г. Краснодар |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А32-54425/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от истца - Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Мосьпан А.И. (доверенность от 12.12.2022), в отсутствие ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа N 25 имени Валентна Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовский район (ИНН 2342013084, ОГРН 1022304342125), третьего лица - администрации муниципального образования Мостовский район (ИНН 2342010887, ОГРН 1022304340992), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа N 25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовский район и администрации муниципального образования Мостовский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 по делу N А32-54425/2023, установил следующее.
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - управление) обратилась в арбитражный суд с иском к МБОУ основная общеобразовательная школа N 25 имени Валентина В.Б. станицы Баракаевской МО Мостовский район (далее - учреждение) о понуждении к исполнению требований охранного обязательства, а именно, обязать общеобразовательное учреждение в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда на основании задания управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр, (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации МО Мостовский район (далее - администрация).
Решением суда от 22.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2024, требование удовлетворено.
В кассационных жалобах учреждение и администрация просят судебные акты отменить и установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения в законную силу. Заявители указывают, что в проекте бюджета МО Мостовский района на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годы не предусмотрены денежные средства для перечисления его районному управлению образованием администрации для дальнейшей передачи учреждению для исполнения требований охранного обязательства. Судами не учтена длительность проведения конкурсных процедур и срок исполнения контракта подрядной организацией.
В отзыве на жалобу управление просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель управления высказал свои возражения против доводов кассационных жалобы
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.09.2020 приказом администрации Краснодарского края N 573-кн в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр, (далее - ОКН), утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство).
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан в срок до 2 квартала 2023 года (01.07.2023) организовать работу по разработке проекта сохранения памятника (научно-исследовательские, проектные и производственные работы).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный объект культурного наследия является нежилым зданием с кадастровым номером 23:20:0702001:482, находящимся в собственности муниципального образования Мостовский район Краснодарского края и переданным на праве оперативного управления МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской.
Таким образом, МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской является законным владельцем объекта культурного наследия, уполномоченным на исполнение охранного обязательства.
Письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) от 11.09.2020 N 78-12-10558/20 в адрес администрации муниципального образования Мостовский район Краснодарского края направлена копия приказа администрации Краснодарского края от 10.09.2020 N 573-кн. Ъ
Письмом от 17.09.2020 N 01-4212/20 администрация муниципального образования Мостовский район Краснодарского края подтвердила получение вышеуказанного письма управления. Задание и разрешение на разработку научно-проектной документации по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия управлением не выдавались, проектная документация в управление до настоящего времени не представлена, что подтверждается заключением управления от 25.09.2023, вынесенным по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в отношении объекта культурного наследия.
В связи с вышеизложенным, истец считает необходимым обязать ответчика исполнить требования охранного обязательства, а именно обязать в течение 6 (шести) месяцев организовать работу по разработке проекта сохранения памятника (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является согласованный управлением научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия обеспечивается соблюдением мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая длительное непринятие учреждением мер, которые носят неотложный характер, по проведению работ по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия спорного объекта, суды правомерно удовлетворили требование управления.
Аргументы заявителей относительно длительности процесса разработки проектной документации были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены. Кроме того, ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при наличии к тому правовых оснований (аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2023 по делу N А32-18971/2022).
Отклоняя доводы об отсутствии финансирования, суды правомерно указали, что данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (подобная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 N 305-КГ16-9753 по делу N А40-71663/2015, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 06.02.2023 по делу N А23-1092/2022).
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам, приведенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 по делу N А32-54425/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность требования об обязательстве образовательного учреждения разработать проект сохранения объекта культурного наследия, указав на необходимость исполнения охранного обязательства. Апелляционные инстанции отклонили доводы о недостаточности финансирования и длительности конкурсных процедур, указав, что эти обстоятельства не освобождают от исполнения обязательств в области охраны культурного наследия.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2024 г. N Ф08-6422/24 по делу N А32-54425/2023