г. Краснодар |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А32-18971/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Соловьева А.В. (доверенность от 26.05.2022), от ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Ненаховой Е.Е. (доверенность от 26.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 по делу N А32-18971/2022, установил следующее.
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация города) о понуждении исполнить охранное обязательство в натуре.
Решением от 12.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2022, иск удовлетворен; суд обязал администрацию города в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке и представлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование научно-проектной документации на проведение первоочередных противоаварийных мероприятий в отношении объекта культурного наследия регионального значения - "Дом жилой" (конец XIX - начало XX веков"), расположенного по адресу:
Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, литера "Г" (далее - объект культурного наследия); в течение трех месяцев с момента согласования региональным органом государственной охраны объектов культурного наследия названной научно-проектной документации выполнить комплекс первоочередных противоаварийных ремонтных работ в отношении указанного объекта культурного наследия; в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке и представлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с приспособлением к современному использованию.
В кассационной жалобе администрация города просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, истец выбрал ненадлежащий способ защиты права; решение суда является неисполнимым ввиду того, что для разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации требуется не менее 36 месяцев; земельный участок под объектом культурного наследия не сформирован, что не позволяет передать его в постоянное (бессрочное) пользование структурному подразделению администрации города, которое уполномочено выполнять работы по реконструкции объекта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, приказом администрации Краснодарского края от 08.07.2021 N 437-кн в отношении объекта культурного наследия, утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство).
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости объект культурного наследия является многоквартирным жилым домом общей площадью 232,8 кв. м с кадастровым номером 23:43:0303959:118 и находится в собственности муниципального образования город Краснодар.
В порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) управление письмом от 12.07.2021 N 78-12-10693/21 направило в адрес администрации копию охранного обязательства.
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан произвести следующие работы:
- научно-исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта культурного наследия, срок выполнения работ - IV квартал 2021 года;
- проектные работы по сохранению объекта культурного наследия, срок выполнения работ - IV квартал 2021 года (1-й этап: научно-проектная документация на проведение первоочередных противоаварийных мероприятий) и IV квартал 2021 года (2-й этап: научно-проектная документация на проведение работ по сохранению памятника с приспособлением к современному использованию);
- производственные работы по сохранению объекта культурного наследия, срок выполнения работ - IV квартал 2021 года (1-й этап: выполнить комплекс первоочередных противоаварийных ремонтных работ) и IV квартал 2023 года (2-й этап: выполнить работы по сохранению памятника с приспособлением к современному использованию);
- содержание, использование и ремонт объекта культурного наследия, срок выполнения работ - постоянно;
- установка информационной надписи и обозначений на объекте культурного наследия, срок выполнения работ - IV квартал 2023 года.
Исковые требования управления мотивированы ненадлежащим исполнением администрацией города условий охранного обязательства, а именно не выполнены первоочередные противоаварийные мероприятия и разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению памятника с приспособлением к современному использованию, что подтверждается заключением управления от 30.01.2022.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 10, 11, 33, 40, 42, 45, 47.3, 47.6 Закона N 73-ФЗ, суды пришли к выводу о недоказанности администрацией города надлежащего исполнения условий охранного обязательства.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Апелляционный суд, отклоняя ссылку ответчика на отсутствие сформированного земельного участка, указал на то, что данное обстоятельство, а также отсутствие должного взаимодействия между структурными подразделениями администрации города не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по надлежащему исполнению условий охранного обязательства.
Аргументы ответчика относительно длительности процесса разработки проектно-сметной документации могут быть предметом рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при наличии к тому правовых оснований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 по делу N А32-18971/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) управление письмом от 12.07.2021 N 78-12-10693/21 направило в адрес администрации копию охранного обязательства.
...
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 10, 11, 33, 40, 42, 45, 47.3, 47.6 Закона N 73-ФЗ, суды пришли к выводу о недоказанности администрацией города надлежащего исполнения условий охранного обязательства.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф08-13851/22 по делу N А32-18971/2022
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10872/2023
21.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12170/2023
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13851/2022
25.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17322/2022
12.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18971/2022