г. Краснодар |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А32-38837/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" - Кокырца Т.Н. (доверенность от 28.09.2023), в отсутствие заявителя - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А32-38837/2023, установил следующее.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество, ООО "ГУК-Краснодар") о взыскании средств субсидии в размере 1 293 934 рублей 94 копеек.
Решением от 18.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2024, суд удовлетворил требование министерства. Судебные акты мотивированы не результативностью использования средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на цели возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в многоквартирных домах и не достижением заинтересованным лицом намеченных целей программы, использования средств финансовой поддержки фонда достижением обществом намеченных целей использования средств финансовой поддержки, поскольку выполнение работ не привело к уменьшению расходов на оплату коммунальных услуг не менее чем на 10%.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. По мнению заявителя, судебные инстанции не оценили доводы общества о соблюдении целей и условий предоставления субсидии, а также достижении значения результата предоставления субсидии, установленных в соглашении с министерством, а также о том, что общество не является нарушителем и действовало добросовестно. Заявитель полагает, что суды необоснованно сделали вывод о том, что субсидия должна быть возвращена, поскольку выдана лицу, не имеющему права на ее получение (нарушены условия предоставления субсидии), что отражено в представлении Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 20.01.2023 N 18-23-11/783, которое не являлось предметом проверки судебных инстанций.
Отзыв на кассационную жалобу суду кассационной инстанции не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд) и Краснодарским краем заключен договор от 17.09.2020 N 32/КР о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (далее - договор N 32/КР). К указанному договору заключено дополнительное соглашение от 17.09.2020 N 1/32/КР, согласно которому Фонд обязуется предоставить Краснодарскому краю финансовую поддержку на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению, выполненных, в том числе, в многоквартирных домах по адресам:
г. Краснодар, проезд 2-й им. Айвазовского, 14 - 416 134 рублей 40 копеек; г. Краснодар, проезд 2-й им. Стасова, 107 - 354 600 рублей 54 копейки;
г. Краснодар, ул. Тургенева, 166 - 523 200 рублей.
По итогам проверки общества на предмет результативности использования средств финансовой поддержки фонда на цели возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю вынесло министерству представление от 20.01.2023 N 18-23-11/783 об устранении нарушения, выразившегося в нерезультативности использования средств финансовой поддержки фонда, путем принятия мер по возврату финансовой поддержки, предоставленной ООО "ГУК-Краснодар", в связи с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 4 Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 18 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Правила N 18), а также в срок до 28.04.2023 принять меры по устранению причин и условий нарушения.
С целью исполнения представления управления, министерство направило обществу претензию от 31.03.2023 N 70.05-09-4025/23 о возврате средств субсидий в размере 1 293 934 рубля 94 копеек (416 134 рубля 40 копеек + 354 600 рублей 54 копейки + 523 200 рублей), в удовлетворении которой общество отказало (письмо от 17.04.2023 N 2806-01).
Неисполнение обществом требования о возврате субсидии послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 38, 69 (абзац 5), 78 (пункты 1, 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 18, пунктом 24 части 2 статьи 13 Закона Краснодарского края от 23.12.2020 N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Порядком предоставления в 2021 году юридическим лицам субсидий из краевого бюджета на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в ходе оказания и (или) выполнения которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденным приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 01.11.2021 N 513 (далее - Порядок), пришли к выводу об обоснованности заявленного министерством требования.
Судебные инстанции установили, что согласно пункту 25 Порядка, на основании решения Правления Фонда от 25.12.2020 (протокол N 1035), принятого по результатам рассмотрения отчета Краснодарского края о выполнении работ и (или) услуг по капитальному ремонту и привлечении кредитов (займов) для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - отчет), платежным поручением от 25.12.2020 N 2761 средства финансовой поддержки в сумме 6 891 172 рубля 63 копейки на проведение капитального ремонта 15 многоквартирных домов, в том числе спорных МКД, перечислены на лицевой счет администратора доходов бюджета - министерства.
Целью предоставления субсидии в соответствии с пунктом 1.3 Порядка является возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению.
Согласно пункту 3.18 Порядка результатом предоставления субсидии является выполнение указанных в отчете Краснодарского края, указанном в пункте 1.6.2 Порядка услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в ходе оказания и (или) выполнения которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на 100% до 01.11.2021.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 18 средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между многоквартирными домами, в отношении которых Фондом принято решение о предоставлении финансовой поддержки, и перечисляются на специальные счета, предназначенные для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, реквизиты которых представлены владельцами специальных счетов.
Владельцем специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта 14 многоквартирных домов, в отношении которых фондом предоставлена финансовая поддержка на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению, является общество.
Бюджетное законодательство предусматривает предоставление субсидий на основе реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Нормы, определяющие категории и (или) критерии отбора юридических лиц - получателей субсидий цели, условия и порядок предоставления субсидий, расширенному толкованию не подлежат.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 13 Закона Краснодарского края от 23.12.2020 N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предоставление субсидий из краевого бюджета юридическим лицам осуществляется в случае возмещения части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению в соответствии Правилами N 18.
Пунктом 4 Правил N 18 предусмотрено, что финансовая поддержка на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению предоставляется при условии выполнения после 1 февраля 2017 года в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень которых предусмотрен частями 1 - 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из числа включенных в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденный Фондом по согласованию с Минстроем России, приводящих к уменьшению расходов на оплату коммунальных ресурсов не менее чем на 10% по каждому многоквартирному дому.
В соответствии с Порядком министерство и общество заключили Соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидий, в том числе: от 06.12.2021 N КР-3 о предоставлении субсидии в размере 416 134 рублей 40 копеек в целях возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в многоквартирном доме по адресу г. Краснодар, проезд 2-й им. Айвазовского, 14 (перечислена платежным поручением от 10.12.2021 N 197961) (вид работ - установка узла управления и регулирования потребления тепловой энергии, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 17.10.2019 на сумму 520 168 рублей); от 06.12.2021 N КР-5 о предоставлении субсидии в размере 354 600 рублей 54 копеек в целях возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в многоквартирном доме по адресу г. Краснодар, проезд 2-й им. Стасова, 107 (перечислена платежным поручением от 10.12.2021 N 197956) (вид работ - установка узла управления и регулирования потребления тепловой энергии, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 03.12.2020 на сумму 650 000 рублей); от 06.12.2021 N КР-10 о предоставлении субсидии в размере 523 200 рублей в целях возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в многоквартирном доме по адресу г. Краснодар, ул. Тургенева, 166 (перечислена платежным поручением от 10.12.2021 N 197960) (вид работ - установка узла управления и регулирования потребления тепловой энергии, замена светильников в местах общего пользования на энергоэффективные осветительные приборы, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 03.12.2020 на сумму 600 тыс. рублей, от 03.12.2020 на сумму 54 тыс. рублей).
Судебные инстанции установили, что в период с 24.10.2022 по 09.12.2022 Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю провело в отношении министерства выездную проверку использования средств Фонда на проведение капитального ремонта жилых домов, по результатам которой составило акт от 05.12.2022. В ходе проверки казначейство проанализировало реализацию пункта 4 Правил N 18 (достижение показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, не менее, чем на 10%) по каждому из спорных многоквартирных домов и, установив нерезультативность использования средств финансовой поддержки фонда на цели возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в спорных многоквартирных домах, не достижение намеченных целей программы, поскольку выполнение работ не привело к уменьшению расходов на оплату коммунальных услуг не менее чем на 10% (по каждому из спорных МКД), вынесло представление от 20.01.2023 N 18-23-11/783 о необходимости принятия мер по устранению причин и условий нарушения.
Судебные инстанции, установив, что общество получило средства на возмещение части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в многоквартирных домах и произвело работы в МКД по адресу: г. Краснодар, проезд 2-й им. Айвазовского, 14, г. Краснодар, проезд 2-й им. Стасова, 107, г. Краснодар, ул. Тургенева, д. 166; проанализировав представление казначейства и представленные в материалы данного дела доказательства, пришли к выводу о допущенном обществом нарушении и наличии оснований для взыскания с ООО "ГУК-Краснодар" средств субсидии в размере 1 293 934 рублей 94 копеек. Указанные обстоятельства общество документально не опровергло, доказательства того, что представление Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 20.01.2023 N 18-23-11/783 оспаривалось в судебном порядке и признано недействительным, не представило.
В соответствии с пунктом 3.13 Порядка средства субсидии подлежат возврату получателем субсидии в краевой бюджет в случаях нарушения получателем субсидии цели и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных министерством или органом государственного финансового контроля; недостижения значения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 3.18 Порядка.
Пунктом 2.1.7 Соглашения от 06.12.2021 N КР-3 заключенного обществом и министерством следует, что в случае установления фактов нарушения получателем целей и условий предоставления субсидии или получения от органа государственного финансового контроля информации о факта указанных нарушений, а также в случае недостижения значения результата предоставления субсидии, министерство направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в краевой бюджет, а также требование об устранении фактов нарушения получателем целей и условий предоставления субсидии в размере и сроки, определенные в указанном требований, в соответствии с Порядком.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод об обоснованности заявленного министерством требования.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А32-38837/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что в период с 24.10.2022 по 09.12.2022 Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю провело в отношении министерства выездную проверку использования средств Фонда на проведение капитального ремонта жилых домов, по результатам которой составило акт от 05.12.2022. В ходе проверки казначейство проанализировало реализацию пункта 4 Правил N 18 (достижение показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, не менее, чем на 10%) по каждому из спорных многоквартирных домов и, установив нерезультативность использования средств финансовой поддержки фонда на цели возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в спорных многоквартирных домах, не достижение намеченных целей программы, поскольку выполнение работ не привело к уменьшению расходов на оплату коммунальных услуг не менее чем на 10% (по каждому из спорных МКД), вынесло представление от 20.01.2023 N 18-23-11/783 о необходимости принятия мер по устранению причин и условий нарушения.
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2024 г. N Ф08-5664/24 по делу N А32-38837/2023