г. Краснодар |
|
01 июля 2024 г. |
Дело N А32-55309/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АКВАСТОК" (ИНН 2311204642, ОГРН 1152311020652) - Агуреева Дмитрия Эдуардовича (доверенность от 01.01.2024), от заинтересованного лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091) - Ефимова А.В. (доверенность от 15.05.2024), рассмотрев кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-55309/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АКВАСТОК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - фонд) об отмене уведомления от 25.04.2023 N 033016107860 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой тариф).
Решением суда от 26.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2024, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным уведомление фонда от 25.04.2023 N 033016107860 о страховом тарифе. Суд обязать фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи обществу уведомления о размере страхового тарифа, установив его в размере 0,2% в соответствии с основным видом экономической деятельности. С фонда в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило основной вид деятельности с опозданием, а именно 26.05.2023, на протяжении нескольких лет (2020 -2022 годов) заявляло в качестве основного вида экономической деятельности именно ОКВЭД 46.73.3 ("Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием") с приложением необходимых документов, который фонд подтверждал в качестве основного вида экономической деятельности. Доводы фонда об отсутствии у страхователя, не представившего в установленный срок документы, возможности после установления фондом страхового тарифа представить в фонд документы для подтверждения основного вида экономической деятельности не приняты как не основанные на норме права.
Отделение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2023 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2024, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что заявителем пропущен срок обжалования решения фонда, заявитель должен был узнать о размере страхового тарифа 02.05.2023, а обжаловать принятое фондом решение - до 02.08.2023. Обществом обязанность по направлению в адрес фонда заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2023 год и справки подтверждения основного вида экономической деятельности в срок до 15.04.2023 не исполнена, поэтому незаконно применение обществом тарифа 0,2% по 1 классу профессионального риска (ОКВЭД 46.73.3 - Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием). На основании пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) и исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, фонд присвоил заявителю 22 класс профессионального риска по ОКВЭД 77.39.2 ("Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки") со страховым тарифом на 2023 год в размере 3,4%. Заявитель жалобы отмечает, что исходя из смысла статьи 5 Порядка N 55 у фонда отсутствует обязанность устанавливать фактический осуществляемый страхователем вид экономической деятельности, в том числе руководствоваться заявленными ранее в предыдущие периоды видами деятельности, предоставленными за предыдущие периоды документами, и основным видом деятельности, указанным в ЕГРЮЛ. Доказательства несоответствия закону принятого фондом решения в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество 24.12.2015зарегистрировано в качестве юридического лица, основной вид экономической деятельности общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - "Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием" (ОКВЭД 46.73.3).
Указанный вид деятельности в 2023 году относится к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2 % (Федеральный закон от 19.12.2022 N 517-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов").
Уведомлением от 25.04.2023 N 033016107860 фонд установил обществу страховой тариф в размере 3,4%, что соответствует виду экономической деятельности по ОКВЭД 77.39.2 ("Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки"), который указан в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности общества и имеет наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности общества, на том основании, что общество только 26.05.2023 представило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2022 год в электронной форме. Указанное заявление должно было быть представлено не позднее 17.04.2023 (с учетом нерабочих дней в 2023 году).
Дополнительный вид экономической деятельности общества учтен фондом как определяющий размер страхового тарифа на основании пункта 5 Порядка N 55, так как в установленный срок общество не представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции проверил и отклонил довод фонда о пропуске обществом срока обжалования его уведомления, признав копию отчета об отслеживании регистрируемого почтового отправления РПО N 80106083883496 (прибыло в место вручения 02.05.2023 и в этот же день 02.05.2023 была неудачная попытка вручения) как не позволяющую с достаточной степенью достоверности установить факт направления в данном отправлении именно оспариваемого уведомления, а не иного документа.
Согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Фондом документально не опровергнут вывод суда о том, что обществу в действительности стало известно об указанном уведомлении только 06.10.2023 при ознакомлении и получении акта камеральной проверки, что препятствовало обращению в суд в установленный законом срок. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил ходатайство общества о восстановлении срока.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 17, 21 - 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (часть 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Правила N 713 приняты во исполнение части 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ и определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов.
Пунктом 2 Правил N 713 установлено, что виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с Правилами N 713, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Правил N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Согласно пункту 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Положение о необходимости экономического обоснования и отсутствии произвольного характера сборов подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, 15.07.2003 N 311-О, 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц. Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Фактически размер страхового тарифа определен фондом исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска, в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.
Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются.
Фонд имеет право выбрать наиболее высокий класс профессионального риска не произвольно из числа видов профессиональной деятельности, заявленных при регистрации организации и отраженных в ЕГРЮЛ, а из видов деятельности, фактически осуществляемых страхователем в отчетном периоде.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ общество состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 1 ГУ-КРО ФСС РФ, основным видом экономической деятельности общества является "Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием" по коду 46.73.3.
Как следует из материалов дела, на протяжении нескольких лет (2020 - 2022 годов) общество заявляло в качестве основного вида экономической деятельности именно ОКВЭД 46.73.3 ("Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием"), о чем в материалах дела имеются соответствующие заявления от 15.04.2020, 09.04.2021 и 15.04.2022 с приложением необходимых документов, и фонд подтверждал указанный вид экономической деятельности в качестве основного.
Согласно справкам подтверждения основного вида экономической деятельности доход, полученный обществом в 2020 - 2022 годах по виду экономической деятельности "Торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием" (ОКВЭД 46.73.3), составил 100%.
Суды учли, что фонд не представил доказательства, на основании которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой обществом деятельностью является деятельность в области "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" с кодом ОКВЭД 77.39.2, что позволило ему назначить размер страхового тарифа 3,4%.
Ссылка фонда на то, что общество в установленный срок не представило подтверждающие документы, правомерно отклонена судами.
Как следует из материалов дела, общество подтвердило основной вид деятельности с опозданием, а именно 26.05.2023 путем подачи в электронной форме заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме приложения N 1 к Порядку N 55, справки-подтверждения основного вида экономической деятельности по форме приложения N 2 к Порядку N 55 и пояснения к бухгалтерской отчетности за 2022 год. Представление фонду документов не оспаривается, доводы об их несоответствии требованиям пункта 3 Порядка N 55 не заявлены.
Доводы фонда об отсутствии у страхователя, не представившего в установленный срок документы, возможности после установления фондом страхового тарифа представить в фонд документы для подтверждения основного вида экономической деятельности не приняты как не основанные на норме права.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-55309/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
...
Как следует из материалов дела, общество подтвердило основной вид деятельности с опозданием, а именно 26.05.2023 путем подачи в электронной форме заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме приложения N 1 к Порядку N 55, справки-подтверждения основного вида экономической деятельности по форме приложения N 2 к Порядку N 55 и пояснения к бухгалтерской отчетности за 2022 год. Представление фонду документов не оспаривается, доводы об их несоответствии требованиям пункта 3 Порядка N 55 не заявлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июля 2024 г. N Ф08-3920/24 по делу N А32-55309/2023