г. Краснодар |
|
24 июля 2024 г. |
Дело N А63-8785/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А63-8785/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970; далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шереметову Рафаэлю Мухарбиевичу (ИНН 261804501838, ОГРНИП 305261835600012; далее - предприниматель) о взыскании в бюджет Ставропольского края выплаченной суммы гранта в размере 720 588 рублей 60 копеек (с учетом уточнения первоначальных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Ставропольского края (ИНН 2634805055, ОГРН 1122651007852; далее - Счетная палата).
Решением суда от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью министерством оснований возврата оставшейся части гранта; указанная сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам спора. Податель жалобы ссылается на то, что предприниматель не реализовал бизнес-план и не выполнил главное условие о создании семейной фермы.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенных мероприятий предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края 26.08.2019 министерство и предприниматель заключили соглашение от 26.08.2019 N 08219PLN000212190178/017 (далее - соглашение от 26.08.2019), в соответствии с которым предпринимателю предоставлен грант в размере 23 843 400 рублей на развитие семейной животноводческой фермы. Средства гранта в указанном размере зачислены платежным поручением от 30.08.2019 N 824336. Предоставление денежных средств (грант, субсидия) осуществлялось министерством в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п, которым утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, регулирующий в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), предоставление субсидий из бюджета Ставропольского края.
Счетной палатой проведена выездная проверка осуществления расходов средств федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2018 N 620-п
Об утверждении государственной программы Ставропольского края
Развитие сельского хозяйства
. В ходе проверки выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт невыполнения предпринимателем условий предоставления субсидии.
В адрес министерства направлено представление Счетной палаты, в котором указано на обязанность принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений, а также по возврату в доход краевого бюджета главами КФХ неправомерно использованных денежных средств.
В соответствии с указанным представлением министерство направило в адрес предпринимателя претензию с требованием возвратить предоставленные бюджетные средства, а также указало, что в случае отказа от добровольного возврата средств министерство будет вынуждено обратиться в суд.
Неисполнение предпринимателем требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением. В качестве основания взыскания денежных средств министерство указывает, что в нарушение пункта 17 Порядка N 185-п (в ред. 30.07.2019) соглашение не содержит данных о целевых показателях предоставления гранта.
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 38, 78, 162 Бюджетного кодекса, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О, от 09.06.2022 N 1451-О.
Суды установили, что в пункте 1.2 соглашения от 26.08.2019 указано, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат на цели, предусмотренные пунктом 5 Порядка предоставления гранта. Материалами дела подтверждается, что имеющаяся ссылка на пункт 5 Порядка N 185-п дает возможность ознакомиться с целями предоставления гранта в полном объеме: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной фермы; приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация семейной фермы; приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейной фермы и объектов по переработке продукции животноводства оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для растениеводства), а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных. Планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы предпринимателя предусмотрены: разработка проектной документации строительства, строительство коровника, строительство навеса для содержания молодняка, строительство навеса для производства и хранения кормов, строительство помещения по переработке молока; приобретение комплекта оборудования для переработки продукции животноводства, гранулятора кормов, дробилки зерновой, племенных нетелей молочных пород, доильной установки, трактора, охладителя молока, измельчителя-смесителя раздатчика кормов.
Учитывая изложенное, суды сделали вывод о том, что цели расходов предпринимателя соответствуют целям, предусмотренным законом для выделения гранта. Кроме того, соглашение заключено министерством и предпринимателем исходя из типовой формы, предложенной самим министерством, поэтому вменять стороне соглашения в качестве нарушения отсутствие в нем отдельных положений недопустимо. Отсутствие в соглашении целевых показателей не является достаточным для расторжения указанного соглашения. Суды установили соответствие целей расходов предпринимателя целям, предусмотренным законом для выделения гранта, что подтверждается материалами дела. Предпринимателем не допущено существенных нарушений условий соглашения (договора), в том числе нецелевого расходования средств гранта.
По результатам проверки Счетной палаты установлено, что 30.08.2019 предпринимателем и ООО "Мастер Кровли Пятигорск" заключен договор строительного подряда N 08219PLN000212190178/017/1 (далее - договор подряда) на возведение навеса для содержания молодняка по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, пер. Ясный, д.12 в два этапа. Общая стоимость работ - 6 405 443 рубля 53 копейки, оплата осуществляется в размере 2 562 177 рублей 41 копейка (40%) за счет собственных средств получателя и 3 843 266 рублей 11 копеек (60%) - за счет средств гранта. Подрядчиком выполнены работы по договору N 017/1 на общую сумму 3 113 942 рублей 39 копеек (1 этап), что подтверждается актом приемки выполненных работ по форме N КС-2 от 08.10.2019, справкой о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 08.10.2019, счетом на оплату от 08.10.2019 N 98. Министерством выдан лист согласования от 29.11.2019 N 230 на сумму 1 556 971 рубль 19 копеек, средства гранта в указанной сумме перечислены подрядчику с лицевого счета участника бюджетного процесса в УФК по Ставропольскому краю платежным поручением от 02.12.2019 N 1. Согласно письму подрядчика ООО "Мастер Кровли Пятигорск" от 28.12.2020 N 006/20-12 договор подряда расторгнут 03.12.2019 (соглашение о расторжении договора от 03.12.2019), выполненные работы оплачены предпринимателем платежным поручением от 25.12.2020 N 3 (на сумму 1 556 971 рубль 20 копеек). Министерство обратилось в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности предпринимателя за хищение средств гранта в сумме 1 556 971 рубля 19 копеек. Уголовное преследование в отношении предпринимателя прекращено, к ответственности привлечен Никитенков Д.С. (директор ООО "Мастер Кровли Пятигорск"), похитивший указанные средства, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В ходе контрольного мероприятия Счетной палаты установлено (акт по результатам контрольного мероприятия от 30.04.2021), что средства гранта в сумме 22 286 428 рублей 81 копейка не использованы предпринимателем. Информация и документы об использовании предпринимателем средств гранта в размере 720 588 рублей 60 копеек не исследовались в ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой (лист согласования от 02.09.2021 N 521 выдан министерством после завершения контрольного мероприятия).
После поступившего в феврале 2022 года от министерства требования о возврате средств гранта, оставшиеся средства гранта в размере 21 565 840 рублей 21 копейка возвращены предпринимателем 05.03.2022, что подтверждается выпиской из лицевого счета и платежным поручением от 04.03.2022 N 1 с отметкой "исполнено".
Предприниматель и индивидуальный предприниматель Мунтян Ю.Б 19.11.2020 заключили договор подряда на строительство навеса для содержания молодняка. Стоимость работ определена в размере 480 392 рублей 40 копеек (40%) за счет собственных средств получателя и 720 588 рублей 60 копеек (60%) - за счет средств гранта. После согласования с министерством индивидуальному предпринимателю Мунтяну Ю.Б. выплачена часть гранта в размере 720 588 рублей 60 копеек (платежное поручение от 09.09.2021 N 1), что составляет 60% от стоимости 1-го этапа строительства навеса для содержания молодняка, которые освоены по целевому назначению, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за декабрь 2020 года от 14.12.2020 (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 24.12.2020 (форма N КС-3). Из собственных средств предприниматель оплатил по данному договору 480 392 рубля 40 копеек, что составляет по условиям предоставления гранта 40% от 1 200 981 рубль. Указанные формы N КС-2 и КС-3 приняты министерством без замечаний.
Далее, в целях реализации 2-го этапа строительства навеса для содержания молодняка, индивидуальный предприниматель Мунтян Ю.Б. выполнил следующую часть работ на сумму 849 019 рублей, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 31.03.2021 (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ от 31.03.2021 (форма N КС-3). Из собственных средств предприниматель оплатил по данному договору 339 607 рублей 60 копеек, что составляет 40% от 849 019 рублей. Оплата работ подтверждается чеком Сбербанка России на сумму 820 тыс. рублей; 60% стоимости 2-го этапа строительства навеса для содержания молодняка - 509 411 рублей 40 копеек министерство из средств выделенного гранта в адрес индивидуального предпринимателя Мунтяна Ю.Б. не перечислило. Не получив от министерства указанную сумму за уже выполненный этап работ, индивидуальный предприниматель Мунтян Ю.Б. прекратил выполнение обязательств по договору.
Суды установили, что в акте Счетной палаты, положенном в основу искового заявления, указано, что в ходе контрольного мероприятия 21.04.2021 проведен визуальный осмотр семейной животноводческой фермы - строительных материалов - металлических стоек, уголков, квадратных труб, готовых ферм, а также помещения (навеса) для содержания молодняка КРС, возведенного по договору N 17/1. Помещение не используется по причине неприобретения предпринимателем животных. При этом из представленного предпринимателем отчета за 2018 год следует, что крупный рогатый скот в 2018 году в количестве 29 голов у него имелся, по требованию министерства рогатый скот им продан, т. к. указанный скот составляли немолочные породы. После чего в целях реализации в установленный срок бизнес-плана предприниматель заключил с племзаводом Ивановской области договор поставки рогатого скота (нетелей), поставил нетелей перед перевозкой на карантин, внес собственные средства. Предприниматель представил министерству для одобрения договор поставки нетелей молочных пород; получил отказ в оплате, денежные средства на приобретение нетелей не выделены. По этим причинам предприниматель не приобрел животных, с учетом изложенного построенное для них помещение не использовалось.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Министерство не доказало нарушение предпринимателем условий соглашения. Предпринимателем в установленный соглашением срок выполнены предусмотренные в нем условия, в том числе денежные средства полученного гранта в общей сумме 720 588 рублей 60 копеек использованы по назначению на указанные цели в части возведения навеса для содержания молодняка по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, пер. Ясный, д. 12. Доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, а также доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате гранта в данной части, в материалы дела не представлены.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А63-8785/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Министерство не доказало нарушение предпринимателем условий соглашения. Предпринимателем в установленный соглашением срок выполнены предусмотренные в нем условия, в том числе денежные средства полученного гранта в общей сумме 720 588 рублей 60 копеек использованы по назначению на указанные цели в части возведения навеса для содержания молодняка по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, пер. Ясный, д. 12. Доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, а также доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате гранта в данной части, в материалы дела не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2024 г. N Ф08-4992/24 по делу N А63-8785/2022