г. Краснодар |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А53-31771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Захарова В.В., судей Зотовой И.И. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лыгиной А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, от заявителя - департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) - Кочетовой А.С. (доверенность от 12.02.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156) - Матвеевой Т.А. (доверенность от 08.11.2023), в отсутствие в судебном заседании третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ленинского района города Ростова-на-Дону", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А53-31771/2023, установил следующее.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными решений, выраженных в уведомлениях об отказе государственной регистрации прав от 02.06.2023 N КУВД-001/2023-6637014, от 02.06.2023 N КУВД-001/2023-6637313; возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "город Ростов-на-Дону" на здание, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 56, с одновременной государственной регистрацией прекращения права муниципальной собственности на все помещения в указанном здании.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ленинского района города Ростова-на-Дону (далее - учреждение).
Решением суда от 30.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований департамента в полном объеме. Заявитель указывает, что все помещения в многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен дом, находятся в муниципальной собственности, в связи с чем департамент в силу части 6 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) имеет право обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения в здании с одновременной регистрацией права собственности на здание. Помещения перешли в муниципальную собственность в рамках мероприятий по изъятию помещений в аварийном многоквартирном доме. Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания. Государственная регистрация права на все здание необходимо в целях его приватизации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" с учетом задачи по сохранению исторической застройки.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Представитель управления возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что 19.02.2023 в управление обратился департамент с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на помещения в здании с одновременной регистрацией права собственности на такое здание с кадастровым номером 61:44:0050701:48, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 56.
Согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером 61:44:0050701:48 учтено как многоквартирный дом.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором 02.03.2023 принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
2 июня 2023 года управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права.
Полагая, что отказ управления в государственной регистрации права собственности не соответствует закону, департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Действия регистрирующего органа могут быть оспорены заинтересованным лицом (в том числе, кадастровым инженером) по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Суды установили, что отказ управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на здание с кадастровым номером 61:44:0050701:48, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 56, мотивирован наличием противоречия между заявленными и уже внесенными в ЕГРН сведениями о назначении спорного объекта недвижимости.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, руководствовались положениями Жилищного кодекса, статьями 40, 41, 42 Закона N 218-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Суды исходили из того, что Законом N 218-ФЗ не предусмотрена возможность государственной регистрации права собственности непосредственно на многоквартирный дом - здание, не являющееся объектом регистрируемых вещных и иных имущественных прав (самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 218-ФЗ). Государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, на земельный участок, на который расположен такой дом. Суды сослались на судебную практику, изложенную в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 305-КГ16-10570.
С учетом анализа норм Закона N 218-ФЗ и представленных заявителем документов, суды верно отметили, что многоквартирный дом по факту является совокупностью двух и более квартир и поступление квартир в собственность одного лица не означает, что назначение здания изменилось.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что все помещения в многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен дом, находятся в муниципальной собственности, в связи с чем департамент в силу части 6 статьи 41 Закона N 218-ФЗ имеет право обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения в здании с одновременной регистрацией права собственности на здание.
Действительно, в пункте 6 статьи 41 Закона N 218-ФЗ указано, что в случае, если все помещения и машино-места в здании, сооружении находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения и машино-места с одновременной государственной регистрацией права собственности на такие здание, сооружение.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", если собственником всех помещений в здании становится одно лицо, оно вправе, обратившись с заявлением к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, избрать правовой режим здания как единого объекта, в этом случае с момента внесения в реестр соответствующей записи возникает право собственности указанного лица на здание и прекращается его право собственности на отдельные помещения.
Однако возможность регистрации права собственности на многоквартирный дом в качестве единого объекта нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Напротив, в силу положений пункта 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав на недвижимость.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (пункт 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Сведения о назначении здания (нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж) и о том, что жилое помещение расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания, на основании пунктов 9 и 17.1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке в случаях, установленных названным Законом. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, а также наименование здания не относятся.
Жилищным кодексом Российской Федерации определен порядок изменения назначения помещений (глава 4), однако, порядок изменения назначения здания не установлен.
В этой связи согласно части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо об утверждении акта приемочной комиссии (если для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение осуществлены переустройство помещений и (или) иные работы, требование об осуществлении которых содержится в документе, предусмотренном частью 5 статьи 23 Жилищного кодекса).
Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ внесены изменения, предусматривающие обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в случае принятия решения об изменении назначения здания, сооружения, помещения.
Таким образом, внесение в ЕГРН сведений об изменении назначения здания, сооружения, помещения в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 218-ФЗ, осуществляется в тех случаях, когда в соответствии с законом, изменение назначения указанных объектов осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Кроме того, в пункте 186 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021 N П/0241 (действующего в спорный период), указаны действия органа государственной регистрации при снятии с государственного кадастрового учета многоквартирного дома в связи с его гибелью или уничтожением, а также при государственном кадастровом учете изменения назначения многоквартирного дома в случаях, когда собственником всех помещений, машино-мест в многоквартирном доме становится одно лицо, и при наличии в ЕГРН записей о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельный участок.
Из анализа вышеуказанных норм права, учитывая наличие в Законе N 218-ФЗ запрета на государственную регистрацию права собственности на многоквартирный дом, следует, что регистрация права собственности на все здание как единого объекта возможна при изменении назначения здания в качестве многоквартирного дома. При этом признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не изменяет его назначение в качестве многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, поскольку департаментом не представлено доказательств изменения назначения здания и направления указанных сведений в управление в порядке пункта 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, а действующее законодательство не устанавливает полномочий регистрирующего органа самостоятельно принимать решение об изменении назначения здания, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали отказ управления законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А53-31771/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Захаров |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа вышеуказанных норм права, учитывая наличие в Законе N 218-ФЗ запрета на государственную регистрацию права собственности на многоквартирный дом, следует, что регистрация права собственности на все здание как единого объекта возможна при изменении назначения здания в качестве многоквартирного дома. При этом признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не изменяет его назначение в качестве многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, поскольку департаментом не представлено доказательств изменения назначения здания и направления указанных сведений в управление в порядке пункта 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, а действующее законодательство не устанавливает полномочий регистрирующего органа самостоятельно принимать решение об изменении назначения здания, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали отказ управления законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2024 г. N Ф08-3749/24 по делу N А53-31771/2023