г. Краснодар |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А32-58295/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - Васильева М.Ю. (доверенность от 09.01.2024), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю - Шавырина В.В. (доверенность от 18.03.2024), Губаревой Н.Н. (доверенность от 20.12.2023), рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 по делу N А32-58295/2022, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным представления от 18.08.2022 N 18-22-12/130-ДСП в части обязания возврата фондом средств межбюджетного трансферта в бюджет Ставропольского края.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2023, оставленным без изменения в постановлением суда апелляционной инстанции от 17.04.2024, в удовлетворении требования отказано по мотиву нецелевого использования фондом средств территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - терпрограмма, ОМС), финансируемых за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и федерального бюджета - бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Ставропольского края, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), - оплате в 2021 году вместо предусмотренных 54 500 случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц и фактическом оказании помощи в 44 218 случаях (на 10 282 случаев меньше от финансированных (на 18,8 процентов менее)). Требование о возврате фондом в бюджет Ставропольского края для последующего перечисления в ФОМС и федеральный бюджет межбюджетного трансферта признано законным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился фонд, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить его требование по мотиву неисполнимости представления, нарушения пункта 18 Федерального стандарта N 1095, пункта 56 Федерального стандарта N 1235, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2020 N 340н, о формах документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе форма представления органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (приложение N 3 к приказу). Расчет суммы подлежащих возврату средств, подлежащих возврату, произведен без учета ранее возвращенных средств в целях определения итогового размера межбюджетного трансферта.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебное заседание провести в его отсутствие.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что управление в соответствии с приказом от 07.02.2022 N 27-к/р, пунктом 3 плана контрольных мероприятий управления в финансово-бюджетной сфере на 2022 год с 09.02.2021 по 26.05.2022 провело плановую выездную проверку расходования фондом с 2021, 2022 годах средств терфонда ОМС Ставропольского края по терпрограмме ОМС, финансируемых за счет межбюджетных трансфертом из ФОМС и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы ОМС. Проверка проведена по пункту 49 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, по ее результатам управление составило акт от 03.06.2022, где зафиксировало нарушение фондом пункта 12 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125, постановление N 1125, программа), пункта 8 Порядка предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края бюджету фонда на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 06.08.2021 N 398-п (далее - Программа N 398-п), приложения N 2 к Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-381 (далее - Соглашение).
Управление выявило, что фонд не обеспечил достижение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации терпрограммы ОМС по количеству оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (54 500 единиц) - оплатив 44 218 случаев (отклонение от планового значения на 10 282 случай или 18,8 %), и израсходовав полученный от Ставропольского края из бюджета ФОМС и федерального бюджета по Постановлению N 1125 трансферт на меньшее от предусмотренного им число случаев оказания случаев оказания медицинской помощи. Ссылаясь на статьи 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункты 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Постановление, Стандарт N 1095), управление внесло фонду представление от 18.08.2022 N 18-22-12/130-ДСП об устранении нарушения и возврате средств в бюджет Ставропольского края для последующего перечисления в федеральный бюджет в размере, определенном в соответствии с пунктом 15 Правил N 1125, принятии мер по устранению причин и условий названного нарушения до 01.04.2023. Фонд обжаловал представление в части возврата межбюджетного трансферта в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд правомерно установил и материалами дела подтверждается, что фонд оплатил вместо предусмотренных программой 54 500 случаев оказания медицинской помощи 44 218 случая (отклонение от планового значения на 10 282 случай или 18,8 %), израсходовав на оказание предусмотренных программой N 1125 случаев на меньшее от предусмотренного им числа оказания медицинской помощи.
Величина межбюджетного трансферта (53 062 300 рублей) определена с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 3957-р - вместо первоначально планируемых в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации N 1768-р Ставропольскому краю 34 706 400 рублей (54 500 случаев) с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации Распоряжение от 30.06.2021 N 1768-р по программе из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году Ставропольскому краю направлено 34 706 400 тыс. рублей (Закон Ставропольского края от 10.12.2020 N 145-кз "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Правила N 1125), объем иного межбюджетного трансферта составил 34 706 400 рублей (код главного распорядителя средств федерального бюджета 056, раздел 09, подраздел 09, целевая статья 01 К 10 56220, вид расходов 540. Иные Соглашения, кроме 03.08.2021 N 056-17-2021-381, об изменении целевого показателя или увеличения объема средств не заключались.
Пунктом 4.3.3 Соглашения установлена обязанность Правительства Ставропольского края обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта. Уполномоченным органом, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения и представление отчетности, является Министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - Министерство) (пункт 6.1.1 Соглашения). В соответствии с пунктом 9 Правил N 1125 перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации. Согласно пункту 8 Порядка N 398-п фонд представляет Министерству здравоохранения Ставропольского края, который является главным распорядителем средств, отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты. Результат предоставления межбюджетных трансфертов соответствует результату предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, устанавливаемому соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, заключаемым между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Ставропольского края. Соглашением установлено, что фонд на 31.12.2021 должен достичь значение результата предоставления межбюджетных трансфертов, что он до первого дня представления отчетности о достижении такого показателя в 2022 году не выполнил. В связи с этим межбюджетные трансферты подлежат возврату фондом в краевой бюджет в размере, определяемом по формуле, приведенной в пункте 15 Правил N 1125. На основании заявки фонда от 10.08.2021 N 03/03-210, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации, Минздрав Ставропольского края перечислил фонду по терпрограмме ОМС за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации платежным поручением от 23.08.2021 N 6467 34 706 400 рублей (средства иного межбюджетного трансферта) для достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, устанавливаемого соглашением об их предоставлении. Письмом от 13.04.2023 N 00-10-21-2-04/5265 уточнен источник возврата средств иного межбюджетного трансферта.
Правильно установив перечисленные обстоятельства, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, суд, проверяя доводы фонда о неверном определении расчета управлением, обоснованно указал, что размер подлежащих возврату средств соответствует формуле определения их величины, установлена Правилами N 1125, обязательной для применения. ФОМС также рассчитал по Правилам N 1125 и размер подлежащих возврату фондом в бюджет Ставропольского края для последующего перечисления в федеральный бюджет и довел его до сведения фонда письмом от 03.02.2023 N 00-10-21-1-06/1480.
Установленные судом обстоятельства соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на полной и всесторонней их исследовании и оценке, а также правильном применении к ним пункта 3 статьи 265, пунктов 1, 2 статьи 266.1, пункта 3 статьи 269.2, пунктов 1, 2 статьи 269.2, статьи 270.2 Бюджетного кодекса, пунктов 3, 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208, Приложением N 11 к Приказу Федерального казначейства от 01.06.2021 N 174 " Об утверждении Регламента внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по планированию контрольной деятельности", пункта 3 Плана контрольных мероприятий управления, пункта 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, пункта 11 Стандарта N 1095. Представление в оспариваемой части принято управлением в рамках своей компетенции, с соблюдением установленного порядка его вынесения и обязательно для исполнения объектом контроля, права проверяемого лица не нарушены. Фонд нарушил условий и обязательств, установленных при предоставлении межбюджетного трансферта. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 по делу N А32-58295/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные судом обстоятельства соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на полной и всесторонней их исследовании и оценке, а также правильном применении к ним пункта 3 статьи 265, пунктов 1, 2 статьи 266.1, пункта 3 статьи 269.2, пунктов 1, 2 статьи 269.2, статьи 270.2 Бюджетного кодекса, пунктов 3, 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208, Приложением N 11 к Приказу Федерального казначейства от 01.06.2021 N 174 " Об утверждении Регламента внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по планированию контрольной деятельности", пункта 3 Плана контрольных мероприятий управления, пункта 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, пункта 11 Стандарта N 1095. Представление в оспариваемой части принято управлением в рамках своей компетенции, с соблюдением установленного порядка его вынесения и обязательно для исполнения объектом контроля, права проверяемого лица не нарушены. Фонд нарушил условий и обязательств, установленных при предоставлении межбюджетного трансферта. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в обжалуемой части не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2024 г. N Ф08-5161/24 по делу N А32-58295/2022
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5161/2024
17.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3592/2024
08.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-58295/2022
13.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3905/2023