В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике при осуществлении Министерством образования и науки Республики Адыгея федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Отделу надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации Министерства образования и науки Республики Адыгея (Михайловской М.М.) разместить Доклад о правоприменительной практике на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в течение 3 рабочих дней со дня издания настоящего приказа.
3. Приказ вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении Министерством образования и науки Республики Адыгея федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году
Настоящий доклад о правоприменительной практике (далее - Доклад), подготовлен Министерством образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, и содержит результаты обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Республики Адыгея в 2023 году, в том числе сведения о профилактике нарушений обязательных требований, а также аналитические материалы по результатам соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечения единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовки предложений об актуализации обязательных требований;
5) формирования предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства: https://www.adygheya.ru/upload/iblock/405/Доклад%20о%20правоприменительной%20практике.
1. Общие положения
В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере образования);
Положением о Министерстве образования и науки Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 апреля 2014 года N 99.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Министерство образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) осуществляет в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Адыгея, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании.
Министерство осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении следующих контролируемых лиц:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- организации дополнительного образования;
- организации дополнительного профессионального образования;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; - организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
- иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Адыгея.
Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляется посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
По состоянию на 31 декабря 2023 г. количество объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования, без учета органов местного самоуправления (9), осуществляющих управление в сфере образования, составило 435.
Непосредственно исполнение федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в Министерстве осуществляет отдел надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации (далее - отдел).
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования применяется единый порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц.
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц включает в себя такие процедуры как:
разработка и издание распорядительных актов о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
выбор вида проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
исчисление и соблюдение сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
соблюдение прав контролируемых лиц при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
составление ежегодного плана проведения Министерством плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
меры, принимаемые Министерством, по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц;
судебная практика.
Единообразность применения обязательных требований Министерством и должностными лицами основана на открытости деятельности Министерства, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Проведение Министерством профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Особенности составления и реализации плана проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2023 году
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Министерстве, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 1) и 2).
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с пунктом 7 Положения о контроле (надзоре) в сфере образования объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенного Министерством в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объектов контроля отнесенных к высокой категории риска нет, 6 объектов контроля отнесены к средней категории риска, 416 - к низкой категории риска.
С учетом изложенного, План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерством образования и науки Республики Адыгея на 2023 год не утвержден в связи с продлением действия моратория, ограничивающего перечень оснований для проведения проверок (постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336).
Информация об отсутствии Плана проверок на 2023 год размещена на официальном сайте Министерства.
На официальном сайте Министерства размещены также:
актуализированный перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный 17 июля 2023 г.;
информация: о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, профилактическом визите, объявлении предостережения;
о перечне индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
актуализированный в сентябре 2023 года исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Во исполнение требований части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ категорированные перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Министерства от 29.09.2023 г. N 1343 (с изменениями от 06.12.2023 г.), размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям, предупреждению нарушений приказом Министерства от 19 декабря 2022 года N 2296, была утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год, в которой основной акцент сделан на информирование, анализ правоприменительной практики и консультирование.
3. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году
3.1. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
С учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 ограничений (моратория) на проведение проверок плановые и внеплановые проверки Министерством в 2023 году не проводились.
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году Министерством проведено 8 наблюдений за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом (мониторинг безопасности).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году объявлено 74 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Результаты проведенных контрольных (надзорных) мероприятий опубликованы на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2023 году Министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2023, утвержденной приказом Министерства от 19 декабря 2022 года N 2296 и размещенной на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
При осуществлении государственного контроля (надзора) Министерством проведены следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование - 50;
б) обобщение правоприменительной практики - 1;
в) объявление предостережения - 74;
г) консультирование - 441;
д) профилактический визит -12.
В соответствии с Программой профилактики Министерством проведены публичные слушания по обобщению правоприменительной практики за 2022 год, обзор действующего законодательства в сфере образования.
Доклад о правоприменительной практике размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
Информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, осуществлялось посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Должностными лицами Министерства проводились консультирования контролируемых лиц и их представителей:
а) в виде устных разъяснений на личном приеме;
б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей.
Консультирования контролируемых лиц и их представителей осуществлялись по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе:
а) по порядку проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) по периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) по порядку принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) по порядку обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования;
д) по перечню обязательных требований.
В рамках профилактических мероприятий организовано и проведено 12 профилактических визитов в образовательные организации.
Сведения о запланированных и проведенных профилактических мероприятиях внесены в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (ЕРКНМ) (https://proverki.gov.ru).
Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля: при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования порядок рассмотрения жалобы установлен Положением N 997.
В соответствии с Положением N 997 жалоба на решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования, действие (бездействие) должностных лиц подается в соответствующий контрольный (надзорный) орган в сфере образования и рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования в рамках досудебного порядка подачи жалобы.
За отчетный период жалобы на действия (бездействия) должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, не поступали.
3.2. Типичные нарушения обязательных требований
В 2023 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерством проведено 8 наблюдений за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом (мониторинг безопасности), в ходе которых выявлено 74 нарушения.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году объявлено 74 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
К наиболее типичным нарушениям можно отнести следующие:
- образовательными организациями не выполняется требование о размещении на официальных сайтах образовательных организаций следующих обязательных сведений: об описании образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа или в виде активных ссылок (данное требование чаще всего не выполняется организациями дополнительного профессионального образования); о персональном составе педагогических работников с указанием наименования направления подготовки по специальности,
- невнесение или несвоевременное внесение сведений о документах об образовании (обучении) и (или) квалификации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
3.3. Сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования
По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований сведения вносились в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицам Министерством в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации: после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия давались рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выдавались предостережения.
4. Выводы и предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации
Выводы: Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования соответствовало установленным требованиям. Перенос акцента с контрольных (надзорных) мероприятий на профилактику нарушений обязательных требований способствует повышению правовой культуры руководителей образовательных организаций, стимулированию добросовестности и повышению доверия к государственной политике, регулирующей контрольную (надзорную) деятельность.
Предложения: Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Однако указанным законом не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, предусмотрев обязанность контролируемых лиц предоставлять информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 6 марта 2024 г. N 278 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике при осуществлении Министерством образования и науки Республики Адыгея федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году"
Вступает в силу с 6 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный Интернет-сайт исполнительных органов Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 7 марта 2024 г.