г. Краснодар |
|
01 июля 2024 г. |
Дело N А32-28418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Жилищно-строительного кооператива 198 Б (ИНН 2308027320, ОГРН 1022301221414) - Пономарева В.П. (доверенность от 10.01.2024), в отсутствие заинтересованного лица - Администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар (ИНН 2308012549, ОГРН 1022301212185), Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-28418/2023, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив 198 Б (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным действия (бездействия) Администрации муниципального образования город Краснодар по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6, объявленного на основании извещения о проведении торгов от 05.05.2023 N 22000184930000000011 (лот N 2).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 32 муниципального образования город Краснодар (далее - предприятие) и Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - инспекция).
Решением суда от 06.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2024, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что представленные по делу доказательства подтверждают наличие технической возможности отдельного управления кооперативом МКД литер 24 "Б" (подъезды N 4 - 5, кадастровый номер 23:43:0206008:51) по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 от другого МКД литер 24 (подъезды N 1 - 3, кадастровый номер 23:43:0206008:50) по этому же адресу. Доказательства обратного администрацией не представлены.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.11.2023 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2024, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам администрации о вынесении решения от 06.11.2023 без привлечения лица, чьи права напрямую затронуты вынесенным решением. Судебные акты напрямую затрагивает права и обязанности Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации (далее - департамент городского хозяйства), организовавшего проведение спорного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления спорным МКД, однако в нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) департамент городского хозяйства к участию в деле не привлечен. По адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 находится один 10-этажный, 5-секционный, 194-квартирный МКД, возведенный двумя очередями, который состоит из литера 24 (подъезды N 1 - 3, квартиры N 1 - 116, кадастровый номер 23:43:0206008:50) и находится в управлении предприятия (ИНН 2308012549) на основании договора управления от 30.09.2009 N 41 и литера 24 "Б" (подъезды N 4 - 5, квартиры N 117 - 194, кадастровый номер 23:43:0206008:51) и находится в управлении кооператива (ИНН 2308027320) с 1988 года. На всех указанных объектах капитального строительства один административный адрес, единая нумерация квартир, объекты являются одним МКД. Если объекты жилищного фонда (пристройки) имеют отдельную техническую документацию (технический паспорт) поставлены на кадастровый учет как разные объекты, им присвоены разные адреса, внесенные в Федеральную информационную адресную систему, то собственники помещений в указанных объектах по каждому отдельному МКД выбирают один из способов управления МКД в соответствии с жилищным законодательством. Если же МКД с пристройками подлежит учету как один объект, то выбор способа управления должен быть осуществлен собственниками помещений в МКД, как в едином объекте недвижимости (с учетом пристроек).
В отзыве на кассационную жалобу кооператив считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель кооператива в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, кооператив создан 02.11.1987, что подтверждается фактом регистрации устава кооператива Ленинским райисполкомом города Краснодара 0211.1987 (далее - устав), и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Согласно пункту 5 устава (в редакции от 02.11.1987) кооператив организован с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства МКД на собственные средства с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом.
Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 13.11.1987 N 504/21 кооперативу предоставлен на правах бессрочного пользования земельный участок площадью 2 990 кв. м под строительство 10-этажного 78-квартирного жилого дома.
Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 31.03.1988 N 147/6 утвержден акт государственной комиссии от 29.03.1988 по приему в эксплуатацию 78-квартирного жилого дома, расположенного по ул. Платановый бульвар, д. 6, и разрешена его эксплуатация.
Согласно техническому паспорту на данный МКД, изготовленному по состоянию на 10.02.1988, количество этажей - 10, количество секций (подъездов) - 2, количество квартир - 78, адрес: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6, общая площадь - 4491,6 кв. м, сведения о данном объекте капитального строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), кадастровый номер 23:43:0206008:51.
Ранее, в 1987 году, по этому же адресу построен МКД, состоящий из трех секций (подъездов), общей площадью 6 737,4 кв. м, сведения о данном объекте капитального строительства внесены в ЕГРН, кадастровый номер 23:43:0206008:50.
После завершения строительства (в 1988 году) до настоящего времени фактически по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6, находятся два отдельных МКД:
- МКД литер 24 (трехсекционный - подъезды N 1 - 3, кадастровый номер 23:43:0206008:50, общей площадью 6737,4 кв. м), находящийся в управлении предприятия на основании договора управления от 30.09.2009 N 41;
- МКД литер 24 "Б" (двухсекционный - подъезды N 4 - 5, кадастровый номер 23:43:0206008:51, общей площадью 4491,6 кв. м), находящийся в управлении кооператива с 1988 года.
По информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации в государственном адресном реестре зарегистрированы сведения о присвоении в рамках проведенной инвентаризации единого адреса данным МКД: Краснодарский край, городской округ город Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6.
Администрацией организован конкурс по отбору управляющей организации МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 (как единого объекта капитального строительства).
Извещение о проведении открытого конкурса размещено от 05.05.2023 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте www.torgi.gov.ru (извещение N 22000184930000000011, лот N 2), дата начала подачи заявок от 10.05.2023, дата окончания подачи заявок от 05.06.2023.
Основанием для проведения торгов явилось то обстоятельство, что МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6, находится в управлении двух организаций - кооператива и предприятия.
Данное обстоятельство, по мнению, администрации является нарушением жилищного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Кооператив полагая, что действия администрации по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 как единым объектом жилого фонда, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
При принятии судебных актов суды сослались на положения статей 71, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 6, 9, частью 4 статьи 161 ЖК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, разъяснения, указанные в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из перечисленных норм права, а также с учетом фактов наличия у кооператива отдельных действующих договоров с ресурсоснабжающими организациями (АО "НЭСК", ООО "Краснодартеплоэнерго", ООО "Краснодар Водоканал", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и др.), отдельных общедомовых приборов коммерческого учета коммунальных ресурсов и точек подключения к сетям организаций - поставщиков коммунальных ресурсов, кооператив в период с 1988 года по настоящее время осуществляет управление МКД литер 24 "Б" (подъезды N 4 - 5, кадастровый номер 23:43:0206008:51) по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 и при этом имеет правовые основания и техническую возможность управления двухсекционным МКД по вышеуказанному адресу, не нарушая нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы муниципального образования и иных лиц.
Администрация на момент назначения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенным по адресу:
г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6, обладала сведениями о том, что по данному адресу находятся два объекта недвижимости - МКД с кадастровым номером 23:43:0206008:50, площадью 6737,4 кв. м и МКД с кадастровым номером 23:43:0206008:51, площадью 4491,6 кв. м, что подтверждается имеющейся в деле перепиской между кооперативом и заместителем директора департамента городского хозяйства.
Представленные по делу доказательства подтверждают наличие технической возможности управления кооперативом МКД литер 24 "Б" (подъезды N 4 - 5, кадастровый номер 23:43:0206008:51) по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 отдельно от другого МКД литер 24 с кадастровым номером 23:43:0206008:50 по этому же адресу. Доказательства обратного администрацией не представлены.
Таким образом, отсутствовали правовые основания для проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, которым управляет кооператив.
По сути, доводы администрации основаны лишь на информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации о едином адресе этих МКД в государственном адресном реестре, однако как правильно указали суды, это обстоятельство само по себе в отрыве от других фактов не свидетельствует о единстве объектов жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что доводы заявителя жалобы об одном административном адресе спорных МКД, опровергается сведениями из ЕГРН, который в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных с соответствии с данным Законом сведений.
Так, согласно указанным сведениям объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 23:43:0206008:50 и 23:43:0206008:51 помимо разной кадастровой стоимости, кадастровых номеров, учетных номеров имеют разные адреса, то есть являются разными МКД.
Учитывая полномочия суда апелляционной инстанции, у него отсутствовали основания принимать и давать оценку новому документу (письму департамента городского хозяйства от 04.12.2023 N 219330/25) только потому, что он оформлен по запросу администрации от 30.11.2023 уже после принятия решения судом первой инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции применительно к приобщению (исследованию) новых доказательств (ранее не предоставленных в суд) и их оценки существенно ограничены (статья 268 АПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к выводу о незаконности действия администрации по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6 как единым МКД.
Таким образом, отсутствовали правовые основания для проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со статьями 170 и 271 АПК РФ в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отвергли доказательства администрации и отклонили приведенные им в обоснование своих возражений доводы.
Довод администрации о вынесении решения суда от 06.11.2023 без привлечения лица, чьи права напрямую затронуты вынесенным решением (департамента городского хозяйства), проверен и отклонен, поскольку именно администрация является органом местного самоуправления, на которую действующим законодательством возложена обязанность организовать конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, передача иному лицу, подчиненному администрации, соответствующей обязанности относится к вопросам организации администрацией своей компетенции и не освобождает администрацию от ответственности за действия такого лица и от обязанности контролировать законность его действий в соответствующей сфере.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-28418/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для проведения торгов явилось то обстоятельство, что МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, д. 6, находится в управлении двух организаций - кооператива и предприятия.
Данное обстоятельство, по мнению, администрации является нарушением жилищного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) МКД может управляться только одной управляющей организацией.
...
При принятии судебных актов суды сослались на положения статей 71, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 6, 9, частью 4 статьи 161 ЖК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, разъяснения, указанные в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июля 2024 г. N Ф08-3871/24 по делу N А32-28418/2023