г. Краснодар |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А63-4850/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Управления ставропольского края - Государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А63-4850/2023, установил.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) о признании незаконным постановления от 14.03.2023 N 61-ю о взыскании 5 тыс. рублей штрафа по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами по фактам планового отключения электроснабжения по адресу Ставропольский кр. г. Минеральные Воды ул. Пятигорская д.68.
Решением суда от 13.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2024, заявление удовлетворено по мотиву отсутствия в действиях общества состава правонарушения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требования. Считает правомерным привлечение предприятия к ответственности, так как в силу пункта 9 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, при этом перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, в случае если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающих безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан. В связи с тем, что закон не регулирует в отношении индивидуальных жилых домов эти особенности, пункт 9 Приложения N 1 Правил N 354 применим по аналогии и к индивидуальным жилым домам. Отключение электрической энергии повлекло за собой невозможность использования абонентом электрической энергии для дальнейшего получения индивидуального отопления в жилом доме в отопительный период.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы жалобы и отзыва на неё, считает ее подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в связи с поступившими в инспекцию из аппарата Правительства Ставропольского края обращениями от 31.11.2022 N 13083-Э-С-1, от 30.11.2022 N 6180-ТД-С-5 о ненадлежащем оказании услуг энергоснабжения по адресу Ставропольский кр. г. Минеральные Воды ул. Пятигорская д. 68 решением от 12.01.2023 N 106649 назначена внеплановая документарная проверка предприятия в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора в части соблюдения энергоснабжающей организацией требований и норм жилищного законодательства. По результатам проверки инспекция составила акт от 27.01.2023, где зафиксировала нарушение предприятием обязательных требований, выразившихся в том, что имевшие место плановые работы, повлекшие отключение электроснабжения, проводились в отопительный период. Вместе с тем, согласно пункту 9 Приложения N 1 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, при этом перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, в случае если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающих безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан. Инспекция 09.02.2023 в отношении предприятия составила протокол об административном правонарушении N 106649Ю по статье 7.23 Кодекса, постановлением от 14.03.2023 N 61-Ю привлекала предприятие к ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде взыскания 5 тыс. рублей штрафа, где вменила предприятию несоблюдение пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 и отметила, что температура воздуха в помещении является одним из важнейших условий безопасного проживания граждан; перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не допускается, так как в индивидуальных жилых домах потребители имеют энергозависимое оборудование в целях обеспечения коммунальной услуги по отоплению, обеспечивающего безопасные условия проживания граждан. Предприятие обжаловало постановление инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, суд правомерно указал, что статья 7.23 Кодекса устанавливает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом и другими законами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с требованиями пункта 9 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 электроснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качестве коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В Приложении N 1 к Правилам N 354 указано, что при предоставлении коммунальных услуг должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии одного источника питания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые определяют общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обусловливает категория надежности. Для каждой категории надежности определено допустимое часов отключения в год. Согласно пункту 31 (6) Правил N 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) Правил N 861 и не оспаривается участниками дела, отнесены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии (жилой дом), допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Суд установил, что предприятие является энергосбытовой организацией, поставляющей коммунальный ресурс в индивидуальные жилые дома (исполнителем коммунальной услуги); в жилом доме отсутствовало электроснабжение в следующие периоды: с 17.11.2022 по 05.12.2022 (17.11.2022 с 13:00 до 16:00, 25.11.2022 с 09:10 до 17:00, 01.12.2022 с 13:20 до 16:00) - плановые отключения для безопасного выполнения работ силами подрядной организации в рамках инвестиционной программы на 2022 год по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП-47 по ул. Пятигорская; 06.10.2022 с 14:05 до 15:10 - аварийное отключение Ф-608 ПС "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-3; 10.10.2022 с 09:55 до 12:01 - аварийное отключение Ф-608 "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-2, КЛ-6кВ РПФ-624; 25.11.2022 с 09:27 до 10:49- аварийное отключение Ф-608 ПС "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-3. Из изложенного следует, что суммарный перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в индивидуальном жилом доме в указанные периоды не превышал более 72 часов и не более 24 часов подряд.
Как указано ранее, для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) Правил N 861, отнесены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии (жилой дом), допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд.
Материалами дела не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса. Число часов отключения в год составило в пределах нормы - не более 72 часа и не более 24 часов подряд. Доказательства наличия перерывов в энергоснабжении в иные периоды в материалы дела не представлены, протоколом об административном правонарушении не зафиксировано.
В силу статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. 7 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В рассматриваемом случае, как правильно отметил суд, вопрос установления виновных действий (бездействия) предприятия в отношении спорного потребителя коммунальной услуги (электроснабжение) инспекция не исследовала. Из содержания оспариваемого постановления неясно, какие действия предприятие могло и должно было произвести, но не и не выполнило в целях недопущения совершения вмененного правонарушения. Инспекция также не исследовало реальную и техническую возможность предприятия по обеспечению бесперебойного снабжения электроэнергией жителей по спорному домовладению.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А63-4850/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. 7 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В рассматриваемом случае, как правильно отметил суд, вопрос установления виновных действий (бездействия) предприятия в отношении спорного потребителя коммунальной услуги (электроснабжение) инспекция не исследовала. Из содержания оспариваемого постановления неясно, какие действия предприятие могло и должно было произвести, но не и не выполнило в целях недопущения совершения вмененного правонарушения. Инспекция также не исследовало реальную и техническую возможность предприятия по обеспечению бесперебойного снабжения электроэнергией жителей по спорному домовладению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2024 г. N Ф08-4906/24 по делу N А63-4850/2023