г. Краснодар |
|
05 августа 2024 г. |
Дело N А18-2743/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" и заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N N А18-2743/2023, установил следующее.
ООО "Южная транспортная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия (далее - управление) об оспаривании постановления от 15.09.2023 N 649 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части взыскания штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Решением от 14.12.2023 суд изменил оспариваемое обществом постановление управления в части взыскания штрафа и назначил наказание в виде предупреждения. Решение мотивировано наличием смягчающего ответственность общества обстоятельства, позволившего заменить назначенное обществу наказание в виде штрафа на предупреждение.
Постановлением от 05.03.2024, суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 14.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказал (абзац 2 резолютивной части). Суд апелляционной инстанции изменил постановление управления от 15.09.2023 N 649 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей, снизив размер штрафа до 150 тыс. рублей (абзац 3 резолютивной части).
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 11.33 Кодекса; отсутствием оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса, ввиду повторности совершения обществом правонарушения и наличием оснований для применения статьи 4.1 Кодекса и снижения размера назначенного обществу штрафа до 150 тыс. рублей.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, несоблюдение обществом требований в области организации регулярных перевозок явилось следствием отказа Администрации города Назрань в выдаче необходимых разрешительных документов. Не оспаривая осуществление регулярных пассажирских перевозок при отсутствии карты маршрута регулярных пассажирских перевозок в сентябре 2023 года (5, 8, 12 сентября), общество полагает, что оно не может быть дважды привлечено к административной ответственности, поскольку уже ранее привлечено к ответственности за такое же нарушение (постановление от 30.08.2023 N 600).
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.07.2024 до 16 часов 50 минут 23.07.2024.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда следует изменить на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 05.09.2023, 08.09.2023 и 12.09.2023 в ходе рейдовых мероприятий сотрудниками управления проведена проверка транспортных средств общества и составлены протокол осмотра ТС N 829 и акт постоянного рейда от 05.09.2023 N 829; протокол осмотра ТС N 849 и акт постоянного рейда от 08.09.2023 N 849; протокол осмотра ТС N 850 и акт постоянного рейда от 08.09.2023 N 850; протокол осмотра ТС N 834 и акт постоянного рейда от 12.09.2023 N 834. В ходе проверки установлено, что общество осуществляло перевозку пассажиров без карты маршрута регулярных перевозок.
15 сентября 2023 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 127 по части 4 статьи 11.33 Кодекса и вынесено постановление N 643 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением управления от 15.09.2023 N 649 в части назначенного административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 11.33 Кодекса использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В силу статьи 35 Закона N 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 20 части 1 статьи 3 Закон N 220-ФЗ установлено, что под картой маршрута регулярных перевозок понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В силу части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Оценка соблюдения обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (часть 1 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
Следовательно, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление регулярных перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
В силу частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок, под которым понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, определенные в установленном порядке. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса. Данное обстоятельство общество не оспаривает.
При этом суд первой инстанции, указав, что обществом впервые совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса, пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции, установив, что допущенное обществом правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением административного органа не является первичным, поскольку ранее постановлением административного органа от 30.08.2023 N 600 заявитель уже привлекался к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса, в связи с чем отсутствует возможность применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса, учитывая, что назначенный обществу административный штраф не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение его прав, конкретные обстоятельства допущенного нарушения, отменил решение суда первой инстанции и, применив статью 4.1 Кодекса, изменил постановление административного органа в части назначенного наказания, снизив размер назначенного ООО "Южная транспортная компания" штрафа до 150 тыс. рублей.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 150 тыс. рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится затруднительным, а в некоторых случаях - невозможным.
Исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Довод общества относительно привлечения его к административной ответственности дважды за одно длящееся правонарушение является несостоятельным, поскольку противоречит материалам дела и обстоятельствам, установленным судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции установил соблюдение административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса. Документально данный вывод суда апелляционной инстанции общество не опровергло.
Вместе с тем, учитывая, что суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 11.33 Кодекса, признал частично обоснованным требование общества в части назначенного оспариваемым постановлением штрафа, снизив его размер до 150 тыс. рублей, суд кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для указанного в резолютивной части постановления вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем указанный вывод подлежит исключению из резолютивной части постановления апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах из резолютивной части постановления апелляционной инстанции от 05.03.2024 по делу N А18-2743/2023 подлежит исключению вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, как противоречащий мотивировочной части постановления и абзацу 3 резолютивной части постановления.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А18-2743/2023 изменить. Исключить из резолютивной части судебного акта вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А18-2743/2023 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится затруднительным, а в некоторых случаях - невозможным.
...
Суд апелляционной инстанции установил соблюдение административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса. Документально данный вывод суда апелляционной инстанции общество не опровергло.
Вместе с тем, учитывая, что суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 11.33 Кодекса, признал частично обоснованным требование общества в части назначенного оспариваемым постановлением штрафа, снизив его размер до 150 тыс. рублей, суд кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для указанного в резолютивной части постановления вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем указанный вывод подлежит исключению из резолютивной части постановления апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2024 г. N Ф08-5156/24 по делу N А18-2743/2023