г. Ессентуки |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А63-4850/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2023 по делу N А63-4850/2023, принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь (ОГРН 1022601972909, ИНН 2632047085) к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь (ОГРН 1082635013670, ИНН 2636055320) об оспаривании постановления о назначении административного наказания, при участии в судебном заседании представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" Синещековой А.Н. (доверенность от 20.12.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - госжилинспекция, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 14.03.2023 N 61-ю о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., вынесенного по фактам планового отключения электроснабжения по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Пятигорская, д.68.
Решением суда от 14.08.2023 заявление ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" удовлетворено. Суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, госжилинспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, так как согласно требований пункта 9 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, при этом перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, в случае если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающих безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан. В связи с тем, что действующее законодательство не содержит указанные нормы в отношении индивидуальных жилых домов, в данном случае, управление полагает, что требования пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 по аналогии применимо и к индивидуальным жилым домам. Таким образом, отключение электрической энергии повлекло за собой невозможность использования абонентом электрической энергии для дальнейшего получения индивидуального отопления в жилом доме в отопительный период.
В судебном заседании представитель общества полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвовавших в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2023 по делу N А63-4850/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступившими в жилищную инспекцию из аппарата Правительства Ставропольского края обращениями от 31.11.2022 N 13083-Э-С-1, от 30.11.2022 N 6180-ТД-С-5 по вопросу ненадлежащего предоставления электрической энергии по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Пятигорская, д. 68 должностным лицом управления принято решение от 12.01.2023 N 106649 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, в том числе по соблюдению энергоснабжающей организацией требований и норм действующего жилищного законодательства.
По результатам проверки административным органом был составлен акт от 27.01.2023, согласно которому контролирующий орган установил нарушение предприятием обязательных требований, выразившихся в том, что имевшие место плановые работы, повлекшие отключения электроснабжения, проводились в отопительный период, вместе с тем согласно пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, при этом перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, в случае если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающих безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Административным органом 09.02.2023 в отношении ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" был оформлен протокол об административном правонарушении N 106649Ю, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Протокол составлен жилищной инспекцией в присутствии представителя общества, которым в объяснениях указано на наличие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Постановлением от 14.03.2023 N 61-Ю ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб.
В протоколе об административном правонарушении и в постановлении жилищная инспекция сослалась на пункт 9 Приложения N 1 Правил N 354 и указала, что температура воздуха в помещении является одним из важнейших условий безопасного проживания граждан; перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не допускается, так как в индивидуальных жилых домах потребители имеют энергозависимое оборудование в целях обеспечения коммунальной услуги по отоплению, обеспечивающего безопасные условия проживания граждан.
Не согласившись с постановлением, предприятие в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 9 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 электроснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качестве коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В Приложении N 1 к Правилам N 354 указано, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Правила N 861 определяют общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обусловливает категория надежности. Для каждой категории надежности определено допустимое часов отключения в год.
Согласно пункту 31 (6) Правил 861, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) данных Правил и не оспаривается участниками процесса, отнесены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии (жилой дом), допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Судом первой инстанции установлено, что предприятие является энергосбытовой организацией, поставляющей коммунальный ресурс в индивидуальные жилые дома (исполнителем коммунальной услуги); в жилом доме отсутствовало электроснабжение в следующие периоды:
- с 17.11.2022 по 05.12.2022 (17.11.2022 с 13:00 до 16:00, 25.11.2022 с 09:10 до 17:00, 01.12.2022 с 13:20 до 16:00) - плановые отключения для безопасного выполнения работ силами подрядной организации в рамках инвестиционной программы на 2022 год по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП-47 по ул. Пятигорская;
- 06.10.2022 с 14:05 до 15:10 - аварийное отключение Ф-608 ПС "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-3;
- 10.10.2022 с 09:55 до 12:01- аварийное отключение Ф-608 "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-2, КЛ-6кВ РП Ф-624;
- 25.11.2022 с 09:27 до 10:49- аварийное отключение Ф-608 ПС "Минводы-2" по причине повреждения КЛ-6кВ РП-7-РП-3.
Из изложенного следует, что суммарный перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в индивидуальном жилом доме в указанные периоды не превышал не более 72 часа, и не более 24 часов подряд.
Как указано ранее, для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) Правил N 861 отнесены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии (жилой дом), допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно заключил, что материалами дела не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Число часов отключения в год составило в пределах нормы - не более 72 часа, и не более 24 часов подряд.
Доказательств наличия перерывов в энергоснабжении в иные периоды в материалы дела не представлено, протоколом об административном правонарушении не зафиксировано.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном случае, как правильно отмечено судом первой инстанции, вопрос установления виновных действий (бездействия) предприятия в отношении спорного потребителя коммунальной услуги (электроснабжение) административным органом не исследован. Так, из содержания оспариваемого постановления не ясно, какие действия предприятие могло и должно было произвести, но не произвело в целях недопущения совершения вменяемого административного правонарушения.
Административным органом также не исследована реальная и техническая возможность предприятия по обеспечению бесперебойного снабжения электроэнергией жителей по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Пятигорская, д. 68.
Таким образом, поскольку у госжилинспекции отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности, то постановление от 14.03.2023 N 61-ю о назначении административного наказания ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2024 по делу N А63-4848/2023.
Доводы апеллянта основаны на неверном толковании норм материального права, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2023 по делу N А63-4850/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.08.2023 по делу N А63-4850/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4850/2023
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКОММУНЭЛЕКТРО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВЭЛЕКТРОСЕТЬ"