г. Краснодар |
|
05 августа 2024 г. |
Дело N А32-63089/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Электросети Кубани" - Горбунковой Е.С. (доверенность от 08.12.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "КЖБИ" - Ковалевой Е.В. (доверенность от 23.10.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А32-63089/2023, установил следующее.
АО "Электросети Кубани" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 09.08.2023 по делу N 023/04/9.21-2343/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КЖБИ" (далее - ООО "КЖБИ").
Решением от 01.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2024, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса, соблюдением управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы общества сводятся к отсутствию у него правовой обязанности заключения договора технологического присоединения до представления ООО "КЖБИ" оригиналов документов, подтверждающих право собственности (владения) на энергопринимающие устройства и, соответственно, отсутствию в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КЖБИ" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. ООО "КЖБИ" полагает, что общество надлежащим образом уведомлено о смене собственника энергопринимающих устройств на объекте, расположенном по адресу г. Славянск-на-Кубани и, как профессиональный участник правоотношений в сфере электроэнергетики, с этого момента обязано осуществить действия по расторжению договора энергоснабжения с предыдущим собственником и заключению нового договора с действующим собственником, каким является ООО "КЖБИ".
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило отзыв на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и ООО "КЖБИ", проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление поступило обращение ООО "КЖБИ" на действия общества, выразившиеся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), связанные с несоблюдением порядка переоформления договора энергоснабжения. Управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-4872/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса; 24.10.2023 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса и постановлением от 07.11.2023 привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением управления от 07.11.2023 N 023/04/9.21-4872/2023, обществом обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Кодексом, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами N 861, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктом 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", статьями 421, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Судебные инстанции установили, что общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передаче электрической энергии.
Суды установили, что 29.06.2023 ООО "КБЖИ" обратилось к обществу с заявлением о переоформлении АРБП и АТП в связи со сменой собственника объекта: трансформаторной подстанции ТП-ПФ 5-04п 630 10/0,4 кВ, комплексной подстанции КТП-ПФ5-13п 100 10/0,4 кВ, расположенных по адресу:
г. Славянск-на-Кубани, ул. Зеленского, 1А на основании договора купли - продажи от 04.02.2023 N 52, заключенного Смагиным Д.А. и ООО "КЖБИ". По указанному договору в собственность потребителя перешли следующие объекты электросетевого хозяйства: высоковольтный щит 10 кВ; трансформаторная подстанция ТП-ПФ 5-04п 630 10/0,4 кВ; трансформаторная подстанция ТП-ПФ 5-13п 100 10/0,4 кВ.
Смагин Д.А., в свою очередь, приобрел указанные ТП по договору купли-продажи имущества от 04.01.2023N 39-23935 на электронной площадке ООО "Фабрикант.ру" (https://www.fabrikant.ru) на открытых по составу участников торгах посредством публичного предложения по продаже имущества ЗАО Славянский завод "Стройматериалы", признанного банкротом (сообщение N10475512 от 03.01.2023 о результатах торгов).
Сетевой организацией в адрес ООО "КБЖИ" направлено письмо от 06.07.2023 о приостановлении рассмотрения заявки на переоформление АТП 3 до получения информации от ЗАО Славянский завод "Стройматериалы", являющегося стороной по договору энергоснабжения по вышеуказанному объекту.
Письмом от 17.07.2023 арбитражный управляющий ЗАО Славянский завод "Стройматериалы" Ищенко Е.Е. предоставил обществу информацию о том, что в настоящее время у завода утрачено право собственности на высоковольтный щит 10 кВ, трансформаторную подстанцию ТП-ПФ 5-04п 630 10/0,4 кВ и комплектную трансформаторную подстанцию КТП-ПФ5-13п 100 10/0,4 кВ, в связи, с чем у нового собственника возникло право заключения соответствующего договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Общество, посчитав, что по договору купли - продажи от 04.01.2023 Смагину Д.А. от ЗАО "Славянский завод "Стройматериалы" не перешло в собственность в полном объеме оборудование трансформаторных подстанций ТППФ 5-04п, ТП-ПФ 5- 13п (РУ-0,4 кВ ТП, РУ-10 кВ ТП), а только силовые трансформаторы, указало на непредставление заявителем документов, подтверждающих право собственности (владения) энергопринимающими устройствами, что послужило основанием для отказа в переоформлении документов технологического присоединения и обращения в управление ООО "КБЖИ" с заявлением о нарушении обществом пунктов 69, 75 Правил N 861.
По результатам рассмотрения жалобы, комиссия управления пришла к выводу о нарушении обществом требований пунктов 69, 75 Правил N 861, выразившемся в отказе в переоформлении документов технологического присоединения объекта потребителя (ООО "КБЖИ") и наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861 регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14, 34 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами N 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами N 861.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства и, установив, что надлежащим собственником энергопринимающих устройств является ООО "КЖБИ", которое обратилось в филиал гарантирующего поставщика - общества, в г. Славянск-на-Кубани, с заявкой на переоформление документом технологического присоединения с приложением всех необходимых документов, суды обосновано указали, что общество надлежащим образом уведомлено о смене собственника энергопринимающих устройств на спорном объекте и обязано было переоформить документы технологического присоединения на ООО "КЖБИ", право собственности на объект которого также подтверждено уведомлением конкурсного управляющего ЗАО Славянский завод "Стройматериалы" об утрате прежним собственником права собственности на ТП-ПФ 5-04п, КТП-П5-13п(а/э) и необходимости переоформления документов технологического присоединения на нового собственника (ООО "КЖБИ").
Таким образом, вывод судебных инстанций о нарушении обществом пунктов 69, 75 Правил N 861, выразившемся в нарушении порядка переоформления документов технологического присоединения; о представлении ООО "КБЖИ" необходимых документов, подтверждающих переход к нему права собственности на энергопринимающие устройства и права на переоформление АТП, основан на исследовании и оценке представленных в материалы данного дела доказательств, протокола об административном правонарушении, и является правильным. Документально данный вывод общество не опровергло.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Установив, что общество необоснованно отказало ООО "КЖБИ" в переоформлении документов технологического присоединения; ранее общество привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса (дело N А32-29881/2022); имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по переоформлению документов технологического присоединения, в данном случае общество не приняло необходимые меры по соблюдению публично-правовой обязанности, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса и обоснованном привлечении общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество не представило.
Доказательства отсутствия у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Основания для применения статьей 2.9, 4.1.1, 4.1 Кодекса, возможность применения которых является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела, судебные инстанции не установили.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы общества исследованы судами и получили соответствующую правовую оценку. То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А32-63089/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что общество необоснованно отказало ООО "КЖБИ" в переоформлении документов технологического присоединения; ранее общество привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса (дело N А32-29881/2022); имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по переоформлению документов технологического присоединения, в данном случае общество не приняло необходимые меры по соблюдению публично-правовой обязанности, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса и обоснованном привлечении общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество не представило.
...
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Основания для применения статьей 2.9, 4.1.1, 4.1 Кодекса, возможность применения которых является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела, судебные инстанции не установили.
...
Доводы общества исследованы судами и получили соответствующую правовую оценку. То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2024 г. N Ф08-5571/24 по делу N А32-63089/2023