г. Краснодар |
|
01 августа 2024 г. |
Дело N А32-5707/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Металлсервис-Краснодар" (ИНН 2309107401, ОГРН 1072309020266) - Орловой Н.Б. (доверенность от 17.06.2024), Демьяновой М.В. (доверенность от 04.12.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (ИНН 7704214548, ОГРН 1037739597059) - Новиковой А.А. (доверенность от 06.12.2023), от третьего лица - акционерного общества "Металлсервис" - Демьяновой М.В. (доверенность от 01.04.2024), в отсутствие открытого акционерного общества "Российские железные дороги", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Металлсервис-Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 по делу N А32-5707/2023, установил следующее.
ООО "Металлсервис-Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (далее - завод) о возложении обязанности заключить договор пользования подъездным железнодорожным путем завода в редакции от 30.11.2022:
- пункт 1.2 изложить в следующей редакции: "Заказчик использует участок пути исполнителя, принадлежащего исполнителю на праве собственности, общей протяженностью 3161 м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-н, пгт. Афипский (2 км от Смоленского шоссе), от станции "Афипская" Северо-Кавказской железной дороги до железнодорожного пути необщего пользования ООО "Афинский НПЗ" стрелочным переводом N 213. Развернутая длина предоставляемого участка пути для использования составляет 2680 м";
- пункт 7.1 изложить в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и действует в течение пяти лет, а в части расчетов - до момента полного исполнения сторонами своих обязательств по оплате оказанных услуг (выполненных работ). В случае если по истечении срока ни один из участников сделки не заявит о ее расторжении или изменении условий, действие договора продлевается на тот же период и на тех же условиях" (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Металлсервис" и ОАО "Российские железные дороги".
Решением от 14.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2024, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, на ответчика как владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющего доступ к путям общего пользования возложена обязанность заключить договор пользования железнодорожным путем с истцом как владельцем примыкающего железнодорожного пути необщего пользования. Целью заключения данного договора является транзитный проезд для доступа к путям общего пользования - аналогично цели установления сервитута. Требования истца заключаются в понуждении ответчика заключить договор пользования подъездным железнодорожным путем, предусмотренный частью 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Представленная ответчиком проектная документация и иные имеющиеся в деле доказательства опровергают вывод судов об отсутствии технической и технологической возможностях заключения договора. У общества имеется разработанная инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. Суды не приняли меры в отношении недобросовестных действий завода по снятию с кадастрового учета железнодорожного пути и искусственному выводу его из эксплуатации в процессе рассмотрения спора. В действиях ответчика имеются признаки злоупотребления правом, выводы судов об обратном не соответствуют обстоятельствам спора. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении возражений истца на отзыв ответчика при том, что возражения содержали сугубо правовое обоснование доводов, основанное на имеющихся доказательствах.
В отзыве завод просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРН от 24.11.2022 завод являлся собственником следующих железнодорожных путей необщего пользования:
- железнодорожные пути протяженностью 2450 м, с кадастровым номером 23:26:0000000:6018, по адресу: Краснодарский край, Северский р-н, пгт. Афипский (2 км Смоленского шоссе);
- железнодорожные пути протяженностью 711 м, с кадастровым номером 23:26:0000000:6019, по адресу: Краснодарский край, Северский р-н, пгт. Афипский (2 км Смоленского шоссе).
Право собственности на указанные железнодорожные пути возникло на основании договора купли-продажи участка железнодорожного пути и 1/2 доли земельного участка от 28.12.2019.
В результате осуществления ответчиком работ по реконструкции железнодорожного пути с кадастровым номером 23:26:0000000:6019 данный железнодорожный путь зарегистрирован в ЕГРН как объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:26:0000000:6292.
Железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 (ранее железнодорожный путь с кадастровым номером 23:26:0000000:6019) примыкает к железнодорожному пути необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6018.
В свою очередь данные железнодорожные пути необщего пользования завода примыкают к железнодорожным путям необщего пользования N 1 Горячеключевской дистанции пути ПЧ-32, которые непосредственно примыкают к железнодорожным путям общего пользования станции "Афипская" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
При этом к железнодорожным путям ответчика примыкает стрелочным переводом N 213 железнодорожный путь необщего пользования, находящийся в собственности АО "Металлсервис".
АО "Металлсервис" на основании договора аренды имущества от 15.06.2021 N АР-1/21 передало истцу в аренду комплекс недвижимого имущества, расположенного по адресу: Краснодарский край, пгт. Афипский, ул. Дальняя, д. 5, в том числе железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 980 м, включающий погрузочно-выгрузочные пути N 1, 2: железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 523 п. м, с кадастровым номером 23:26:0205000:911; железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 457 п. м, с кадастровым номером 23:26:0205000:912.
Как указывает истец, арендуемое имущество используется в его хозяйственной деятельности, связанной с продажей металлопродукции в Краснодарском крае. В целях организации доставки металлогрузов к своим складам посредством использования железнодорожного транспорта обществу необходимо использовать железнодорожный подъездной путь необщего пользования завода для организации подачи и уборки вагонов, направляемых в адрес истца.
С учетом положений статьи 60 Устава и пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", по утверждению истца, у ответчика в силу закона возникла обязанность заключить договор пользования подъездным железнодорожным путем завода.
30 ноября 2022 года истец направил ответчику письмо N 47 с предложением заключить соответствующий договор, к письму приложен проект договора от 30.11.2022.
В ответе от 30.12.2022 N 22267-12 ответчик указал на осуществление строительно-монтажных работ по введению новых производственных мощностей, в связи с чем указанные железнодорожные пути необщего пользования временно закрыты для движения, ответчик не может обеспечить выполнение условий, предусмотренных в проекте предлагаемого договора до завершения подготовительных и строительно-монтажных работ и ввода подъездного пути в эксплуатацию.
Ссылаясь на то, что завод уклоняется от заключения договора пользования железнодорожным путем, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Кодексом либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Кодекса).
Правовое регулирование отношений по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, а также по подаче и уборке вагонов основывается на положениях Устава и Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Вопрос о том, какой договор надлежит заключить - на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов - зависит от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь (пункт 2.1 Правил N 26).
Согласно диспозиции части 1 статьи 60 Устава общество является контрагентом: грузоотправители или грузополучатели, либо владельцы железнодорожного пути необщего пользования, которые в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеют складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.
Отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (часть 1 статьи 60 Устава), однако, вид и условия такого договора законодателем не определены.
В силу части 2 статьи 60 Устава отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 3 статьи 63 Устава подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с Уставом. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются: между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования; между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика; между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 26 отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При обслуживании контрагента локомотивом перевозчика договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны заключаться с перевозчиком. Такие договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.
В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования на подачу и уборку вагонов к местам погрузки, выгрузки контрагента.
Данное согласие удостоверяется подписью и печатью основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования в договоре на подачу и уборку вагонов.
Правовое регулирование данных отношений предусматривает два вида договоров:
- между контрагентом и перевозчиком (договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов);
- между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования.
Как следует из диспозиции части 3 статьи 60 Устава и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 19.12.2017 N АКПИ17-887, договор между контрагентом и перевозчиком может быть заключен только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования, используемого при реализации договорных отношений между контрагентом и перевозчиком.
Учитывая необходимость получения такого согласия, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.01.2013 N 10728/12 указал, что при транзитном проезде вагонов по железнодорожным путям необщего пользования контрагент и владелец части путей необщего пользования вправе урегулировать свои отношения путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава; если стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг по пропуску железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям необщего пользования, этот договор не может заключаться в обязательном порядке.
В тех случаях, когда контрагент не обслуживается локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, а также отказа владельца пути необщего пользования от заключения договора по пропуску железнодорожного подвижного состава по своим путям, отношения по транзиту вагонов по путям необщего пользования в адрес контрагента подлежат регулированию посредством установления договорных связей с РЖД. Такие договоры обязательны к заключению перевозчиком и именно о договорах с перевозчиком даны разъяснения в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"".
При этом необходимо учитывать, что договор с перевозчиком заключается при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования, используемого для транзита вагонов, для отказа в выдаче такого согласия законодателем предусмотрено единственное основание - обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей, то есть в данном случае воля владельца железнодорожного пути необщего пользования ограничена.
Как установили суды, по своей правовой природе предложенный истцом договор не подпадает под договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, который по общему правилу является обязательным к заключению между перевозчиком и владельцем путей необщего пользования, контрагентом, поскольку ни истец, ни ответчик перевозчиками не являются.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик также указал, что у него отсутствует техническая и технологическая возможности осуществлять пропуск вагонов по своим железнодорожным путям, поскольку в настоящее время производятся работы по реконструкции имеющихся и строительству новых железнодорожных путей на железнодорожных путях, которые являются предметом спора. Железнодорожный путь с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 (ранее путь с кадастровым номером 23:26:0000000:6019) на основании приказа от 15.08.2023 N 857 выведен из эксплуатации до возобновления запланированных работ по реконструкции железнодорожных путей. После ввода в эксплуатацию указанный железнодорожный путь планируется использовать для накопления и отстоя вагонов, в связи с чем технологическая возможность выполнения транзитного движения по данному пути отсутствует. Транзитный проезд железнодорожным транспортом по участку железнодорожных путей необщего пользования к складам истца на рассматриваемом локальном товарном рынке является взаимозаменяемым по отношению к проезду к складам истца автомобильным транспортом по автомобильной дороге.
Исходя из представленных ответчиком документов, суды установили, что на железнодорожных путях необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6018 осуществляется работа по подготовке врезки в них новых веток железнодорожных путей, идущих от строящегося производственного комплекса завода.
В подтверждение указанного обстоятельства в материалы дела представлены проект на строительство подъездного железнодорожного пути к месту погрузки серы и кокса в рамках проектной документации "Комплекс общезаводского хозяйства ООО "Афипский НПЗ"", разрешение на строительство "Комплекса общезаводского хозяйства ООО "Афипский НПЗ"" от 31.10.2016 N 23-ш 23527102-106-2016, письмо Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.05.2023 N ИСХ-01-16-199-Ю о направлении протокола комиссии (для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий) от 11.05.2023 по определению места примыкания проектируемого железнодорожного пути необщего пользования, договор генерального подряда от 20.04.2023 N 38анпз/07/2023 на строительно-монтажные работы объекта "Подъездные железнодорожные пути к месту погрузки серы - тит.92000".
Из материалов дела видно, что на железнодорожных путях с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 до августа 2023 года осуществлялись работы по их реконструкции в части удлинения протяженности с 711 до 766 м с целью увеличения вместимости железнодорожного тупика, это подтверждается проектной документацией "Железнодорожный путь необщего пользования ООО "Афипский НПЗ", примыкающий к парку "А" ж.д. станции Афипская КН 23:26:0000000:6019", разрешением на строительство от 28.04.2023 N 23-26-002-2023, договором генерального подряда от 20.04.2023 N 52анпз/07/2023. Кроме того, как следует из технического отчета от 24.06.2022 N 386-12ЮП/2022, актов комиссионного осмотра с участием представителя ОАО "Российские железные дороги" от 12.09.2022, 14.12.2022, 09.03.2023, железнодорожные полотна спорных железнодорожных путей имеет дефекты и требуют ремонта. Часть железнодорожного полотна железнодорожных путей с кадастровым номером 23:26:0000.000:6019 (от границы пути в сторону тупикового упора на 37 м с левой стороны) демонтирована в процессе проводимой ответчиком реконструкции. Приказом от 15.08.2023 N 857 работы по реконструкции объекта приостановлены в связи с отсутствием финансирования.
На основании заявления ответчика осуществлена постановка на регистрационный учет объекта незавершенного строительства, образованного в результате реконструкции сооружения с кадастровым номером 23:26:0000000:6019. При этом указанный железнодорожный путь с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 (ранее железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6019) выведен заводом из эксплуатации до окончания запланированных работ по реконструкции железнодорожных путей. Данный факт подтверждается, в том числе, дополнительным соглашением от 23.01.2024 N 3 к договору от 21.09.2020 N 379/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования завода при железнодорожной станции "Афипская" Северо-Кавказской железной дороги, заключенным ОАО "Российские железные дороги" и ответчиком.
С учетом представленных доказательств суды пришли к выводу о том, что техническая и технологическая возможности использовать железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 в настоящее время отсутствуют.
Более того, в целях определения необходимого количества железнодорожных путей для обеспечения вывоза планового объема отгрузки после запуска новых производственных мощностей ответчик разработал Основные технические решения "Железнодорожные пути необщего пользования ООО "Афипский НПЗ" с целью обеспечения отгрузки продукции при производительности 10 млн тонн в год по нефти" (далее - ОТР).
Согласно пункту 2.12.2 ОТР на основании рассчитанного проектировщиком плана-графика организации грузовой работы определена пропускная способность железнодорожных путей при выполнении технологии отгрузки серы и кокса - 28,5 вагонов в сутки. Пропускная способность определена в идеальных условиях работы - при отсутствии сдерживающих факторов,
В пунктах 2.12.3 - 2.12.7 ОТР проектировщиком указано на отсутствие технологического запаса емкости железнодорожных путей и невозможность выполнить плановую отгрузку при наличии ограничений, в связи с этим рекомендовано выполнить удлинение железнодорожных путей (в этих целях и начаты работы по реконструкции пути необщего пользования с кадастровым номером 23:26:0000000:6019).
Указанные выводы истцом не опровергнуты, ходатайство о проведении судебной экспертизы на предмет установления возможности использования спорных железнодорожных путей (их технического состояния и пропускной способности), возможности присоединения к ним железнодорожных путей истца, возможности использования истцом своих железнодорожных путей без обременения путей ответчика по предложению суда не заявлено.
Как указывает завод, железнодорожный путь с кадастровым номером 23:26:0000000:6292 после ввода его в эксплуатацию планируется использовать для накопления и отстоя вагонов, в связи с этим технологическая возможность выполнения транзитного движения по данному железнодорожному пути отсутствует.
Суды также учли, что в материалы дела представлена копия уведомления начальника станции "Афипская" Северо-Кавказской железной дороги от 07.05.2021 N 6484 о закрытии указанных железнодорожных путей.
Как следует из материалов дела, у истца и ответчика отсутствуют в собственном распоряжении локомотивы для осуществления подачи и уборки вагонов и осуществления самостоятельной эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.
Подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования с кадастровыми номерами 23:26:0205000:911, 23:26:0205000:912, находящиеся в распоряжении истца, и железнодорожные пути необщего пользования с кадастровыми номерами 23:26:0000000:6018, 23:26:0000000:6292, находящиеся в собственности ответчика, возможна только локомотивами перевозчика - ОАО "Российские железные дороги".
В настоящее время подача и уборка вагонов на рассматриваемые железнодорожные пути необщего пользования как истца, так и ответчика не осуществляется. Железнодорожные пути на момент рассмотрения спора сторонами не эксплуатируются.
Также из представленных в материалы дела доказательств и пояснений истца видно, что доставку (отправку) металлопродукции железнодорожным транспортом с использованием спорных железнодорожных путей необщего пользования он никогда не осуществлял. С момента приобретения в аренду производственной базы по адресу:
пгт. Афипский, ул. Дальняя, 5 и до настоящего времени общество обеспечивает перевозку металлопродукции с помощью автомобильного транспорта и автомобильной дороги.
То есть транзитный проезд железнодорожным транспортом по участку железнодорожных путей необщего пользования к складам истца является взаимозаменяемым. В настоящее время общество использует альтернативный транспортный путь.
Представленные истцом письма контрагентов о невозможности отгружать продукцию автомобильным транспортом являются частными случаями, относящимися к коммерческим рискам, которые возможны при осуществлении любой хозяйственной деятельности юридического лица.
Общество не привело объективные доводы, почему транспортировка его товарной продукции не может быть организована и далее автомобильным транспортом. Более выгодное коммерческое использование железнодорожных путей ответчика, при наличии доступа к объектам истца автомобильного транспорта, не может являться обязанностью для завода к заключению спорного договора.
Суды также отклонили доводы истца о злоупотреблении ответчиком правом, так как действия завода по реконструкции железнодорожных путей необщего пользования с кадастровыми номерами 23:26:0000000:6018, 23:26:0000000:6292 направлены, в первую очередь, на выполнение обязательств по заключенным соглашениям с Министерством энергетики Российской Федерации по строительству и вводу в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти, а не на злоупотребление своим положением.
С учетом представленных в материалы дела доказательств и позиций участвующих в деле лиц суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Приведенные заявителем доводы выражают несогласие с оценкой доказательств по делу и по существу направлены на их переоценку, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 по делу N А32-5707/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая необходимость получения такого согласия, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.01.2013 N 10728/12 указал, что при транзитном проезде вагонов по железнодорожным путям необщего пользования контрагент и владелец части путей необщего пользования вправе урегулировать свои отношения путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава; если стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг по пропуску железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям необщего пользования, этот договор не может заключаться в обязательном порядке.
В тех случаях, когда контрагент не обслуживается локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, а также отказа владельца пути необщего пользования от заключения договора по пропуску железнодорожного подвижного состава по своим путям, отношения по транзиту вагонов по путям необщего пользования в адрес контрагента подлежат регулированию посредством установления договорных связей с РЖД. Такие договоры обязательны к заключению перевозчиком и именно о договорах с перевозчиком даны разъяснения в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2024 г. N Ф08-6606/24 по делу N А32-5707/2023