город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2023 г. |
дело N А32-27570/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2023 по делу N А32-27570/2022
по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (ОГРН: 1022301215947, ИНН: 2308028450)
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН: 2308076951, ОГРН: 1022301228630)
при участии третьего лица: Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (далее - заявитель, ГБПОУ КК "КТЭК", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/2 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей 60 копеек в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития, ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Определением от 15.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 признано незаконным и отменено постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/2 в части нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 1 286 124,24 рублей путем оплаты труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, и в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 694,40 руб.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить в части признания незаконным и отмене постановления департамента от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/2 в части нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 1 286 124,24 рублей путем оплаты труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, и в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 694,40 рублей, и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
В апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что с учетом положений федеральных образовательных государственных стандартов, разработанных в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, учреждением, в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, с учетом положений статьи 4.5 КоАП РФ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 286 124,24 рублей, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
От ГБПОУ КК "КТЭК" поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами.
Суд протокольным определением приобщил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБПОУ КК "КТЭК" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ГБПОУ КК "КТЭК" (учреждение) и Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (уполномоченный орган) заключено соглашение от 15.01.2019 N 23-БУ о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Предметом соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении уполномоченным органом учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Приказом министерства от 25.12.2019 N 5379 учреждению утверждено государственное задание ГБПОУ КК "Краснодарский торгово-экономический колледж" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы.
Государственным заданием учреждению установлена обязанность оказывать в 2020 году следующие государственные услуги:
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ;
- защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проведенной Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проверки целевого использования ГБПОУ КК "КТЭК" средств краевого бюджета на оплату труда в 2020 году установлено:
- в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ Учреждение оплачивая за счет средств финансового обеспечения государственного задания труд работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг допустило нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 13 887,86 рублей (10 666,56 рублей (оплата труда) + 3 221,30 рублей (страховые взносы));
- в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, с учетом положений статьи 4.5 КоАП РФ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 286 124,24 рублей, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 1 300 012,10 рублей, допущенного в результате неправомерных выплат работникам учреждения.
Постановлением Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/2 ГБПОУ КК "КТЭК" привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 65 000,60 рублей.
ГБПОУ КК "КТЭК" считает вынесенное постановление в оспариваемой части несправедливым и необоснованным, поскольку государственное задание по предмету соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ и от 15.01.2021 N 23-БУ, по мнению заявителя, включает в себя услуги, предусматривающие заработную плату работников структурного подразделения учреждения (общежития).
Полагая, что постановление от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/2 в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития ввиду отсутствия события административного правонарушения является незаконным и необоснованным, учреждение обратилось с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективную сторону правонарушения образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Субъектами правонарушения могут быть юридические лица - получатели бюджетных средств и их должностные лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В силу абзаца тридцать третьего статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Общие требования к государственному заданию содержатся в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, государственное задание должно содержать, среди прочего, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ). Оно формируется для бюджетных и автономных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (учреждениями субъекта Российской Федерации) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Таким образом, государственное задание для бюджетного образовательного учреждения должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.
Нецелевое использование денежных средств со стороны образовательного учреждения административный орган связывает с направлением денежных средств, поступивших в качестве финансового обеспечения государственного задания, на оплату труда работников столовой и общежития.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно учтено, что при квалификации департаментом оплаты труда работников общежития за счет средств краевого бюджета в качестве нецелевого использования бюджетных средств, административным органом не учтено, что Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 (ред. от 09.11.2022) утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение N 1081).
Положение N 1081 устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края.
Пунктом 2 Положения N 1081 установлено, что государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих государственных услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей государственных услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством государственных услуг (работ) и возможностей государственного учреждения по оказанию государственных услуг (выполнению работ), а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
Как указано выше, государственным заданием учреждения установлена обязанность оказывать в 2020 году следующие государственные услуги:
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ;
- защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В уставе ГБПОУ КК "КТЭК" закреплено, что для достижения своих целей оно выполняет как основные виды деятельности, так и виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует этим целям.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебно-производственные комплексы, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
За ГБПОУ КК "КТЭК" на праве оперативного управления закреплен объект недвижимого имущества - жилой дом (общежитие) лит. А, а, общей площадью 3357,6 кв.м., КН 23:43:0205023:226.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в структуру образовательного учреждения министерство включило общежитие, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Закона об образовании, обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях. Следовательно, предоставление обучающимся жилых помещений в общежитиях является мерой социальной поддержки.
Пунктом 1.2 Положения об общежитии, рассмотренного протоколом педагогического совета от 11.04.2019 N 5 и утвержденного приказом директора ГБПОУ КК "КТЭК" от 18.04.2019 N 1193, установлено, что студенческое общежитие находится в составе структурного подразделения колледжа и содержится за счет средств краевого бюджета, платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Расходование средств государственного задания осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, которым предусмотрены выплаты административно - управленческому и вспомогательному персоналу образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 1081, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Краснодарского края или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Краснодарского края органом, осуществляющим полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, в случае, если ссудополучатель несет соответствующие расходы, предусмотренные договором безвозмездного пользования) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
В пункте 10 Положения N 1081 обозначено, что базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива: затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги и затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
В силу пунктов 13, 14 Положения N 1081, значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются органом, осуществляющим полномочия учредителя. При этом, базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива: затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, и затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включены затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, и начисления на них, из чего следует, что оплата труда работников общежития проводилась в соответствии с Постановлением 1081.
В нормативные затраты колледжа на оказание государственных услуг (выполнение работ) по государственным учреждениям Краснодарского края на 2016 год ГБПОУ КК "КТЭК" включены услуги на обеспечение жилых помещений в общежитиях (ОКВЭД 55.23). Каких-либо изменений, происшедших в финансировании образовательного учреждения, с этого момента в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вывод Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о том, что учреждение неправомерно производило выплаты работникам общежития за счет средств финансового обеспечения государственного задания не нашел своего подтверждения.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что использование средств краевого бюджета в сумме 1 286 124,24 рублей, выразившееся в оплате труда работников общежития не могут быть квалифицированы как нецелевое использование средств краевого бюджета.
Согласно карточкам-справкам (ф. 0504417), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их вменению" (далее - карточка-справка), расчетным листкам в 2020 году следующим работникам столовой производились начисления и выплаты за счет средств бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания:
1) Повару Гулину Д.С. (приказ о приеме на работу от 01.09.2020 N 188л, трудовой договор от 01.09.2020 N 35/20), размер разовой премии за счет средств финансового обеспечения государственного задания, начисленной в сентябре 2020 года, составил - 2 000,00 рублей;
2) Заведующему производством (шеф-повар) Овсейко Е.С. (приказ о приеме на работу 01.12.2015 N 266л, трудовой договор от 01.12.2015 N 83/15), размер начисленных отпускных за счет средств финансового обеспечения государственного задания в июне 2020 года составил - 8 666,56 рублей.
Как следует из представленной информации от 14.03.2022 подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., услуги столовой относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Так, в 2020 году доход от услуги столовой составил 12 720 915,22 рублей. Данная приносящая доход деятельность не связана с оказанием государственной услуги.
При этом, государственное обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится путем предоставления компенсации в денежном эквиваленте.
Таким образом, бюджетные средства использованы на оплату труда работников, приносящих учреждению доход при осуществлении соответствующей деятельности.
Частью 1 статьи 37 Закона об образовании установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Между тем, в силу части 4 статьи 37 Закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Краснодарского края за счет средств краевого бюджета осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края (далее - Закон N 2770-КЗ).
Несмотря на то, что организация питания обучающихся также включается в охрану их здоровья, оплата труда работников столовой среднего профессионального образовательного учреждения не может быть обеспечена за счет субсидий субъекта Российской Федерации, предоставленных для исполнения им государственного задания, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в статье 37 Закона об образовании, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, но это не является их обязанностью.
Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, к которым относится ГБПОУ КК "Краснодарский торгово-экономический колледж", не является обязанностью субъекта Российской Федерации, так как такое финансирование прямо не предусмотрено государственными федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Финансирование организации питания учащихся осуществляется за счет иных средств (собственных и выделенных).
С целью организации питания в 2020 году заключено соглашение от 21.01.2020 N 23-БУ/П между министерством и учреждением, в котором предусмотрено предоставление из краевого бюджета в 2020 году субсидии на обеспечение бесплатным питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Краснодарского края за счет средств краевого бюджета, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Однако, финансирование расходов на оплату труда работников столовой, деятельность которых, и не связана с выполнением государственного задания, произведено за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
Из пояснений директора учреждения от 17.03.2022 N 01-14/464 следует, что Повару Гулину Д.С, в сентябре 2020 года премия в сумме 2 000,00 рублей (в том числе НДФЛ 260,00 рублей) ошибочно начислена за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, следовало произвести начисление из средств субсидии на иные цели (КФО 5). Премия выплачена п/п от 727439 N 08.10.2020 (реестр от 08.10.2020). НДФЛ перечислен п/п от 08.10.2020 N 730073. Страховые взносы начислены в сумме 604,00 рублей, перечислены п/п от 08.10.2020 N730070, 730071, 730073, 734269;
Заведующему производством (шеф-повар) Овсейко Е.С., в июне 2020 года отпускные в сумме 8 666,56 рублей (в том числе НДФЛ 1 127,00 рублей) ошибочно начислены за счет средств субсидии, предоставленной на заполнение государственного задания, следовало произвести начисление из средств субсидии на иные цели (КФО 5).Отпускные выплачены п/п от 26.06.20 N 961265 (реестр от 26.06.20 N 48). НДФЛ перечислен п/п от 07.07.2020 N 961265.Страховые взносы начислены в сумме 2 617,30 рублей, перечислены п/п от 07.07.2020 N 65527, 64243.
Общая сумма выплат, направленная на оплату труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг в 2020 году составила - 10 666,56 рублей (в том числе НДФЛ - 1 387,00 рублей). Начисленные и уплаченные страховые взносы составили - 3 221,30 рублей.
Из вышеизложенного следует, что в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ Учреждение оплачивая за счет средств финансового обеспечения государственного задания труд работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг допустило нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 13 887,86 рублей (10 666,56 рублей (оплата труда) + 3 221,30 рублей (страховые взносы)).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, в части нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 13 887,86 рублей (10 666,56 рублей (оплата труда) + 3 221,30 рублей (страховые взносы)) путем оплаты труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг.
Вместе с тем, суд первой инстанции указал, что вывод Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о том, что учреждение неправомерно производило выплаты работникам общежития в общей сумме 1 286 124,24 руб. за счет средств финансового обеспечения государственного задания не нашел своего подтверждения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что общая сумма средств краевого бюджета, использованных ГБПОУ КК "КТЭК" не по целевому назначению составила 13 887,86 рублей (оплаты труда работников столовой и связанные с этим страховые взносы).
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000,60 руб., который исчислен в порядке, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, из расчета 5% от суммы 1 300 012,10 руб., которая департаментом указана в качестве средств, полученных из краевого бюджета, и использованных не по целевому назначению.
При этом общая сумма средств краевого бюджета, использованных ГБПОУ КК "Краснодарский торгово-экономический колледж" не по целевому назначению, составила 13 887,86 руб.
Как указано выше, статья 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) предусматривает в виде санкций наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Административным органом правомерно применен минимальный размер штрафа, установленный статьей 15.14 КоАП РФ (5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
Учитывая, что сумма средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных ГБПОУ КК "Краснодарский торгово-экономический колледж" не по целевому назначению, составила 13 887,86 руб., размер административного штрафа составляет 694,40 руб.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела А32-33960/2022 учреждение обжаловало пункты 3, 6 и 7 представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 24.05.2022 N 22-012.
В соответствии с оспариваемыми пунктами представления учреждение в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункта 2.3.1 соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2019 N 23-БУ (далее - соглашение от 15.01.2019 N 23-БУ) допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 930 853 рублей 76 копеек, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 3); в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункта 2.3.1 соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2021 N 23-БУ (далее - соглашение от 15.01.2021 N 23-БУ) допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346 рублей 29 копеек, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 6); в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункта 2.3.1 соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 342 тыс. рублей, выразившееся в оплате услуги по содержанию движимого имущества (многолетних насаждений), а также услуг по содержанию имущества, не закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (пункт 7).
Решением суда от 09.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые пункты предписания департамента являются законными и обоснованными.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.03.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А32-33960/2022 отменены в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2022 в части пунктов 3 и 6. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Суд кассационной инстанции указал, что в части 1 статьи 39 Закона N 273-ФЗ указано, что нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Согласно части 1 статьи 52 Закона N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В силу пункта 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2019 являясь структурным подразделением образовательной организации, общежитие обеспечивает осуществление образовательной деятельности и предназначается для проживания обучающихся во время и в целях осваивания ими образовательных программ, а значит, здания, строения, сооружения и помещения общежития используются для непосредственного осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы департамента о том, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в оплате труда работников общежития.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 по делу N А32-27570/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27570/2022
Истец: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж", Государственное Бюджетное Профессиональное Учреждение КК "Краснодарский торгово-экономический колледж"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Министерство образования, науки и молодежной политики КК, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Департамент финансово-бюджетного надзора КК