город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2024 г. |
дело N А53-24876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевым П.А.,
при участии:
от ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Антонова Ю.С. по доверенности от 09.01.2024,
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Антонова Ю.С. по доверенности от 04.10.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2023 по делу N А53-24876/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Болгарстрой" (ОГРН 1066165060060 ИНН 6165135762)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892 ИНН 6165035060), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261)
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Болгарстрой" (далее - истец, общество, ООО "Болгарстрой") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ответчик 1), Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство, ответчик 2) о взыскании с учреждения задолженности за нежилое помещение общей площадью 356,10 кв.м. за период с 01.10.2020 по 31.01.2023 в размере 254 565 рублей 76 копеек, пени за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 в размере 21 253 рубля 80 копеек, пени за период с 02.10.2022 по 11.09.2023 в размере 34 847 рублей 74 копейки, пени за период с 12.04.2022 по 11.09.2023 в размере 22 716 рублей 06 копеек; за нежилое помещение общей площадью 804,7 кв.м. за период с 01.10.2020 по 31.01.2023 в размере 505 764 рубля 33 копейки, пени за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 в размере 41 694 рубля 20 копеек, пени за период с 02.10.2022 по 11.09.2023 в размере 76 954 рубля 92 копейки, пени за период с 12.04.2022 по 11.09.2023 в размере 44 310 рублей 38 копеек.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения бюджетных обязательств, произвести взыскание с министерства.
О взыскании с министерства задолженности за нежилое помещение общей площадью 1 305 кв.м. за период с 01.10.2020 по 31.01.2023 в размере 570 302 рубля 22 копейки, пени за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 в размере 49 317 рублей 02 копейки, пени за период с 02.10.2022 по 11.09.2023 в размере 86 161 рубль 58 копеек, пени за период с 12.04.2022 по 11.09.2023 в размере 50 229 рублей 55 копеек; за нежилое помещение общей площадью 57,9 кв.м. за период с 01.05.2020 по 29.08.2022 в сумме 57 953 рубля 28 копеек, пени за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 в размере 7 308 рублей 01 копейка, пени за период с 02.10.2022 по 11.09.2023 в размере 11 874 рублей 47 копеек, пени за период с 12.04.2022 по 11.09.2023 в размере 3 209 рублей 91 копейка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение и министерство обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах учреждение и министерство просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционных жалоб учреждение и министерство указывают, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N 155) было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ). В соответствии с пунктом 3 Приказа N 155 основной целью деятельности учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Исходя из указанного, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ наделено статусом управляющей организации в отношении помещений министерства. В правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Таким образом, с учетом возложенных на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ уставных обязанностей, оно должно оплачивать услуги по содержанию объектов недвижимости министерства, даже при отсутствии заключенного с ООО "Болгарстрой" договора ресурсоснабжения, однако судом первой инстанции при вынесении решения по указанному обстоятельству не была дана должная правовая оценка. Также ответчики указывают, что не заключали договор с АО "Теплокоммунэнерго".
Отзывы на апелляционные жалобы не представлены.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.
Представитель учреждения и министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в управлении ООО "Болгарстрой" на основании лицензии от 02.04.2015 N 34 находятся многоквартирные дома, в которых располагаются помещения, принадлежащие на праве собственности министерству, а на праве оперативного управления - учреждению (ответчик 2), что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1, л.д. 26-29, 47-49), выпиской из реестра федерального имущества (т. 1, л.д. 67).
Как указывает истец, в период с 01.10.2020 по 31.01.2023 по нежилому помещению общей площадью 356,10 кв.м., находящемуся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Никулиной, д. 3, оказаны услуги по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, однако учреждение указанные услуги не оплатило, в связи с чем за учреждением образовалась задолженность в сумме 254 565 рублей 76 копеек.
По нежилому помещению общей площадью 804,7 кв.м, находящемуся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Никулиной, д. 5/3, за период с 01.10.2020 по 31.01.2023 истец оказал услуги по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, однако учреждение указанные работы не оплатило, в связи с чем, за учреждением образовалась задолженность в размере 505 764 рубля 33 копейки.
По нежилому помещению общей площадью 1 305 кв.м, находящемуся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Кривоноса, д. 13, за период с 01.10.2020 по 31.01.2023 истец выполнял работы по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, однако министерство указанные работы не оплатило, в связи с чем, за министерством образовалась задолженность в размере 570 302 рубля 22 копейки.
По жилому помещению - квартира N 4, общей площадью 57,9 кв.м, находящемуся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Кривоноса, д. 13, за период с 01.05.2020 по 29.08.2022 истец выполнял работы по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, однако министерство указанные работы не оплатило, в связи с чем, за министерством образовалась задолженность в размере 57 953 рубля 28 копеек.
В целях урегулирования спора истцом в адрес ответчиков направлены претензионные требования об уплате образовавшейся задолженности, которые ответчиками оставлены без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Таким образом, в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее правом оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника.
Как указывалось выше, в соответствии с выписками из ЕГРН спорные помещения находятся в собственности министерства, а на праве оперативного управления принадлежат учреждению (ответчику N 2).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования заявлены к надлежащим ответчикам.
По вышеуказанным основаниям апелляционный суд отклоняет доводы ответчиков о том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков о том, что они не являются лицами, обязанными нести расходы на содержание спорных помещений подлежат отклонению, так как обязанность вносить плату за содержание общего имущества у собственника и субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков пени, которое удовлетворено в полном объеме.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции пени в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Доводы, изложенных в апелляционных жалобах, в своей совокупности не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2023 по делу N А53-24876/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24876/2023
Истец: ООО "БОЛГАРСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ