г. Краснодар |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А32-39286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, от заявителя - МКУ "УЖКХ города" муниципального образования город Новороссийск - Александровской Е.И. (доверенность от 09.01.2024) и Щипанова И.Н. (доверенность от 10.07.2024), от заинтересованного лица - Управления финансового контроля администрации муниципального образования города Новороссийск - Шулениной Е.А. (доверенность от 10.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2023 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2024 по делу N А32-39286/2023, установил следующее.
Муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления Управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление) от 06.07.2023 N 10.
Решением от 01.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2024, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что учреждением допущено неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в оплате спорного контракта, заключенного с единственным поставщиком по завышенной стоимости на общую сумму 1 237 500 рублей.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению учреждения, судебные инстанции неполно выяснили обстоятельства, имеющие значения для принятия законных судебных актов. Учреждение полагает, что обоснование цены контракта произведено в соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), как самый близкий по смыслу обоснованный способ определения поставщика; данная закупка в части обоснования НМЦК получила положительное заключение ведомственного контроля ГРБС, замечаний не выявлено. Исходя из положений части 4 пункта 4.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 27.10.2022 N03720000-1-2022-018, мероприятия по контролю за соблюдением муниципальным образованием город Новороссийск условий предоставления субсидии и других обязательств, возложены на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в рамках выделенных субсидий на приобретение контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, а объектом проверки должно являться управление городского хозяйства МО города Новороссийск, которое получило субсидии для реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" и государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что управление на основании решения от 05.05.2023 N 06.2.1-02/22 в период с 10.05.2023 по 26.05.2023 провело в отношении учреждения контрольное мероприятие (внеплановую выездную проверку) по вопросу определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта от 27.10.2022 N 278/10-22, заключенного с единственным поставщиком - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю на приобретение контейнеров для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов".
В результате проверки управление пришло к выводу о том, что учреждение при закупке контейнеров в рамках муниципального контракта в нарушение части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необоснованно применило тарифный метод определения НМЦК, без проведения анализа рыночных цен на приобретение аналогичных контейнеров других поставщиков, что повлекло завышению НМЦК контракта на сумму 1 237 500 рублей, подлежащих возврату в бюджет.
По результатам проведённого контрольного мероприятия, управление направило в адрес учреждения представление от 06.07.2023 N 10 об устранении допущенных нарушений, а также их причин и условий со сроком исполнения до 07.08.2023.
Полагая, что представление управления является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 22, 93, 99 Закона N 44-ФЗ, Положением об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.06.2022 N 3086 (далее - Положение N 3086), статьями 34, 161, пунктом 3 части 1 статьи 162, статьей 169.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным выданного учреждению представления от 06.07.2023 N 10.
Суды установили, что учреждение в целях реализации мероприятия 2.4. "Выполнение мероприятий в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" муниципальной программы "Комплексное развитие городского хозяйства на территории муниципального образования город Новороссийск на 2017 - 2024 годы", утвержденной постановлением Администрации от 30.12.2016 N 11003 (с учетом изменений), заключило контракт с единственными поставщиком - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю от 27.10.2022 N 278/10-22 на поставку контейнеров для раздельного накопления ТКО на сумму 5 912 500 рублей (стоимость 1 контейнера составляет 21 500 рублей).
Суды установили, что цена на закупаемые муниципальным заказчиком контейнеры для раздельного накопления ТКО не подлежит государственному регулированию и не установлена муниципальными правовыми актами. Муниципальным заказчиком не включено в контракт обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Учреждение, как заказчик, при определении НМЦК контракта применило коммерческое предложение, полученное от ФКУ К-2 УФСИН России по Краснодарскому краю от 11.10.2022, и заключило контракт.
Судебные инстанции установили, что согласно пункту 1.1 муниципального контракта на поставку товара для муниципальных нужд от 27.10.2022 N 278/1-22 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю обязуется поставить учреждению контейнеры для раздельного накопления ТКО, шифр регионального проекта Краснодарского края 10G2003800503 в количестве 275 штук; цена контракта 5 912 500 рублей, в том числе НДС 20% 985 416 рублей. Контрактом предусмотрена оплата из трех источников финансирования: федеральный бюджет - 4 597 560 рублей, краевой бюджет - 191 565 рублей, местный бюджет - 2 121 375 рублей. Стоимость одного контейнера составляет 21 500 рублей.
Судебные инстанции установили, что управление на основании данных единой информационной системы (zakupki. gov. ru) провело анализ стоимости одного контейнера для раздельного накопления ТКО, закупаемого муниципальными образованиями Краснодарского края по результатам закупок в рамках заключенных муниципальных контрактов от 01.11.2022 N 42 (3237200793022000049), от 26.10.2022 N 333 (3233002464522000085), от 18.10.2022 N 327 (3233002464522000084), от 08.11.2022 N 241 (3235604427622000015), предмет и существенные условия которых являются идентичными с закупкой учреждения в рамках заключенного спорного контракта, по результатам которого пришло к выводу о том, что учреждение в нарушение части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ необоснованно применило тарифный метод определения НМЦК, без проведения анализа рыночных цен на приобретение аналогичных контейнеров других поставщиков, что привело к завышению НМЦК спорного контракта на 1 237 500 рублей.
Судебные инстанции установили, что учреждением в соответствии с контрактом приняты контейнеры в количестве 275 штук на общую сумму 5 912 500 рублей и платежными поручениями произведена оплата товара на общую сумму 5 912 500 рублей.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что учреждением в нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в оплате контракта от 27.10.2022 N 278/10-22, заключенного с единственным поставщиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю на приобретение контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов (идентификационный код закупки 223231509380623150100103210012920244), по завышенной стоимости на общую сумму 1 237 500 рублей.
В силу части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 части 1 данной статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Согласно статье 22 Закона N 44-ФЗ цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона N 44-ФЗ методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Во исполнение требований Закона N 44-ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило Методические рекомендации. Разделом II Методических рекомендаций установлено, что обоснование заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов, либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Оригиналы использованных при определении, обосновании цены документов целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении учреждением части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ при осуществления закупки контейнеров у единственного поставщика - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю с применением тарифного метода определения МНКЦ без проведения анализа рыночных цен на приобретение аналогичных контейнеров для раздельного накопления ТКО у других поставщиков, что повлекло завышение НМЦК контракта на сумму 1237 500 рублей, подлежащих возврату в бюджет.
Указанные обстоятельства, как установили суды, послужили основанием доля выдачи и. о. начальника учреждения представления от 06.07.2023 N 10 об устранении допущенных нарушений, а также их причин и условий со сроком исполнения до 07.08.2023; выдача представления позднее 06.07.2023 обусловлена сменой начальника учреждения, без изменения содержания, что не оспаривается учреждением. Доказательства наступления для учреждения негативных последствий в результате неисполнения иных представлений управления, выданных по результатам проведённого управлением контрольного мероприятия, учреждением не представлены. Суды указали, что существо и содержание оспариваемого представления не свидетельствует о совершении учреждением виновных действий, являющихся основанием для его привлечения к административной ответственности; представление не возлагает на учреждение каких-либо дополнительных обязательств; доказательства того, что оспариваемое представление нарушает права и интересы учреждения при осуществлении им своей деятельности учреждение не представило.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.06.2022 N 3086 у управления имелись полномочия на проведение проверки в отношении учреждения, составление акта по результатам проверки и выдаче представления.
Вывод судебных инстанций о законности выданного учреждению представления основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц и является правильным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2023 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А32-39286/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение требований Закона N 44-ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило Методические рекомендации. Разделом II Методических рекомендаций установлено, что обоснование заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов, либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Оригиналы использованных при определении, обосновании цены документов целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении учреждением части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ при осуществления закупки контейнеров у единственного поставщика - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю с применением тарифного метода определения МНКЦ без проведения анализа рыночных цен на приобретение аналогичных контейнеров для раздельного накопления ТКО у других поставщиков, что повлекло завышение НМЦК контракта на сумму 1237 500 рублей, подлежащих возврату в бюджет.
...
Судебные инстанции установили, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.06.2022 N 3086 у управления имелись полномочия на проведение проверки в отношении учреждения, составление акта по результатам проверки и выдаче представления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2024 г. N Ф08-4981/24 по делу N А32-39286/2023