город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2024 г. |
дело N А32-28418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от ЖСК 198 Б посредством веб-конференции: Пономарева В.П. по доверенности от 30.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.11.2023 по делу N А32-28418/2023
по заявлению Жилищно-строительного кооператив 198 Б
к администрации муниципального образования города Краснодар
при участии третьих лиц: муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования
город Краснодар; государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным действия (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив 198 Б (далее - заявитель, ЖСК 198 Б, кооператив) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным действия (бездействия) администрации муниципального образования город Краснодар по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6, объявленного на основании извещения о проведении торгов от 05.05.2023 N 22000184930000000011 (лот N 2).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 32 муниципального образования город Краснодар (далее - МУРЭП N 32) и государственная жилищная инспекция Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы администрации сводятся к тому, что спорные объекты капитального строительства (многоквартирный дом литер 24 и многоквартирный дом литер 24 "Б") находятся по одному и тому же административному адресу, имеют единую нумерацию квартир, объекты являются одним многоквартирным домом.
В отзыве на апелляционную жалобу ЖСК 198 Б просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу МУРЭП N 32 также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 28.12.2023 удовлетворено ходатайство администрации муниципального образования города Краснодар о проведении веб-конференции.
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство Жилищно-строительного кооператив 198 Б о проведении веб-конференции.
В назначенное время представители администрации муниципального образования города Краснодар не подключились, несмотря на обеспечение судом технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ЖСК 198 Б возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании от 16.01.2024 объявлялся перерыв до 23.01.2024 до 09 час. 55 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство администрации муниципального образования города Краснодар о проведении веб-конференции.
В назначенное время представители администрации муниципального образования города Краснодар вновь не подключились, несмотря на обеспечение судом технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ЖСК 198 Б возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив 198 Б был создан 02.11.1987, что подтверждается фактом регистрации Устава ЖСК 198 Б Ленинским райисполкомом города Краснодара 0211.1987, и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно пункту 5 Устава ЖСК 198 Б (в редакции от 02.11.1987), данный жилищно-строительный кооператив организован с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом.
Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 13.11.1987 N 504/21 ЖСК 198 Б был предоставлен на правах бессрочного пользования земельный участок площадью 2990,0 кв. м под строительство 10-этажного 78 квартирного жилого дома.
Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 31.03.1988 N 147/6 утвержден Акт госкомиссии от 29.03.1988 по приему в эксплуатацию 78 квартирного жилого дома, расположенного по ул. Платановый бульвар, 6. ЖСК 198 Б, и разрешена его эксплуатация.
Согласно техническому паспорту на данный МКД, изготовленному по состоянию на 10.02.1988, количество этажей - 10, количество секций (подъездов) - 2, количество квартир - 78, адрес: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6, кадастровый номер 23:43:0206008:51, общая площадь - 4491.6 кв. м, сведения о данном объекте капитального строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Ранее, в 1987 году, по этому же адресу был построен многоквартирный дом с кадастровым номером 23:43:0206008:50, состоящий из трех секции (подъездов), общей площадью 6737,4 кв. м, сведения о данном объекте капитального строительства внесены в ЕГРН.
После завершения строительства (в 1988 году) до настоящего времени, фактически, по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый бульвар, 6, находятся два отдельных многоквартирных дома:
- многоквартирный дом литер 24 (трехсекционный - подъезды N N 1-3, кадастровый номер 23:43:0206008:50, общей площадью 6737,4 кв. м), находящийся в управлении МУРЭП N 32, на основании договора управления от 30.09.2009 N 41;
- многоквартирный дом литер 24 "Б" (двухсекционный - подъезды N N 4-5, кадастровый номер 23:43:0206008:51, общей площадью 4491.6 кв. м), находящийся в управлении ЖСК-198 Б с 1988 года.
По информации департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар в государственном адресном реестре зарегистрированы сведения о присвоении адреса данным многоквартирным домам в рамках проведенной инвентаризации по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, д. 6.
Администрацией муниципального образования город Краснодар организован конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Краснодар, ул. Платановый Бульвар, д. 6 (как единого объекта капитального строительства).
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 05.05.2023 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте www.torgi.gov.ru (извещение N 22000184930000000011, лот N 2), дата начала подачи заявок 10.05.2023, дата окончания подачи заявок 05.06.2023.
Основанием для проведения торгов явилось то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, 6, находится в управлении двух организаций - ЖСК 198 Б и МУРЭП N 32.
Данное обстоятельство, по мнению, администрации муниципального образования город Краснодар является нарушением жилищного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
ЖСК 198 Б полагая, что действия администрации по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, 6 являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так, статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" разделу VIII ЖК РФ "Управление многоквартирными домами" придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Если спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то ЖК РФ может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 01.03.2005.
Таким образом, до принятия собственниками многоквартирного дома решения о смене способа управления раздел VIII ЖК РФ не подлежит применению, а обязательства жилищно-строительного кооператива сохраняются в прежнем виде.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Аналогичные требования содержатся в подпунктах 1 и 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Для назначения и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации органом местного самоуправления должен быть установлен факт отсутствия в многоквартирном доме выбранного и реализованного способа управления.
Определение многоквартирного дома в качестве единого объекта гражданских прав и жилищных правоотношений осуществляется в соответствии с положениями "Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37, "Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения", принятых Росжилкоммунсоюзом к введению в действие с 01.01.91 на основании оценки существующей инженерной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, схемы ресурсоснабжения, эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению, установки и подключения отдельных приборов учета коммерческого учета энергоресурса, наличие единого земельного участка, фундамента, наличие общего имущества одной блок-секции на территории другой блок-секции и т.д. Само по себе разделение здания при проектировании и строительстве на этапы в силу экономических причин, возможность ввода его в эксплуатацию по частям с одной стороны, и единый почтовый адрес, сквозная нумерация квартир с другой, не являются безусловными свидетельствами единства или разделения многоквартирного дома в целях применения положений жилищного законодательства (определение Верховного Суда РФ от 31.10.2018 N 310-КГ18-17659).
Как следует из перечисленных норм права, а также с учетом фактов наличия у ЖСК 198 Б действующих договоров с ресурсоснабжающими организациями (АО "НЭСК", ООО "Краснодартеплоэнерго", ООО "Краснодар Водоканал", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и др.), отдельных общедомовых приборов коммерческого учета коммунальных ресурсов и точек подключения к сетям организаций - поставщиков коммунальных ресурсов, ЖСК 198 Б в период с 1988 года по настоящее время осуществляет управление жилым фондом на законных основаниях, и при этом имеет правовые основания и техническую возможность управления двухсекционным многоквартирным домом литер 24 "Б" (подъезды N N 4-5, кадастровый номер 23:43:0206008:51) по вышеуказанному адресу, при этом не нарушая нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы муниципального образования и иных лиц.
Администрация муниципального образования город Краснодар на момент назначения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, 6, обладала сведениями о том, что по данному адресу находятся два объекта недвижимости - многоквартирный дом с кадастровым номером 23:43:0206008:50, площадью 6737,4 кв.м и многоквартирный дом с кадастровым номером 23:43:0206008:51, площадью 4491,6 кв.м, что подтверждается имеющейся в деле перепиской между ЖСК 198 Б и заместителем директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации город Краснодар.
Представленные по делу доказательства подтверждают наличие технической возможности управления истцом многоквартирным домом (частью многоквартирного дома). Доказательств обратного администрацией не представлено.
Таким образом, отсутствовали правовые основания для проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, 6.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы заявителя жалобы об одном административном адресе спорных многоквартирных домов, опровергается сведениями из ЕГРН (т. 1 л.д. 137-140), который в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных с соответствии с Федеральным законом сведений.
Так согласно указанным сведениям, объекты капитального строительства с кадастровым номером 23:43:0206008:50 и с кадастровым номером 23:43:0206008:51 помимо разной кадастровой стоимости, кадастровых номеров, учетных номеров имеют разные адреса, то есть являются разными многоквартирными домами.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия администрации муниципального образования город Краснодар по назначению и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Платановый Бульвар, 6.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2023 по делу N А32-28418/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28418/2023
Истец: Государственная жилищная инспекция КК, ЖСК " 198 Б
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, Муниципальное унитарное ремонтно-Эксплуатационное предприятие N 32 МО г. Краснодар, Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N32 муниципального образования город Краснодар