г. Краснодар |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А53-24876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от ответчиков: федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) и Министерства обороны Российской Федерации - Антоновой Ю.С. (доверенности от 09.01.2024 и 04.10.2022 соответственно), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Болгарстрой" (ИНН 6165135762, ОГРН 1066165060060), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по делу N А53-24876/2023, установил следующее.
ООО "Болгарстрой" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) с иском о взыскании 760 330 рублей 09 копеек задолженности за жилищно-коммунальные услуги (содержание жилья и текущий ремонт, коммунальные услуги на общедомовые нужды) с 01.10.2020 по 31.01.2023 и 241 777 рублей 10 копеек неустойки, начисленной по состоянию на 11.09.2023 (с учетом моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами").
Решением суда от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2024, с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - в субсидиарном порядке с министерства, взыскано 760 330 рублей 09 копеек задолженности и 241 777 рублей 10 копеек неустойки; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Суды исходили из подтверждения факта ненадлежащего исполнения ответчиками обязательств по своевременному внесению платы за жилищно-коммунальные услуги.
В кассационных жалобах учреждение и министерство просят отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске. Заявители указывают на то, что обеспечение объектов министерства коммунальными услугами в соответствии с уставом не отнесено к компетенции учреждения. Ответчики ссылаются на возложение задач по содержанию (эксплуатации) спорных объектов на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Государственный контракт на оказание услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), не заключался. Учреждение и министерство в установленном порядке не оповещались о дате и времени проведения общего собрания собственников помещений.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в управлении компании находятся многоквартирные дома, в которых располагаются нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, а на праве оперативного управления - учреждению.
В связи с неисполнением ответчиками в период с 01.10.2020 по 31.01.2023 обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также коммунальных услуг на общедомовые нужды, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, установив, что компания осуществляет управление домами, в которых расположены нежилые помещения, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности и учреждению на праве оперативного управления, руководствуясь положениями статей 210, 214, 296, 298, 299, 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и признав доказанным факт оказания компанией в рассматриваемый период услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, суды удовлетворили иск.
Внесение платы за помещение и коммунальные услуги является предусмотренной законом (статьи 151 и 171 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязанностью учреждения как лица, владеющего помещениями в многоквартирных домах на праве оперативного управления; расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществлялся с применением доступных для ответчиков данных - исходя из размера, установленного решениями общих собраний собственников помещений.
Таким образом, министерство и учреждение, действуя добросовестно, зная о наличии у них названных обязательств, могли самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению компании платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, равно как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, поэтому расчет платы представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяцев.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что поскольку учреждение наравне с другими владельцами помещений в многоквартирных жилых домах является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания домов, оно должно оплатить расходы по содержанию и ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов.
Обязанность собственника (законного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия права собственности (права оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от наличия договорных отношений, либо актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.
Ответчики, ссылаясь на возложение соответствующих функций на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", не представили доказательств передачи помещений данному учреждению в оперативное управление либо заключения им с компанией договора.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы министерства и учреждения, изложенные в жалобах, направлены на переоценку судом кассационной инстанции доказательств и установление фактических обстоятельств, которые не входят в процессуальные полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по делу N А53-24876/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги с ответчиков, указав на их ненадлежащее исполнение обязательств. Суд отметил, что обязанность по оплате услуг возникает независимо от наличия договорных отношений, а также что ответчики не представили доказательства передачи помещений в оперативное управление другому учреждению. Кассационные жалобы оставлены без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2024 г. N Ф08-2722/24 по делу N А53-24876/2023