г. Ессентуки |
|
5 марта 2024 г. |
Дело N А63-8785/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителя Министерства сельского хозяйства Ставропольского края - Дудникова Сергея Владимировича (доверенность N 01-21-22/17357 от 07.12.2023), индивидуального предпринимателя Шереметова Рафаэля Мухарбиевича и его представителя Игнатовой Натальи Евгеньевны (доверенность N 26АА4681084 от 08.08.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2023 по делу N А63-8785/2022 (судья Костюков Д.Ю.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970, ИНН 2634053310) к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Шереметову Рафаэлю Мухарбиевичу (пос. Подкумок, ОГРНИП 305261835600012, ИНН 261804501838) о взыскании выплаченной суммы гранта в бюджет Ставропольского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Контрольно-счетная палата Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1122651007852, ИНН 2634805055),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Шереметову Р.М. (далее - Предприниматель) о взыскании выплаченной суммы гранта в размере 720588,60р в бюджет Ставропольского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее - Счетная палата).
Решением суда от 29.08.2023 в удовлетворении требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью Министерством оснований возврата гранта. Сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с Предпринимателя денежных средств полученного гранта в заявленном размере.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Предприниматель и его представитель поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Счетная палата явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Счетной палаты.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Министерства и Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
По результатам проведенных мероприятий предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, 26.08.2019 между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение N 08219PLN000212190178/017 от 26.08.2019 (далее - соглашение N 08219PLN000212190178/017), в соответствии с которым предпринимателю предоставлен грант в размере 23843400р на развитие семейной животноводческой фермы. Средства гранта в размере 23843400р зачислены платежным поручением от 30.08.2019 N 824336. Предоставление денежных средств (грант, субсидия) осуществлялось Министерством в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п, которым утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, регулирующий в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление субсидий из бюджета Ставропольского края.
Счетной палатой проведена выездная проверка осуществления расходов средств федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2018 N 620-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства". Выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт невыполнения Предпринимателем условий предоставления субсидии. Нарушение выразилось в неиспользовании гранта в установленный срок, в непредоставлении Министерству отчетов о целевом расходовании гранта, и, как следствие, о наличии правовых оснований для взыскания с Предпринимателя полученных денежных средств гранта.
В адрес Министерства направлено представление Счетной палатой, в котором указано на обязанность принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений, а также по возврату в доход краевого бюджета главами КФХ неправомерно использованных денежных средств.
В соответствии с указанным представлением, Министерство направило в адрес Предпринимателя претензию с требованием возвратить предоставленные бюджетные средства, также указало, что в случае отказа от добровольного возврата средств Министерство будет вынуждено обратиться в суд.
Неисполнение Предпринимателем требований Министерства, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
В рассматриваемом деле в качестве основания взыскания денежных средств Министерство указывает, что соглашение, в нарушение пункта 17 Порядка N 185-п (в ред. 30.07.2019) не содержит данных о целевых показателях предоставления гранта.
Однако Министерством не учтено следующее.
В пункте 1.2 соглашения N 082PLN000212190178/17 указано, грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат на цели, предусмотренные пунктом 5 Порядка предоставления гранта. Цели в соглашении действительно подробно не приведены, вместе с тем имеющаяся ссылка на пункт 5 Порядка N 185-п дает возможность ознакомиться с ними в полном объеме: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной фермы; приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация семейной фермы; приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейной фермы и объектов по переработке продукции животноводства оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для растениеводства), а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных. Планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы Предпринимателя предусмотрено: разработка проектной документации строительства, строительство коровника, строительство навеса для содержания молодняка, строительство навеса для производства и хранения кормов, строительство помещения по переработке молока; приобретение комплекта оборудования для переработки продукции животноводства, гранулятора кормов, дробилки зерновой, племенных нетелей молочных пород, доильной установки, трактора, охладителя молока, измельчителя-смесителя раздатчика кормов.
Из изложенного усматривается, что цели расходов Предпринимателя соответствуют целям, предусмотренным законом для выделения гранта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что соглашение заключено между Министерством и Предпринимателем исходя из типовой формы предложенной самим Министерством. Соответственно вменять стороне соглашения в качестве нарушения отсутствие в нем отдельных положений, например отсутствие в соглашении пункта о целевых показателей предоставления гранта, недопустимо.
Отсутствие в соглашении целевых показателей, не является достаточным для расторжения указанного соглашения. Соответствие целей расходов Предпринимателя целям, предусмотренным законом для выделения гранта, подтверждается материалами дела.
Предпринимателем не допущено существенных нарушений условий соглашения (договора), в том числе нецелевого расходования средств гранта.
По результатам проверки Счетной палаты установлено, что 30.08.2019 между Предпринимателем и ООО "Мастер Кровли Пятигорск" заключен договор строительного подряда N 08219PLN000212190178/017/1 (далее - договор N 9 017/1) на возведение навеса для содержания молодняка по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, пер. Ясный, д.12 в два этапа. Общая стоимость работ определена 6405443,53р, оплата осуществляется в размере 2562177,41р (40%) за счет собственных средств получателя, и 3843266,11р (60% ) - за счет средств гранта. Подрядчиком выполнены работы по договору N 017/1 на общую сумму 3113942,39р (1 этап), что подтверждается актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 08.10.2019, справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 08.10.2019, счетом на оплату от 08.10.2019 N 98. Министерством выдан лист согласования от 29.11.2019 N 230 на сумму 1556971,19р, средства гранта в указанной сумме перечислены подрядчику с лицевого счета участника бюджетного процесса в УФК по СК платежным поручением от 02.12.2019 N 1. Согласно письму подрядчика ООО "Мастер Кровли Пятигорск" от 28.12.2020 N 006/20-12 договор подряда расторгнут 03.12.2019 (соглашение о расторжении договора от 03.12.2019), выполненные работы оплачены Предпринимателем платежным поручением от 25.12.2020 N 3 (на сумму 1556971,20р). Министерство обратилось в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Предпринимателя за хищение средств гранта в сумме 1556971,19р. Уголовное преследование в отношении Предпринимателя прекращено, к ответственности привлечен Никитенков Д.С. (директор ООО "Мастер Кровли Пятигорск"), похитивший указанные средства в размере 1556971,19р, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором суда. В ходе контрольного мероприятия Счетной палаты установлено (акт по результатам контрольного мероприятия от 30.04.2021), что средства гранта в сумме 22286428,81р, не были использованы Предпринимателем. Информация и документы об использовании Предпринимателем средств гранта в размере 720588,6р не исследовались в ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой (лист согласования от 02.09.2021 N 521 выдан Министерством после завершения контрольного мероприятия). После поступившего в феврале 2022 года от Министерства требования о возврате средств гранта, оставшиеся средства гранта в размере 21565840,21р возвращены Предпринимателем 05.03.2022, что подтверждается выпиской из лицевого счета и платежным поручением от 04.03.2022 N 1 с отметкой: "Исполнено". 19.11.2020 между Предпринимателем и ИП Мунтяном Ю.Б заключен договор подряда на строительство навеса для содержания молодняка. Стоимость работ определена в размере 480392,40р (40%) за счет собственных средств получателя, и 720588,60р (60% ) - за счет средств гранта. После согласования с Министерством ИП Мунтян Ю.Б. выплачена часть гранта в размере 720588,60р (платежное поручение от 09.09.2021 N 1), что, составляют 60% от стоимости 1-го этапа строительства навеса для содержания молодняка, которые были освоены по целевому назначению, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за декабрь 2020 г. от 14.12.2020 (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 24.12.2020 (форма КС-3). Из собственных средств Предприниматель оплатил по данному договору 480392,40р, что составляет, по условиям предоставления гранта, 40% от 1200981р. Указанные формы КС-2 и КС-3 были приняты Министерством без замечаний. Далее, в целях реализации 2-го этапа строительства навеса для содержания молодняка, ИП Мунтян Ю.Б. выполнил следующую часть работ на сумму 849019р, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 31.03.2021 (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ от 31.03.2021 (форма КС-3). Из собственных средств Предприниматель оплатил по данному договору 339607,60р, что составляет 40% от 849019р. Оплата работ подтверждается чеком Сбербанка РФ на сумму 820000р. В свою очередь 60% стоимости 2-го этапа строительства навеса для содержания молодняка, а именно - 509411,40р, Министерство из средств выделенного гранта, в адрес ИП Мунтяну Ю.Б. не перечислило. Не получив от Министерства сумму 509411,40р за уже выполненный этап работ, ИП Мунтян Ю.Б. прекратил выполнение обязательств по договору.
В акте Счетной палаты, положенном в основу искового заявления, указано, что в ходе контрольного мероприятия 21.04.2021 проведен визуальный осмотр семейной животноводческой фермы - строительных материалов - металлических стоек, уголков, квадратных труб, готовых ферм, а также помещения (навеса) для содержания молодняка КРС, возведенного по договору N 17/1. Помещение не используется по причине неприобретения Предпринимателем животных.
Однако, из представленного Предпринимателем отчета за 2018 г. следует, что крупный рогатый скот в 2018 г. в количестве 29 голов у него имелся, по требованию Министерства рогатый скот был им продан, т.к. указанный скот был немолочных пород.
После чего Предприниматель, в целях реализации в установленный срок бизнес-плана, заключил с племзаводом Ивановской области договор поставки рогатого скота (нетелей), поставил нетелей перед перевозкой на карантин, внес собственные средства. Договор поставки нетелей молочных пород представлен Министерству для одобрения и был получил отказ в оплате, денежные средства на приобретение нетелей не были выделены. По этим причинам Предпринимателем животные не были приобретены, и построенное для них помещение не использовалось.
В части довода Министерства о том, что в нарушение п.п. 1 и 2 п. 26 Порядка N 185-п (в ред. от 06.05.2020 г.), и п.п. 1, 2 п. 4.3.6 Соглашения N 17 Предпринимателем, не сдавалась отчетность в Министерство, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 26 Порядка N 185-п (в ред. от 30.07.2019) получатель обязан представлять в Министерство: ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемый Министерством (дополнительным соглашением от 09.10.2020 к Соглашению N 017 установлено предоставление указанного отчета по полугодиям); ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным - отчет о реализации соглашения, копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения N 3-фермер, копию сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме (код формы КНД 1110018).
Указанные отчеты в одном сшиве были сданы Предпринимателем в адрес Министерства 22.06.2021, что подтверждается подписью на указанном сшиве сотрудника отдела Министерства. В судебном заседании суда первой инстанции 25.07.2023, представитель Министерства Зинченко Е.В., подтвердила сдачу Предпринимателем отчетов 22.06.2021.
Министерство не доказало нарушение Предпринимателем условий соглашения, Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований. Предпринимателем, в установленный соглашением срок, выполнены условия, в нем предусмотренные, в том числе, денежные средства полученного гранта в общей сумме 720588,60р использованы по назначению на указанные цели в части: возведение навеса для содержания молодняка по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, пер. Ясный, д.12. Доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате гранта в данной части, в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2023 по делу N А63-8785/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8785/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства СК, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Шереметов Рафаэль Мухарбиевич
Третье лицо: Контрольно-Счетная Палата Ставропольского, КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ