г. Краснодар |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А32-41346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" (ОГРН 1142312007199) - Радчука Н.Н. (доверенность от 10.01.2024), в отсутствие истца - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А32-41346/2022, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "ТрансСтрой" (далее - общество) о расторжении договора от 27.03.2015 N 4 о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату.
Решением от 09.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.03.2024, исковые требования удовлетворены: договор от 27.03.2015 N 4 расторгнут; с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 6000 рублей государственной пошлины. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 421, 432, 450, 451, 779 - 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), положениями Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств и маломерных судов" (далее - Закон N 2508-КЗ) и условиями договора от 27.03.2015 N 4, признав, что по своей правовой природе он является договором возмездного оказания услуг, правовая регламентация правоотношений по которым регулируется нормами главы 39 Гражданского кодекса. Общество фактически оказывает услуги Краснодарскому краю, действующему в лице министерства, по перемещению задержанных в результате совершения лицами административных правонарушений, влекущих задержание транспортных средств, по хранению таких транспортных средств на специализированных стоянках и их возврату. Краснодарский край является услугополучателем (заказчиком услуг) и реализует свою функцию, в том числе по надлежащему функционированию дорожно-транспортной системы края. В свою очередь, общество, оказывая данные услуги, получает плату, но не непосредственно от Краснодарского края, а за счет лиц, привлекаемых к административной ответственности, чьи транспортные средства задерживаются за совершение административных правонарушений и помещаются на специализированные автостоянки (статья 6 Закона N 2508-КЗ). Такой порядок оплаты оказываемых услуг функционирует в силу Закона N 2508-КЗ и не противоречит правовой конструкции правоотношений по возмездному оказанию услуг. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса).
В рассматриваемом договоре отсутствует условие о том, что министерство ограничено в реализации полномочия, предоставленного заказчику услуг приведенной нормой Гражданского кодекса. Таким образом, министерство в любой момент, без объяснения конкретных мотивов, вправе заявить односторонний отказ от исполнения договора от 27.03.2015 N 4. Право министерства основано на положениях статьи 450.1 Гражданского кодекса с учетом разъяснений, указанных в пунктах 13 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении". Таким образом, действующим законодательством заказчику предоставлено право расторжения договора в одностороннем порядке. В данном случае для того, чтобы договор прекратил свое действие министерству достаточно письменно уведомить общество об этом факте и договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении. Министерство в рамках выполнения предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10.06.2020 N 17542/9 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, направило для подписания дополнительное соглашение к договору от 27.03.2015 N 4, которое не подписано. Однако, в письме от 02.10.2020 и при обращении с иском министерство прямо выразило волю на прекращение с обществом договорных отношений путем направления соглашения о расторжении договора. Избранный министерством способ защиты нарушенного права направлен на устранение правовой неопределенности в правоотношениях сторон по рассматриваемому договору, учитывая, что общество отрицает факт возможности прекращения договорных отношений по воле министерства. В этой связи суды признали, что вне зависимости от доводов, приводимых министерством в обоснование исковых требований, последнее однозначно выразило свою волю на отказ от услуг, оказываемых обществом, что не противоречит статьям 450.1, 782 Гражданского кодекса. Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности не имеет значения для рассматриваемого спора, поскольку министерство вправе заявить об отказе от исполнения договора, в том числе посредством обращения с соответствующим иском о расторжении договора в любой момент исполнения сделки. Удовлетворение иска министерства не будет оказывать влияния на возможность участия общества в торгах по заключению аналогичных договоров на условиях, соответствующих нормативным требованиям Закона N 2508-КЗ в актуальной редакции.
В кассационной жалобе общество просит решение от 09.01.2024 и постановление апелляционного суда от 13.03.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что министерство не представило доказательств существенных нарушений договора и причинения ущерба. Довод истца о необходимости изменения договора в связи с несоответствием новым положениям Закона N 2508-КЗ является несостоятельным. Изменение норм действующего законодательства не рассматривается законом в качестве существенного изменения обстоятельств, при которых возможно изменение договора в судебном порядке на основании статьи 451 Гражданского кодекса. Поскольку с учетом согласованного сторонами договора длительного срока (бессрочный) стороны не могли не предвидеть изменений гражданского законодательства или законодательства Краснодарского края, постольку изменения в Закон N 2508-КЗ не может быть признаны существенным изменением обстоятельств, имевших место при заключении договора. У министерства к обществу претензий по качеству исполняемых услуг не имелось.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Министерство явку процессуального представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, извещено надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Департамент транспорта Краснодарского края и общество заключили договор от 27.03.2015 N 4, по условиям которого общество выполняет работы по перемещению задержанных транспортных средств, хранению и возврату на специализированные стоянки; выполнение работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки осуществляется транспортными средствами с государственными регистрационными знаками: Р164Н0123, Р165Н0123, Х169МС123, Х170МС123, Н803МО123. Данный договор заключен на основании норм Закона N 2508-КЗ.
Департамент транспорта Краснодарского края переименован в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
В соответствии со статьей 3 Закона N 2508-КЗ (в редакции, действовавшей до 23.03.2019) деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату осуществляется уполномоченной организацией на основании договора с уполномоченным органом. Установление сроков действия договора не предусматривалось.
23 марта 2019 года внесены изменения в Закон N 2508-КЗ, которые определяют срок действия договоров на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату - 5 лет, порядок заключения таких договоров исключительно посредством проведения торгов (аукциона на понижение цены), также внесены изменения в части осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату.
Исходя из пункта 4.1 договора от 27.03.2015 N 4, досрочное его расторжение осуществляется, в том числе в судебном порядке по инициативе уполномоченного органа, при существенном нарушении уполномоченной организацией условий данного договора, пункта 2.3 указанного договора, либо в случае утраты уполномоченной организацией правовых оснований владения (распоряжения) земельным(и) участком(ми), указанным(и) в пункте 1.1 данного договора, а также существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Положение о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края утверждено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1271, в соответствии с пунктом 1.1 которого министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, дорожного движения на них, организации дорожного движения.
Письмами от 31.07.2020, от 02.10.2020 министерство направило обществу предложение о рассмотрении вопроса о заключении дополнительных соглашений к действующему договору в целях приведения в соответствие с нормами Закона N 2508-КЗ. В случае отказа от заключения дополнительных соглашений обществу предложено подписать соглашение о расторжении договора (т. 1, л. д. 17).
Министерство в адрес общества направило соответствующее дополнительное соглашение (т. 1, л. д. 18), ответ не поступил.
В связи с отказом общества от внесения изменений в договор министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 420, пункты 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса).
Договор от 27.03.2015 N 4 заключен сторонами на основании Закона N 2508-КЗ. Данный закон устанавливает порядок перемещения задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств и маломерных судов, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств. Во исполнение части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Краснодарского края 04.06.2012 принят Закон N 2508-КЗ. Данный Закон под перемещением задержанного транспортного средства понимает перемещение такого транспортного средства с места задержания при помощи другого транспортного средства на специализированную стоянку. Под хранением задержанного транспортного средства понимается хранение такого транспортного средства на специализированной стоянке.
Закон N 2508-КЗ в первоначальной редакции предусматривал исключительно заявительный порядок заключения договоров на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату владельцам транспортных средств. Также Закон N 2508-КЗ не предусматривал срок, на который заключаются такие договоры (либо сроки исполнения сторонами своих обязательств по этим договорам).
В период с 2019 по 2022 годы в Закон N 2508-КЗ внесены существенные изменения, предусматривающие срочность (не более 5 лет) договоров о выполнении работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и договоров по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, а также их возврату. Изменен и порядок заключения таких договоров, которые заключаются с заинтересованными лицами не в заявительном порядке, а посредством публичных процедур (проведения торгов в виде аукциона на понижение цены).
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункты 1, 2 статьи 407).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. При разрешении спора суды установили, что общество фактически оказывает услуги Краснодарскому краю (в лице министерства) по перемещению задержанных в результате совершения лицами административных правонарушений, влекущих задержание транспортных средств, на специализированные стоянки. Тем самым Краснодарский край является получателем (заказчиком) услуг и реализует свою функцию, в том числе, по надлежащему функционированию дорожно-транспортной системы края. Общество, оказывая данные услуги, получает плату не от Краснодарского края непосредственно, а за счет лиц, привлекаемых к административной ответственности, чьи транспортные средства задерживаются и помещаются на специализированные стоянки. Такой порядок оплаты оказываемых услуг действует в силу требований Закона N 2508-КЗ и не противоречит правовой конструкции договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса). В рассматриваемом договоре отсутствуют условия о том, что министерство ограничено в реализации полномочия, закрепленного в пункте 2 статьи 782 Гражданского кодекса. Следовательно, истец в любой момент, без объяснения конкретных мотивов вправе заявить односторонний отказ от исполнения договора. В письмах от 31.07.2020 и 02.10.2020 при обращении в суд с иском министерство прямо выразило волю на прекращение с обществом договорных отношений. Избранный истцом способ защиты нарушенного права направлен на устранение правовой неопределенности в правоотношениях сторон, учитывая, что общество отрицает возможность прекращения договора по воле министерства. Удовлетворение иска не будет оказывать влияния на возможность участия ответчика в торгах по заключению аналогичных договоров на условиях, соответствующих нормативным требованиям Закона N 2508-КЗ (в действующей редакции).
Доводы кассационной жалобы окружным судом изучены и отклонены, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель, проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кроме того, коллегия не может не учитывать правовую позицию, изложенную в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2023 по делу N А32-40904/2022, от 21.12.2023 по делу N А32-46075/2022 со схожими обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А32-41346/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность расторжения договора о хранении задержанных транспортных средств, установив, что заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения договора без объяснения причин. Судебные инстанции отметили, что министерство выразило волю на прекращение договорных отношений, что не противоречит действующему законодательству. Кассационная жалоба ответчика отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2024 г. N Ф08-4592/24 по делу N А32-41346/2022