды сделали ошибочные выводы о том, что учреждение за счет средств финансового обеспечения государственного задания неправомерно производило выплаты работникам общежития, поскольку они не связаны с оказанием государственных услуг.
Вывод департамента о том, что учреждение неправомерно производило выплаты работникам общежития за счет средств финансового обеспечения государственного задания, не нашел своего подтверждения.
Суды пришли к правильному выводу о том, что использование средств краевого бюджета в сумме 1 286 124 рублей 24 копеек, выразившееся в оплате труда работников общежития, не может быть квалифицировано как нецелевое использование средств краевого бюджета.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде 65 тыс. рублей 60 копеек административного штрафа, который исчислен в порядке, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, из расчета 5% от суммы 1 300 012 рублей 10 копеек, которая департаментом указана в качестве средств, полученных из краевого бюджета и использованных не по целевому назначению.
При этом общая сумма средств краевого бюджета, использованных учреждением не по целевому назначению, составила 13 887 рублей 86 копеек.
Статья 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) предусматривает в виде санкций наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Департамент правомерно применил минимальный размер штрафа, установленного статьей 15.14 КоАП РФ (5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
С учетом того, что сумма средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных учреждением не по целевому назначению, составила 13 887 рублей 86 копеек, административный штраф правильно определен судом в размере 694 рублей 40 копеек.
Суды правильно исходили из того, что в рамках дела N А32-33960/2022 учреждение обжаловало пункты 3, 6 и 7 представления департамента от 24.05.2022 N 22-012, которые положены в обоснование наличия объективной стороны правонарушения.
Решением суда от 09.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А32-33960/2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.03.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А32-33960/2022 отменены в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене представления от 24.05.2022 в части пунктов 3 и 6. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением суда от 13.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2024 по делу N А32-33960/2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2024 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А32-33960/2022 отменены. Признаны недействительными пункты 3 и 6 представления департамента от 24.05.2022 N 22-012.
С учетом изложенного суд обоснованно отклонили доводы департамента о том, что учреждение допустило нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в оплате труда работников общежития.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А32-27570/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия учреждения по оплате труда работников общежития не являются нецелевым использованием бюджетных средств, так как предоставление общежития связано с оказанием образовательных услуг и является мерой социальной поддержки. Постановление о привлечении к административной ответственности было отменено, а размер штрафа пересмотрен.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2024 г. N Ф08-4999/23 по делу N А32-27570/2022