г. Краснодар |
|
11 июля 2024 г. |
Дело N А53-47010/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - финансового управляющего Борохова Юлиана Альбертовича, заинтересованного лица - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500 ОГРН 1026103173172), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Звягинцева Евгения Андреевича, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 05028 6, 050309, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу N А53-47010/2023, установил следующее.
Финансовый управляющий Борохов Юлиан Альбертович (далее - управляющий) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 29.11.2023 N 061/10/18.1- 4230/2023 по результатам рассмотрения жалобы Звягинцева Е.А. на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров. К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Звягинцев Евгений Андреевич.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2024, оставленным без изменения в постановлением суда апелляционной инстанции от 08.05.2024, требование удовлетворено, продажа имущества физического лица, признанного банкротом, не повлияла на ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось управление, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требования. Считает ошибочным вывод о неприменении к спорным торгам форм антимонопольного контроля, установленных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзыве на жалобу управляющий просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2022 по делу N А53-35671/2022 Антонов Александр Юрьевич (ИНН 610999181648) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Борохов Ю.А., 21.09.2023 на официальном сайте в сети Интернет в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатор торгов опубликовал сообщение N 12506926 о проведении торгов в форме открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества Антонова Александра Юрьевича. Предмет торгов: лот N 1 - автомобиль SKODA FABIA COMBI 1.4 TDI, 2008 года выпуска, серебристого цвета, VEST TMBFE25J083191390, модель, номер двигателя 397820, мощность двигателя л.с. (кВт) 51 (69), объём двигателя 1422, ГРЗ 0560АК761, ПТС серии 31 TP, N 45068, дата выдачи ПТС 27.10.2011. Прием заявок осуществляется с 22.09.2023 (10 час. 00 мин.) по 26.10.2023 (18 час. 00 мин.), дата проведения торгов 02.11.2023 (11 час. 00 мин.). В соответствии с протоколом от 01.11.2023 N 106634-1 об определении участников торгов и протоколом от 02.11.2023 N 106634-1 о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 к участию в торгах допущен только один участник Звягинцев Е.А., представленная им заявка соответствовала условиям торгов, допущена к участию и содержала предложение о приобретении имущества должника по цене не ниже установленной начальной цены его продажи (315 тыс. рублей). В связи с допуском к участию в торгах единственного участника, с учетом пункта 17 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495, торги признаны несостоявшимися и управляющий приступил к проведению следующих торгов в форме публичного предложения. 02.11.2023 на официальном сайте в сети Интернет в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов было опубликовано сообщение N 12862707 о проведении торгов в форме публичного предложения с открытой формой подачи предложений о цене имущества Антонова Александра Юрьевича. Предмет торгов:
лот N 1 - автомобиль SKODA FABIA COMBI 1.4 TDI, 2008 года выпуска, серебристого цвета, VIN TMBFE25J083191390, модель, номер двигателя 397820, мощность двигателя л.с. (кВт) 51 (69), объём двигателя 1422, ГРЗ 0560АК761, ПТС серии 31 TP, N 450868, дата выдачи ПТС 27.10.2011. Приём заявок осуществляется с 03.11.2023 (10 час. 00 мин.) по 22.12.2023 (18 час. 00 мин.), дата проведения торгов 22.12.2023 (18 час. 00 мин.).
В соответствии с протоколом N 110561 об определении участников торгов от 17.11.2023 и протоколом от 17.11.2023 N 110561 о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 к участию в торгах допущен один участник и впоследствии признан победителем Вашурин Е.С. (ценовое предложение 320 111 рублей), 17.11.2023 организатор торгов подписал итоговый протокол по результатам публичных торгов, 20.11.2023 с победителем торгов Вашуриным Е.С. подписан договор купли-продажи.
Шестнадцатого ноября 2023 года в управление поступила жалоба Звягинцева Е.А. на неправомерные действия организатора торгов при организации и проведении электронных торгов в форме публичного предложения о цене по реализации имущества должника Антонова А.Ю. (сообщение в ЕФРСБ от 02.11.2023 N 12862707, предмет торгов: лот N 1 автомобиль SKODA FABIA COMBI 1.4 TDI, 2008 года выпуска, серебристого цвета, VTN TMBFE25J083191390, модель, номер двигателя 397820, мощность двигателя л.с. (кВт) 51 (69), объём двигателя 1422, ГРЗ 0560АК761, ПТС серии 31 TP, N 450868, дата выдачи ПТС 27.10.2011). По результатам рассмотрения жалобы Звягинцева Е.А. управление 29.11.2023 приняло решение по делу N 061/10/18.1-4230/2023, жалоба признана обоснованной, организатор торгов, - нарушившим пункт 12 статьи 110 Закона N 127-ФЗ.
Удовлетворяя требование, суд правомерно сослался на пункт 42 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ, наделяющий антимонопольные органы полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьёй 18.1 Закона N 135-ФЗ. Статьи 18.1 и 23 Кодекса регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами, из части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ следует, что он допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"). Таким образом, антимонопольный контроль за торгами, в том числе за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определённых торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках. К таким торгам, относятся проводимые по правилам Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", где обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок. Реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве, между тем, подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полному удовлетворению требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац 16 статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона N 127-ФЗ). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247). С учетом изложенного, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, суд правомерно отметил, что в рассматриваемом случае проводимые в рамках процедуре банкротства торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве. Осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дела о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона N 135-ФЗ.
Спорные торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к Антонову А.Ю., доказательства влияния продажи его имущества каким-либо образом на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке в материалы дела не представлены. На основании совокупности установленных по делу обстоятельств, решение управления по результатам рассмотрения жалобы Звягинцева Е.А. на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров не основано на нормах Закона N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы управляющего как лица, уполномоченного на участие в деле о банкротстве Антонова А.Ю..
Выводы суда об установленных им обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу N А53-47010/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, суд правомерно отметил, что в рассматриваемом случае проводимые в рамках процедуре банкротства торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве. Осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дела о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона N 135-ФЗ.
Спорные торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к Антонову А.Ю., доказательства влияния продажи его имущества каким-либо образом на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке в материалы дела не представлены. На основании совокупности установленных по делу обстоятельств, решение управления по результатам рассмотрения жалобы Звягинцева Е.А. на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров не основано на нормах Закона N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы управляющего как лица, уполномоченного на участие в деле о банкротстве Антонова А.Ю.."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2024 г. N Ф08-5516/24 по делу N А53-47010/2023