г. Краснодар |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А32-62285/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Отдела Министерства внутренних дел России по Белореченскому району Краснодарского края (ИНН 2303013299 ОГРН 1022300714578), заинтересованного лица - обществу с ограниченной ответственностью "Мажор" (ИНН 0105079174 ОГРН 1170105003243), рассмотрев кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Белореченскому району Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А32-62285/2023, установил следующее.
Отдел Министерства внутренних дел России по Белореченскому району Краснодарского края (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мажор" (далее - общество) к ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда первой инстанции от 27.12.2023 общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа за нарушение лицензионных требований и условий в аптечном пункте, выразившееся в реализации при проверочной закупке без рецепта врача лекарственного препарата для медицинского применения "Габапентин Канон" в количестве 4 блистеров по 10 таблеток в каждом блистере, что охватывается признаками состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса. Суд первой инстанции счел доказанными наличие события, состава правонарушения, вину общества в совершении вмененных ему деяний, а совершенное обществом общественно-опасным, посягающим не только на установленный порядок управления в сфере предпринимательской деятельности, но и нарушающим публичные интересы.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции от 27.12.2023 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Суд апелляционной инстанции счел недоказанными событие правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился отдел, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе. Указывает, что судебная коллегия не учла характер и опасность совершенного обществом правонарушения, нарушила правила оценки имеющихся в материалах дела доказательств, что повлекло не только избежание ответственности в виновного в совершении общественно-опасного нарушения, но и нарушило публично-значимые интересы, исключило пресечение правонарушения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению исходя из имеющихся у кассационной инстанции полномочий не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 11.09.2020 N Л042-01126-23/00262436, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края. Третьего октября 2023 года оперативным дежурным отдела по сообщению анонимного источника по имени Максим о продаже в аптеке по улице 40 лет ВЛКСМ дом 129-б продаются наркотические вещества, составлен рапорт, который зарегистрирован в КУСП под номером 17053. Начальником отделения за оборотом наркотиков отдела составлено постановление от 04.10.2023 о проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) оперативный эксперимент в целях выявления и пресечения преступной деятельности аптечного пункта общества, а также получения образцов и определения вещества. К участив в ОРМ в качестве покупателя привлечен гражданин ***. Согласно плану проведения ОРМ в рамках КУСП 17053 (пункт 3) решено обеспечить лицо, выступающее в роли покупателя наркотических средств денежными средствами и техническими средствами, необходимыми для обеспечения доказательств преступной деятельности фигурантов. Четвертого октября 2023 года гражданин *** подал начальнику отдела заявление о даче согласия на использование своих денежных средств в сумме 1 200 рублей (три купюры - 1 номиналом 1000 рублей, 2 купюры номиналом по 100 рублей) с целью выявления противоправных действий в аптеке общества, расположенной по адресу: ул.40 лет ВЛКСМ д. 129-б. Четвертого октября 2023 года гражданин *** подал начальнику отдела заявление о добровольной выдаче четырех блистеров с таблетками зеленого цвета, на которых имеется надпись "Габапентин Канон" капсулы 300 мг., три блистер тары по 15 таблеток, один блистер 5 таблеток, общий объём таблеток 50 штук. Названные таблетки он приобрел в аптеке общества, расположенной по адресу: ул.40 лет ВЛКСМ д. 129-б за 1 100 рублей. В тот же день оперуполномоченным отдела составлен акт добровольной выдачи четырех блистеров с таблетками зеленого цвета на которых имеется надпись "Габапентин Канон" капсулы 300 мг., общий объем таблеток 50 штук.
Оперуполномоченным отдела составлен акт от 04.10.2023 о проведения ОРМ, согласно которому гражданин *** 04.10.2023 в период 12 час. 39 мин - 12 час. 40 мин. приобрел в аптеке общества четыре блистера с капсулами зеленого цвета. Оперуполномоченным отдела проведён осмотр (04.10.2023 в13 час. 03 мин. - 13 час. 55 мин) места происшествия в аптеке общества. В ходе осмотра обнаружены денежные средства в общей сумме 2 410 рублей. Продавец Хабитова Т.В. добровольно выдала при осмотре один блистер с надписью "Габапентин Канон", в котором отсутствовали таблетки и две купюры номиналом по 100 рублей каждая. Наркотических и сильнодействующих веществ по месту осмотра не обнаружено. Пятого октября 2023 года добровольно выданные гражданину *** четыре блистера с капсулами зеленого цвета переданы на исследование, по результатам которого эксперт в заключении N 317-Э указал, что наркотических, сильнодействующих или психотропных веществ в пределах чувствительности использованного метода в капсулах не выявлено. Перечисленные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом отдела 07.11.2023 протокола N 21-155921 об административном правонарушении по факту реализации обществом лекарственного препарата "Габапентин" без рецепта врача по признакам части 4 статьи 14.1 Кодекса и передачи материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд по правилам статьи 23.1 Кодекса, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для привлечения общества к ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Примечанием к этой статье установлено, что признаки грубого нарушения устанавливаются Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности, объективная сторона характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий, субъектами - лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьёй, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Статьей 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья. Защита прав человека и гражданина реализуется государством посредством государственного контроля, в том числе лицензионного. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Статья 2 Закона N 99-ФЗ устанавливает, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
При прохождении процедуры лицензирования лицензирующий орган выполняет проверку полноты и достоверности представленных соискателем лицензии документов, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ). Лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования, то есть предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании определено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если: - на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
- на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, Порядок отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов (зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66142) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту. Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Суд первой инстанции согласился с доводами отдела о грубом нарушении обществом лицензионных требований и условий по месту осуществления лицензируемой деятельности - в аптеке, расположенной по месту осуществления фармацевтической деятельности: Краснодарский кр. г. Белореченск ул. 40 лет ВЛКСМ д.129-б, - без рецепта врача реализован лекарственного препарата для медицинского применения "Габапентин канон" в количестве четырех блистеров по 10 таблеток в каждом блистере, что подтверждается объяснениями гражданина ***. По анонимному сообщению о продаже обществом наркотических средств в аптеке отдел зарегистрировал 03.10.2023 материал в КУСП N 117053. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 07.11.2023 N 21-155921 об административном правонарушении.
Признавая ошибочными выводы суда первой инстанции о представлении отделом доказательств совершения обществом вмененного ему правонарушения, суд апелляционной инстанции сослался на часть 1 статьи 26.1, часть 1 статьи 28.2, части 1 и 3 статьи 28.6 Кодекса, и счел недоказанным реализацию обществом 04.10.2023 гражданину *** лекарственного препарата "Габапентин Канон" (четыре блистера по 50 таблеток).
При рассмотрении жалобы кассационная инстанция учитывает, что в рамках арбитражного судопроизводства на основании требований законности и справедливости - с учетом объективной повышенной сложности рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, зачастую оказывающей воздействие на увеличение временных рамок исследования всех юридически значимых обстоятельств в условиях, когда Кодекс не предусматривает возможности восстановления или продления определенных им сроков давности, - допускается возможность в установленной судебной процедуре восстановить действие принятого в пределах срока давности решения о привлечении к административной ответственности, признанного незаконным в силу судебной ошибки. В таких случаях вышестоящий суд, осуществляющий по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверку актов, принятых арбитражным судом, не привлекает заново юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, а лишь осуществляет в пределах компетенции контроль за законностью ранее принятых судебных актов нижестоящего арбитражного суда, в том числе в части соблюдения сроков давности привлечения к административной ответственности. При этом, по смыслу действующего регулирования в сфере законодательства об административных правонарушениях на этапе проверки вышестоящим судом законности судебных актов, недопустимо усиление наказания либо иное ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности, по сравнению с решением о привлечении к административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 N 2356-О, 17.05.2022 N 1134-О, 29.09.2022 N 2580-О).
Поскольку срок давности привлечения общества к ответственности истек, правонарушитель не настаивает на своей невиновности, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А32-62285/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении жалобы кассационная инстанция учитывает, что в рамках арбитражного судопроизводства на основании требований законности и справедливости - с учетом объективной повышенной сложности рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, зачастую оказывающей воздействие на увеличение временных рамок исследования всех юридически значимых обстоятельств в условиях, когда Кодекс не предусматривает возможности восстановления или продления определенных им сроков давности, - допускается возможность в установленной судебной процедуре восстановить действие принятого в пределах срока давности решения о привлечении к административной ответственности, признанного незаконным в силу судебной ошибки. В таких случаях вышестоящий суд, осуществляющий по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверку актов, принятых арбитражным судом, не привлекает заново юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, а лишь осуществляет в пределах компетенции контроль за законностью ранее принятых судебных актов нижестоящего арбитражного суда, в том числе в части соблюдения сроков давности привлечения к административной ответственности. При этом, по смыслу действующего регулирования в сфере законодательства об административных правонарушениях на этапе проверки вышестоящим судом законности судебных актов, недопустимо усиление наказания либо иное ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности, по сравнению с решением о привлечении к административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 N 2356-О, 17.05.2022 N 1134-О, 29.09.2022 N 2580-О)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2024 г. N Ф08-5267/24 по делу N А32-62285/2023