г. Краснодар |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А32-29670/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И,, при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Коняшиным Д.А. и участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Формат" (ИНН 2365020828, ОГРН 1132365000173) - Серкуш А.А. (доверенность от 01.08.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Королевой В.В. (доверенность от 31.05.2024), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024 по делу N А32-29670/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Формат" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23, в предоставлении в аренду обществу без торгов земельного участка площадью 1076 кв. м с кадастровым номером 23:51:0301001:432, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственных помещений;
- обязать уполномоченный орган в течение месяца с момента вступления решения в законную силу предоставить в аренду обществу без торгов указанный участок.
Заявление основано на положениях статей 1, 39.6, 39.8, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и мотивировано следующим. Общество является сособственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0301001:432, ранее предоставленного в аренду правопредшественнику заявителя. В связи с окончанием срока действия договора аренды от 14.01.2013 N 0000002947 общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора на новый срок, однако департамент незаконно отказал в предоставлении данного участка в аренду, нарушив этим права (интересы) общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1076 кв. м с кадастровым номером 23:51:0301001:432, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственных помещений. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432.
Суды установили, что на основании приказа департамента от 14.01.2013 N 23 "О предоставлении ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО) в аренду земельного участка в Туапсинском районе для эксплуатации производственных помещений" между департаментом и ликеро-водочным заводом "Георгиевское" (далее - завод) заключен договор от 14.01.2013 N 0000002947 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432. Участок площадью 1076 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации производственных помещений и предоставлен заводу на 10 лет (до 14.01.2023). На данном участке расположен объект (нежилое помещение N 12) площадью 756,9 кв. м с кадастровым номером 23:51:0301001:557, имеющее адрес: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, дом N 19, собственником которого ранее являлся завод. На основании договора купли-продажи от 22.09.2017 N 38-п общество приобрело данный объект в собственность. Между заводом и общество заключено соглашение от 26.10.2017 об уступке прав по договору аренды от 14.01.2013 N 0000002947, по условиям которого к обществу перешли все права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432. Общество 21.04.2023 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432 в аренду на новый срок (без торгов). Письмом от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23 департамент отказал в предоставлении указанного участка ввиду отсутствия информации о соответствии предельной площади земельного участка, занятой объектом недвижимого имущества и необходимой для его использования. Общество, полагая, что отказ департамента, выраженный в письме от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23, является незаконным и нарушает его права (интересы), оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 35, 39.6, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса. Суды учли также правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394. Возражая на заявление, департамент дополнительно пояснил, что по сведениям ГИСОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432, предоставленных администрацией муниципального образования Туапсинский район (письмо от 10.05.2023 N 1470/03.2), данный участок расположен в производственной зоне (П1). Пунктом 11.10.3 статьи 11.10 Правил землепользования и застройки Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края, утвержденных Советом Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 24.09.2015 N 43.2 (в редакции от 16.08.2022), установлено соотношение площади общетоварных складов и размеров участков, необходимых для их размещения. Так, на площадь общетоварного склада на 1 тыс. человек непродовольственных товаров площадью 217 кв. м размер земельного участка составляет 740 кв. м (для одноэтажного) и 490 кв. м (для многоэтажного) общетоварного склада. Исходя из фототаблицы, приложенной к акту от 10.05.2023 N 109 обследования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432, составленному специалистом ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", в собственности заявителя находится двухэтажный тарный склад. С учетом представленных администрацией муниципального образования Туапсинского района сведений, документов территориального планирования и зонирования, установлена минимальная площадь земельного участка для размещения двухэтажного тарного склада площадью 756,9 кв. м - порядка 1720 кв. м. В этой связи департамент полагает, что обществом не представлена информация о соответствии минимальной площади земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимой для его использования, утвержденная в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации. Суды исходили из того, что в настоящем деле отсутствует необходимость установления возможности раздела земельного участка в целях формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта с кадастровым номером 23:51:0301001:557, принадлежащего на праве собственности обществу. Здание-склад с кадастровым номером 23:51:0301001:223, сведения о котором приводит департамент, по сведениям ЕГРН снят с кадастрового учета 19.09.2022. Таким образом, принадлежащее заявителю нежилое помещение N 12 (этаж N 1) с кадастровым номером 23:51:0301001:557 в ЕГРН является самостоятельным объектом недвижимости. Из материалов дела также следует, что земельный участок площадью 1076 кв. м с кадастровым номером 23:51:0301001:432 изначально предоставлялся заводу (первоначальному арендатору) под размещение объекта недвижимости (площадью 756,9 кв. м) на основании договора от 14.01.2013 N 0000002947. Обществом в материалы дела представлен расчет нормативной площади земельного участка по отношению к площади расположенных на нем объектов капитального строительства, а также о соответствии испрашиваемой площади требованиям законодательства и документам территориального планирования, подготовленный ООО "Управление кадастра, оценки и инвентаризации". Согласно данному расчету объект недвижимости (нежилое помещение N 12, склад) с кадастровым номером 23:33:0301001:557 площадью 756,9 кв. м расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0301001:432. Фактическая площадь участка (1076 кв. м) не противоречит требованиям утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края и соответствует площади, необходимой для расположенного на нем помещения и его эксплуатации. Суды признали представленный расчет площади участка, необходимого для эксплуатации объекта общества (нежилого помещения склада N 12), подготовленный ООО "Управление кадастра, оценки и инвентаризации", надлежащим (относимым, допустимым и достоверным) доказательством. Таким образом, в обоснование своей правовой позиции обществом в суд первой инстанции представлен расчет нормативной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации производственных (складских) помещений. Обществом представлены также другие доказательства, обосновывающие заявленные требования: акт обследования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432 и фототаблица к нему; выписки из ЕГРН на объект недвижимости и земельный участок. При этом земельный участок изначально предоставлялся в аренду под объект недвижимости площадью 756,9 кв. м, что подтверждается договором аренды земельного участка. При этом, приобретая в собственность объект недвижимости, заявитель приобрел в силу закона право аренды на испрашиваемый земельный участок. В ходе рассмотрения дела не заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы, представленные обществом доказательства департаментом не опровергнуты. С учетом изложенного, у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Признав оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права (интересы) заявителя как собственника объекта недвижимости, суд первой инстанции обязал уполномоченный орган в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432.
Департамент обжаловал решение и постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Жалоба мотивирована следующим. Судами удовлетворены требования без учета особенностей рассмотрения споров, установленных главой 24 Кодекса, на основании доказательств, отсутствовавших в распоряжении департамента в момент принятия решения, оспариваемого заявителем. В документах, представленных в уполномоченный орган обществом, а также в документах, полученных департаментом в рамках межведомственного взаимодействия, информация, позволяющая установить размеры земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, отсутствовала. Вместе с тем, в обоснование подтверждения позиции заявителя судами принят представленный им расчет нормативной площади земельного участка по отношению к площади расположенных на нем объектов капитального строительства, а также о соответствии площади требованиям законодательства и документам территориального планирования. При этом суды не приняли во внимание довод департамента о том, что расчет площади не был представлен при оказании государственной услуги. При рассмотрении споров в рамках главы 24 Кодекса суды обязаны исследовать представленные заявителем документы для оказания государственной услуги, а также сведения, известные уполномоченному органу на момент принятия им решения. Сведения и доказательства, не известные уполномоченному органу на этот момент, не могут обосновывать правовую позицию заявителя в судебном споре. Суды необоснованно приняли в качестве надлежащего доказательства представленный обществом расчет нормативной площади земельного участка по отношению к площади расположенных на нем объектов капитального строительства. При рассмотрении спора суды осуществили подмену деятельности органа исполнительной власти, так как суд осуществил сбор дополнительных доказательств, которыми департамент в момент оказание государственной услуги не располагал. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги по собственной инициативе. Суд не вправе подменять функции уполномоченного органа исполнительной власти, в ведении которого находится принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельного участка. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку удовлетворение требований собственника недвижимости в отсутствие доказательств, подтверждающих площадь земельного участка, необходимую для эксплуатации объектов недвижимого имущества, расположенных на таком участке, недопустимо. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, либо предоставление по договору аренды, такими доказательствами выступать не могут.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Департамент неправомерно полагает, что судами удовлетворены требования без учета особенностей рассмотрения споров, установленных главой 24 Кодекса, на основании представленных заявителем доказательств, отсутствовавших в распоряжении уполномоченного органа в момент принятия оспариваемого решения. В связи с заявленными возражениями и в подтверждение обоснованности площади испрашиваемого участка обществом 16.11.2023 Арбитражный суд Краснодарского края подано ходатайство о приобщении к делу расчета нормативной площади земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432. Данный расчет также подтверждает соответствие площади требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования Туапсинского городского поселения Туапсинского района. Расчет принят судами в качестве надлежащего (относимого, допустимого) доказательства. Департамент, ссылаясь на непредоставление обществом соответствующего расчета при обращении с заявлением о предоставлении государственной услуги, не учитывает, что земельным законодательством не предусмотрено в качестве обязательного документа для предоставления земельного участка в аренду направление в уполномоченный орган расчета, обосновывающего площадь испрашиваемого участка. При этом в соответствии со статьей 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого обществом отказа, выраженного в письме от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23, на соответствие закону или иному нормативному акту, возложена на уполномоченный орган.
На основании статьи 153.2 Кодекса судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель департамента поддерживал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель общества, участвовавший в судебном заседании посредством системы веб-конференции, против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа департамента от 14.01.2013 N 23 "О предоставлении ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО) в аренду земельного участка в Туапсинском районе для эксплуатации производственных помещений" между департаментом и заводом заключен договор от 14.01.2013 N 0000002947 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432. Участок площадью 1076 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации производственных помещений и предоставлен заводу на 10 лет (до 14.01.2023).
На данном участке расположен объект (нежилое помещение N 12) площадью 756,9 кв. м с кадастровым номером 23:51:0301001:557, имеющее адрес: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, дом N 19, собственником которого ранее являлся завод. На основании договора купли-продажи от 22.09.2017 N 38-п общество приобрело данное нежилое помещение в собственность. Между заводом и общество заключено соглашение от 26.10.2017 об уступке прав по договору от 14.01.2013 N 0000002947, по условиям которого к обществу перешли все права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432.
Общество 21.04.2023 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432 в аренду на новый срок (без торгов). Письмом от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23 департамент отказал в предоставлении указанного участка ввиду отсутствия информации о соответствии предельной площади земельного участка, занятой объектом недвижимого имущества и необходимой для его использования. Общество, полагая, что отказ департамента, выраженный в письме от 16.05.2023 N 52-33-21-18742/23, является незаконным и нарушает его права (интересы), оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие этого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, закреплен в статье 39.16 Земельного кодекса.
Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394). Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что участок с кадастровым номером 23:51:0301001:432 формировался и предоставлялся правопредшественнику заявителя (заводу) в аренду для эксплуатации объекта недвижимости (нежилого помещения с кадастровым номером 23:51:0301001:557). Арендные права на земельный участок в последующем перешли к обществу в связи с приобретением им объекта недвижимости в собственность. Согласно расчету, подготовленному ООО "Управление кадастра, оценки и инвентаризации", объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0301001:432, фактическая площадь которого составляет 1076 кв. м, не противоречит требованиям утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края. Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует площади, необходимой для использования (эксплуатации) расположенного на нем недвижимого имущества, принадлежащего обществу. Департаментом не доказана невозможность предоставления земельного участка, его формирования в иной площади и (или) конфигурации, не подтверждено, что такой участок не может быть предоставлен в аренду для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности обществу. Не установив действительных оснований, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду (без торгов), судебные инстанции признали оспариваемый обществом отказ департамента незаконным и нарушающим права (интересы) заявителя. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции обязал департамент в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301001:432.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 2 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (заключение (расчет) не предоставлялось заявителем при обращении в уполномоченный орган, оно достоверно не подтверждает возможность предоставления обществу земельного участка в испрашиваемой площади, суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о предоставлении земельного участка) судом округа не принимаются. Эти доводы противоречат положениям главы V.1 Земельного кодекса, главы 24 Кодекса, а также разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (пункты 15, 26). Исходя из установленных при разрешении спора обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, у суда округа отсутствуют основания для выводов, отличных от выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые признали решение департамента незаконным, а требования заявителя - обоснованными. Нормы материального права применены судами правильно, которыми надлежаще исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами в силу иного понимания им норм действующего законодательства, а также иной оценки фактических обстоятельств дела, само по себе не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых им решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024 по делу N А32-29670/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, так как заявитель, являясь собственником объекта недвижимости на этом участке, обосновал соответствие площади участка требованиям законодательства. Суд обязал орган в течение 20 дней подготовить проект договора аренды.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2024 г. N Ф08-5704/24 по делу N А32-29670/2023