г. Краснодар |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А32-18749/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е, при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества агрофирмы племзавод "Нива" (ИНН 2334013556, ОГРН 1022303977178) - Левина А.С. (доверенность от 08.05.2024), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Савченко Э.А. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А32-18749/2023, установил следующее.
АО агрофирма племзавод "Нива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий по предоставлению в собственность без проведения торгов земельного участка, находящегося в собственности Краснодарского края, с кадастровым номером: 23:24:0503000:89, площадью 7 966 567 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Павловский, участок N 1102, ЗАО "Сосыкское", в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (письмо от 18.01.2023 N 52-32-16-1306/23) на основании поданного обществом заявления от 22.12.2022 о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов за плату. Заявитель просил возложить на департамент обязанность в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу направить ему проект договора купли-продажи данного земельного участка на основании заявления от 22.12.2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024, на департамент возложена обязанность в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление общества от 22.12.2022 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:24:0503000:89. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что ранее направил в адрес общества проекты договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка. Повторное предоставление оказанной государственной услуги не представляется возможным, приказ департамента о предоставлении участка является действующим. Департамент не нарушал права и законные интересы заявителя. Суды не приняли во внимание, что заявитель действует недобросовестно, фактически его действия направлены на приобретение земельного участка в собственность по заниженной стоимости.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель департамента на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель общества просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество 22.12.2022 обратилось в департамент заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0503000:89 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 40, 41).
Департамент направил в адрес общества письмо от 18.01.2023 N 52-32-16-1306/23 о том, что решение о предоставлении участка принято на основании ранее поданного заявления. На основании приказа от 30.05.2022 N 1314 подготовлен проект договора купли-продажи N 1600 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности. Проект договора от 30.05.2022 направлен в адрес заявителя и в департамент не возвращен (т. 1, л. д. 14, 15, 31 - 35).
Общество подало жалобу на решение должностного лица департамента (т. 1, л. д. 42 - 46).
По результатам рассмотрения жалобы департамент направил в адрес общества письмо от 10.03.2023 N 52-32-08-8910/23, согласно которому письмо от 18.01.2023 не является решением об отказе в представлении государственной услуги, его содержание носит разъяснительный характер и направлено на информирование заявителя об уже принятом департаментом положительном решении (т. 1, л. д. 47 - 49).
Общество, полагая, что департамент надлежащим образом не рассмотрел поданное им заявление о предоставлении земельного участка, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в публичной собственности, предоставляются, в частности, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 Земельного кодекса.
Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 данного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 этой статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса устанавливает, что в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 6 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 данной статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса).
На основании пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В статье 440 Гражданского кодекса определено, что когда в оферте указан срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах названного в ней срока.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях (абзац второй пункта 1 статьи 438 Гражданского кодекса). Ответ о согласии заключить договор на предложенных в оферте условиях, содержащий уточнение реквизитов сторон, исправление опечаток и т.п., следует рассматривать как акцепт.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, сделали правильный вывод о том, что заявление общества от 22.12.2022 о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган в соответствии с правилами статьи 39.17 Земельного кодекса не рассмотрел. Данное обстоятельство послужило основанием для возложения на департамент обязанности повторно рассмотреть названное заявление общества.
Содержание подлежащего принятию решения, а также условия предоставления участка суды не устанавливали, поэтому доводы департамента о предоставлении участка по заниженной стоимости о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов не свидетельствуют. В срок, установленный пунктом 7 статьи 39.17 Земельного кодекса, проект договора, направленный заявителю, им не подписан и не представлен в уполномоченный орган, поэтому договор купли-продажи на условиях проекта от 30.05.2022 N 1600 стороны не заключили. С учетом изложенного у общества отсутствовали препятствия для обращения в уполномоченный орган с заявлением от 22.12.2022.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 данного Кодекса.
Фактические обстоятельства дела суды установили в полном объеме, выводы, приведенные в решении и постановлении, соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
В силу статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при его рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Другие доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе департамент освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А32-18749/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что действия органа, предоставившего земельный участок без торгов, были законными, так как заявка на выкуп была подана в соответствии с нормами Земельного кодекса. Суд обязал орган повторно рассмотреть заявление о предоставлении участка, оставив без удовлетворения остальные требования. Кассационная жалоба была отклонена, судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2024 г. N Ф08-3122/24 по делу N А32-18749/2023